Как бы в Госрезерве мышь не повесилась

19.06 19:18 | Укррудпром

Зеркало недели, 15 июня 2019. Опубликовано 18:32 19 июня 2019 года Чувствуя полную безнаказанность, глава Госрезерва продолжает нарушать законы.

 

В июле 2015-го, по представлению еще Айвараса Абромавичуса, на должность главы Государственного агентства резерва Украины (Госрезерва) тогдашний премьер Яценюк назначил энергичного и амбициозного Вадима Мосийчука. 

Технократа с хорошим английским, европейскими ценностями и “нулевой толерантностью к коррупции”. Но за более чем три года руководства прогрессивного и перспективного управленца в работе Госрезерва мало что изменилось к лучшему, скорее, наоборот.

Вадим Мосийчук энергично взялся за дело. В течение 2015—2017 гг. он сократил более 40% рабочих мест в системе госрезерва Украины, т.е. свыше тысячи работников остались без работы. Вместе с тем глава Госрезерва издал приказ №248 от 13 ноября 2017 г. “О внесении изменений в приказ Госрезерва от 31.12.2015 г. №192 “О премировании руководителей государственных организаций”, которым ежемесячно, ежеквартально и ежегодно начислялись премии в размере до 500%. Заработные платы руководителей государственных организаций, в подчинении которых находилось от 60 до 100 работников, начали достигать 100 тыс. грн и более в месяц. За счет того, что рядовые работники государственных организаций получали мизерные зарплаты, искусственно создавалась ситуация с наличием экономии фонда заработной платы для премирования директора, заместителя директора и некоторых приближенных к руководству лиц. Такие большие премии являются признаком незаконного обогащения отдельных должностных лиц за счет средств, заработанных своим трудом коллективом государственной организации. Говорят, что была создана система, при которой директору каждый месяц, каждый квартал и каждый год выплачивается некий “откат” в размере 1% от фактического объема поступления средств в специальный фонд. И подобные схемы были введены во многих других государственных организациях в различных сферах экономики. Результат не заставил себя долго ждать, — массовое недовольство людей властью.

Некоторые опытные руководители предприятий (организаций) и структурных подразделений центрального аппарата Агентства отказались принимать участие в реализации коррупционных схем, внедренных его главой. В 2015—2017 гг. их незаконно уволили и объявили коррупционерами. Суды признали эти увольнения незаконными и восстановили работников в должности. Но Вадим Мосийчук не исполнил ни одного судебного решения. Вместе с тем с Государственного агентства резерва Украины по решениям судов Государственным казначейством уже взыскано более 1,5 млн грн бюджетных средств (т.е. средств налогоплательщиков) на оплату вынужденного прогула работников, которых до сих пор так и не восстановили на работе по вине главы Госрезерва. Это свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. В связи с неисполнением судебных решений по восстановлению работников в должностях по представлению отдела принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины следователями Шевченковского и Печерского управлений Национальной полиции в городе Киеве в 2016—2018 гг. возбуждены четыре уголовных производства по ст. 382 Уголовного кодекса Украины. 

Эти уголовные правонарушения относятся к категории длящихся преступлений. Однако ни по одному из этих уголовных производств до этого времени не проведены какие-либо следственные действия. И, чувствуя полную безнаказанность, глава Госрезерва продолжает нарушать законы.

В распоряжении редакции есть документы, которые, в частности, подтверждают, что еще в 2015 г. правительство поручило Госрезерву освежить запасы зерна, буквально продав старое и купив новое. Госрезерв требование выполнил лишь частично: старое продал, а вот нового не закупил. В результате, согласно документу, запасы зерна в воюющем государстве в какой-то момент составляли всего 5% от утвержденного правительством количества и в случае необходимости обеспечили бы только двухнедельную жизнедеятельность государства. Поскольку ситуация существенно не менялась, в конце 2017-го премьер Гройсман даже просил привлечь СБУ к “ситуации, возникшей вследствие действий Госрезерва”.

Кроме того, Минэкономразвития и Госаудитслужба установили факты нарушения Госрезервом законодательства о публичных закупках в ходе закупки в государственный резерв топлива, поскольку после проведения торгов Госрезерв заключил с их победителями дополнительные соглашения, по которым количество топлива уменьшилось, а вот стоимость по договорам, наоборот, выросла. Как опасаются в министерстве и Госаудите, речь может идти о злоупотреблениях на сумму свыше 6,4 млн грн только на одной закупке.

Не меньше вопросов было к Госрезерву и при утилизации старых консервов, хранившихся в Львовской области, поскольку Госрезерв, который должен был уничтожить около 845 тыс. банок старых консервов, не смог предоставить Госуадиту ни фактического подтверждения наличия всех банок на складе, ни обоснованной стоимости их уничтожения. Где-то рядом с этой историей стоит еще одна — о попытке Госрезерва весной этого года бесплатно передать Запорожской и Луганской областям просроченные консервы и подсолнечное масло. Потом такое же, третьей свежести, продовольствие Госрезерв хотел передать Черновцам.

Был обеспокоен ситуацией и первый вице-премьер Кубив, когда выяснил, что вместо разработки и подачи на рассмотрение правительства концепции развития Госрезерва его руководитель проводит и анонсирует ни с кем не согласованные реформы государственных предприятий и организаций под управлением Госрезерва. План был действительно прогрессивный и “европейский” — превратить государственные организации, выполняющие функции складов, в государственные предприятия с целью их дальнейшего объединения в холдинги и подготовки к продаже государственных элеваторов, складских холодильников, хранилищ нефтепродуктов и т.п. Возмущенный первый вице-премьер даже требовал поднять вопрос об увольнении Мосийчука с должности, пока еще не поздно. Но в правительстве господина Кубива мало кто услышал.

После неоднократных публикаций в СМИ и многочисленных жалоб общественных организаций о многократных злоупотреблениях и Счетная палата провела наконец аудит эффективности управления материальными ценностями государственного материального резерва в Государственном агентстве резерва Украины, чтобы установить фактическое положение дел и дать оценку эффективности использования в 2017-м и 2018 г. бюджетных средств.

По информации на сайте Счетной палаты, рассмотрение отчета было запланировано на 26 февраля с.г. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона Украины “О Счетной палате” это ведомство регулярно обнародует в СМИ информацию о своей деятельности, включая отчеты о принятых мерах по государственному внешнему финансовому контролю (аудиту), а также размещает такую информацию, планы работы и решения Счетной палаты на своем официальном веб-сайте в форме открытых данных согласно ЗУ “О доступе к публичной информации”. Кроме того, решением Счетной палаты от 29 января 2019 г. №3-6 был утвержден “Порядок составления и направления в суд протокола об административном правонарушении”.

Согласно п. 11 ст. 7 ЗУ “О Счетной палате”, в случае выявления признаков уголовного или административного правонарушения указанное ведомство информирует о них соответствующие правоохранительные органы. С 26 февраля 2019 г. прошло более трех месяцев, и только после давления общественности 23 мая на сайте Счетной палаты все же было опубликовано ее решение от 26 февраля 2019 г. №4-4 “О рассмотрении Отчета о результатах аудита эффективности управления материальными ценностями государственного материального резерва” и обнародован полный текст отчета. Причина очень простая. Если бы (как и предусмотрено законом) в конце февраля 2019 г. накануне президентских выборов на сайте Счетной палаты был обнародован этот объективный отчет, то всем стало бы понятно, что коррупция разъедает не только Укроборонпром, но и Госрезерв. Подобного скандала никто не хотел.

Аудит подтвердил, что средства в сумме 1,7 млрд грн, выделенные в 2017—2018 гг. на управление материальными ценностями государственного материального резерва, использованы неэффективно вследствие несвоевременного, неполного и непродуктивного принятия управленческих решений Государственным агентством резерва Украины. По убеждению Счетной, установленные факты носят признаки уголовного правонарушения в части злоупотребления властью или служебным положением руководством Госрезерва и другими должностными лицами, что вызвало тяжкие последствия для интересов государства. По результатам обсуждения и на основании изложенного Счетная палата утвердила отчет. Сведения о результатах аудита в форме решения Счетной палаты были направлены Кабинету министров. Рекомендации Счетной предусматривали, среди прочего, привлечение к дисциплинарной ответственности главы Государственного агентства резерва Украины В.Мосийчука согласно требованиям Закона Украины от 10 декабря 2015 г. №889-VII “О государственной службе”, учитывая факты нарушений, выявленных Счетной палатой, при принятии указанным должностным лицом управленческих решений, нанесших государству материальный ущерб.

С целью противодействия и недопущения коррупционных правонарушений правительству советовали поручить органам исполнительной власти, которые являются специально уполномоченными органами в сфере противодействия коррупции, принять меры в отношении противоправной деятельности должностных лиц системы государственного материального резерва. Сообщить с направлением материалов о выявленных признаках уголовных правонарушений Государственному бюро расследований и Национальному антикоррупционному бюро для соответствующего реагирования. Кроме того, как следует из текста решения Счетной палаты, согласно п. 20 ч. 1 ст. 116 Бюджетного кодекса Украины допущено нарушение бюджетного законодательства, а именно: взятие главой Госрезерва обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом или законом о государственном бюджете Украины. Руководитель контрольной группы составил в отношении главы Госрезерва В.Мосийчука протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 164-12 Кодекса Украины об административных правонарушениях (зарегистрирован 4 февраля 2019 г. под №2) и взяты объяснения по этому факту. Санкция статьи предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 70 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан. Но доподлинно неизвестно, был ли направлен Счетной палатой этот протокол в административный суд и был ли наложен административный штраф на главу Госрезерва за нарушение бюджетного законодательства Украины.

Несмотря на такой шлейф токсичности, премьер-министр Украины Владимир Гройсман до сих пор не уволил Вадима Мосийчука с занимаемой должности. Так, распоряжением Кабинета министров от 3 октября 2018 г. №695-р правительство объявило Вадиму Мосийчуку выговор. А по сообщению официального сайта Прокуратуры города Киева от
2 апреля 2019 г., в рамках уголовного производства №42016000000002272 Мосийчуку объявлено подозрение по ч. 2 ст. 367 УКУ. Досудебное расследование завершено, в суд направлен обвинительный акт относительно главы Государственного агентства резерва, должностная халатность которого нанесла государственным интересам ущерб на сумму свыше 6 млн грн.

Кроме этого, Специализированной антикоррупционной прокуратурой Генеральной прокуратуры Украины в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения под №42019000000003218 от 29 декабря 2018 г. по признакам совершения преступления, предусмотренного ст. 366-1 УКУ “Декларирование недостоверной информации”, о декларировании недостоверной информации главой Государственного агентства резерва В.Мосийчуком. Следствие осуществляют детективы Национального антикоррупционного бюро Украины. Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции проведены контроль и полная проверка деклараций В.Мосийчука за 2015-й, 2016-й и 2017 г. По результатам проверки установлено, что при заполнении деклараций субъект декларирования не соблюдал требования п. 2, 4, 7 и 9 ч. 1 ст. 46 Закона Украины “О предотвращении коррупции”. То есть, с одной стороны, не скажешь, что правительство, контролирующие органы и правоохранители ничего не делают, но с другой — должностное лицо более трех лет удивительным образом избегает ответственности, хотя манипуляции в Госрезерве равноценны коррупционным сделкам в Укроборонпроме. Таким образом, коррупция в действующем правительстве пока побеждает закон и справедливость. Многочисленные антикоррупционные и правоохранительные органы и Генеральная прокуратура Украины никак не хотят давать ход начатым делам, разглядеть коррупцию и состав преступлений.

Юрий БОЛОЗОВИЧ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

22:54 - Повідомлення про оприлюднення доопрацьованого проєкту наказу Міністерства інфраструктури України
22:42 - Мінекономіки проти невідшкодування ПДВ при експорті зернових та технічних культур
22:42 - Асистенти вчителів інклюзивних класів підвищуватимуть кваліфікацію за новим порядком та в межах НУШ — МОН затвердило програму
20:36 - Держенергоефективності компенсувало 77 млн грн за «теплими кредитами» у жовтні
20:36 - Створено Раду родин загиблих при Мінветеранів
20:36 - Українська делегація досягла позитивного прогресу в перемовинах з нашими міжнародними партнерами, - Олексій Гончарук
19:12 - В Днепропетровской области сотрудников банка подозревают в растрате 80 млн гривен
19:12 - Министерство энергетики начало аудит госшахт
19:12 - АМПУ подала в суд для расторжения договоров с арендаторами причалов в порту “Николаев”
19:12 - Рада одобрила изменения в госбюджет на 2019 год
19:12 - Более 80% работников считают роботов способнее своих начальников
18:30 - Верховна Рада прийняла за основу законопроект №2239-1 про анбандлінг НАК «Нафтогаз України»
18:30 - Шахтарі отримають кошти на заробітну плату
18:30 - Втілювати ідеї НУШ і не вигорати на роботі вчителям допоможуть професійні супервізори – у МОН затвердили відповідний наказ
18:18 - Фонд госимущества оспорит продажу на торгах СЕТАМ 6,5 тыс. кв. м помещений завода “Большевик”
18:18 - Фирма Свинарчука Порошенко в августе-сентября получила 16 млн гривен на реализацию тайных соглашений с Минобороны
18:18 - Межбанк закрылся долларом по 25,13
18:18 - Украина на переговорах с МВФ обсуждает возврат 155 млрд гривен, потраченных на национализацию Приватбанка
18:18 - Кабмин внесет проект госбюджета на 2020 год с обновленными показателями до 2 ноября
17:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 21.10.2019
17:24 - Открытые геоданные увеличат ВВП на 0,2%
17:24 - Крупнейший заправщик госкомпаний по талонам объявил о банкротстве
17:24 - До 1 ноября “Нафтогаз” выставит “Газпрому” новый иск на 11 млрд долларов
17:24 - Несостоявшееся задержание Кононенко. Все, что нужно знать о делах против соратника Порошенко
17:24 - Рада одобрила законопроект о создании независимого оператора газотранспортной системы Украины
17:24 - Развод на Донбассе. Существуют ли “позиции 2016 года”, о которых говорит министр обороны
17:24 - Глава НБУ: Украина не обсуждает с МВФ вопрос цены на газ
17:24 - Польша опровергла заявление “Нафтогаза” по поводу увеличения поставок газа
16:30 - Парламентский комитет рекомендует принять законопроект “Слуги народа” о рынке земли
16:30 - Украинская фабрика British American Tobacco остановила производство


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар17.139134
Канадський долар19.058053
Юань Женьмiньбi3.534169
Куна3.74897
Чеська крона1.087302
Данська крона3.734717
Гонконгівський долар3.192261
Форинт0.0843841
Індійська рупія0.3519345
Рупія0.00176877
Іранський ріал0.0005961
Новий ізраїльський шекель7.06986
Єна0.2306281
Теньге0.064196
Вона0.0212268
Мексіканський песо1.304457
Молдовський лей1.439095
Новозеландський долар15.953273
Норвезька крона2.729905
Російський рубль0.39145
Саудівський рiял6.676019
Сінгапурський долар18.33777
Ренд1.695313
Шведська крона2.589434
Швейцарський франк25.372029
Єгипетський фунт1.547993
Фунт стерлінгів32.27753
Бiлоруський рубль12.27932
Азербайджанський манат14.726512
Румунський лей5.865465
Турецька ліра4.328996
СПЗ(спеціальні права запозичення)34.473075
Болгарський лев14.264793
Євро27.899083
Злотий6.511935
Алжирський динар0.20109
Така0.28721
Вiрменський драм0.05083823
Іракський динар0.020397
Сом0.347337
Ліванський фунт0.0160727
Лівійський динар17.143092
Малайзійський ринггіт5.779222
Марокканський дирхам2.485616
Пакистанська рупія0.154913
Донг0.00104299
Бат0.790894
Дирхам ОАЕ6.587932
Туніський динар8.424131
Узбецький сум0.002561
Новий тайванський долар0.779759
Туркменський новий манат6.913564
Ганських седі4.431772
Сербський динар0.225744
Сомонi2.497778
Ларi8.12814
Золото37239.668
Срiбло436.862
Платина22181.073
Паладiй44111.795

Курси валют, встановлені НБУ на: 21.10.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.3150.3150.3150.3156300.00
CEEN9.49.49.49.48460.00

Дані за 17.10.2019