Простить олигархов. Что и кому даст амнистия капитала

12.06 08:30 | Укррудпром

Деловая столица, 11 июня 2019. Опубликовано 07:40 12 июня 2019 года Амнистия капитала — мера, о которой в странах с переходной экономикой часто говорят, но не так часто реализуют. Мы попробовали понять: даст ли эффект амнистия украинских капиталов.

В предвыборной программе Владимира Зеленского в числе главных решений после прихода к власти упоминалась амнистия капиталов, конкретнее — налоговая амнистия теневых доходов населения и бизнеса за 5% от суммы. 

По словам эксперта из команды Зеленского Даниила Гетманцева, законопроект готов, но команда еще не хочет показывать его публике. Зато уже известно, что новый глава государства планирует запустить налоговую амнистию в 2020 г. После этого Зеленский попросит Верховную Раду ратифицировать конвенцию о международном обмене налоговой информацией, что позволит автоматически узнавать о счетах и компаниях украинцев за границей.

Что такое амнистия капитала?

Сама идея очень проста: обладателей средств неясного происхождения, добровольно их задекларировавших, не будут подвергать уголовному преследованию. В период проведения амнистии граждане смогут подать в налоговую декларации с указанием информации о счетах и капиталах, в том числе за рубежом.

Согласно распространенному определению амнистия капиталов означает льготную и не имеющую юридических последствий легализацию капиталов (денег, имущества), которые были нажиты нечестным или не совсем честным путем (не были правильным образом задекларированы с уплатой всех требуемых налогов). Обычно предложения провести амнистию капиталов звучат при кризисе, когда стране остро не хватает денег.

Вопрос о том, нужно ли при этом платить налоги, обычно решается по-разному. Например, в ходе недавней амнистии в РФ действовала нулевая ставка. Но там речь шла прежде всего о репатриации капитала, то есть о возвращении денег бизнеса в Россию. Фактически это означало, что предприниматель мог продать свой бизнес за рубежом и при этом не платить налоги на родине. 

В Украине ситуация иная: здесь часть капиталов — за рубежом, но значительная часть, особенно мелких, — дома, просто  в тени. К слову, крайне высокий оборот наличных денег в экономике свидетельствует именно об этом.

Будет ли амнистия успешной? Тем, кто добровольно задекларирует свои активы, контролируемые иностранные компании и счета в иностранных банках, закон обещает защиту от уголовной, административной и налоговой ответственности. Ключевое слово здесь — добровольно. Только сам гражданин должен решать, участвовать ли ему в амнистии.

Не секрет, что большинство украинцев по жизни придерживаются позиции “чем меньше обо мне и моих деньгах знает государство, тем лучше”. Однако ситуация во всем мире меняется. Уже налажен автоматический обмен налоговой информацией между десятками стран, так что тайное быстро становится явным. Новая эпоха полной финансовой прозрачности в мире наступила четыре года назад с появлением общего стандарта отчетности (CRS), который был разработан по запросу G20. Тогда многие эксперты скептически оценивали возможность исполнения новых правил из-за множества технический сложностей, однако практически все страны, включая Украину, начали создавать правовую базу для их внедрения. Долгое время никто не верил, что страны — лидеры сферы private banking, такие как Швейцария, Лихтенштейн, Сингапур и Гонконг, будут готовы раскрыть финансовую информацию. Но очень быстро все поменялось.

Ну а внутри страны, несмотря на все усилия НБУ, еще можно вести полностью серый бизнес, целиком за наличные и избегая контактов с госорганами. Получается как бы два теневых контура: большие бизнесы, прячущие капитал за рубежом, и мелкие, работающие только в Украине. Налоговая амнистия “по классическому образцу”, возможно, сможет повлиять на первых, но вряд ли — на вторых. То есть принимать закон об амнистии капиталов имеет смысл только в том случае, если одновременно будут приняты законодательные акты, серьезно препятствующие работе серого (не криминального, но и не платящего налоги) бизнеса.

Голоса за

Нельзя сказать, что именно члены команды Зеленского — главные идеологи легализации теневых доходов населения и бизнеса. Подобные законопроекты регистрировались в 2016 и 2018 гг., а сама идея провести такую амнистию впервые была озвучена еще в 1999-м.

Теперь — новый заход под прежними лозунгами. Гетманцев вспоминает Аргентину, где в 2016 г. президент Маурисио Макри провел амнистию капитала, чтобы вернуть деньги в страну: “Это позволило вывести на свет божий $117 млрд не только в деньгах, но и в других активах. Ведь амнистировать нужно не только капитал, но и, скажем, недвижимость, которая есть в Украине и за рубежом, другие ценности”.

При правильной организации амнистии можно получить неплохой приток капитала. Если все пройдет удачно, за счет подобных мер удастся увеличить доходную часть бюджета. Амнистия капиталов позволит привлечь деньги в банковскую систему, а также средства внутренних и иностранных инвесторов.

Такой шаг (вместе с налоговой амнистией) позволит вывести из теневого оборота десятки миллиардов долларов, что существенно расширит базу налогообложения.

Также заметно сократятся потери страны от использования офшоров ее резидентами. А это больная тема. Согласно отчету TJN, который представляет единственное настолько подробное исследование в своем роде, отток капитала физических лиц из независимой Украины в зарубежные офшорные зоны к 2010 г. достиг $167 млрд. Можно только догадываться, насколько выросла эта цифра за следующие девять лет с их двумя революциями и нападением России на Украину в Крыму и на Донбассе.

Естественно, часть выведенных средств реинвестируется, но все равно отток капитала значительно больше. А главный спорный вопрос — насколько эффективной окажется амнистия, то есть какой процент выведенного в офшоры капитала она позволит вернуть. Провальной в мировой практике обычно считают амнистию, которая позволила вернуть не более 3% выведенных капиталов. Но если в Украину вернутся даже эти 3% — несколько миллиардов долларов, — это будет очень большой успех.

Голоса против

Против налоговой амнистии жестко выступает МВФ, поскольку видит в ней широкие возможности для легализации денег коррупционеров. Там уверены, что прежде нужно реформировать налоговую службу.

В условиях экономической и политической неопределенности мало кто захочет декларировать свои доходы и становиться “белым и пушистым”. К тому же юристы обоснованно сомневаются, что государство сможет сдержать взятые на себя гарантии. Нет уверенности в том, что после проведения кампании добровольного декларирования в Верховной Раде не появится один или несколько законов, которые полностью или частично ограничат права участников амнистии. Популизм — он такой...

Амнистия капиталов должна сопровождаться улучшением налогового режима, при котором дальнейшее пребывание в тени или использование офшоров станет более затратным, чем легальная работа. Без одновременного уменьшения налогового бремени бизнес не выйдет из тени — главная цель не будет достигнута.

Также возникают вопросы: будет ли амнистия касаться чиновников и депутатов? А членов их семей? А как быть с деньгами, полученными в то время, когда гражданин не был чиновником или депутатом? Как их разделить?

Наконец, налоговая амнистия вредна тем, что наказывает добросовестного налогоплательщика. Он задается вопросом: “Зачем я честно платил налоги столько лет, если теперь в равной ситуации с тем, кто не платил?”. Связанный с этим момент: нарушается принцип неотвратимости наказания, что поощряет соответствующие преступления в дальнейшем.

С правовой точки зрения амнистия капиталов и налоговая амнистия не совсем одно и то же. Налоговую амнистию, при которой налогоплательщики освобождаются от пеней, штрафов или уплаты части налогов, применяют для пополнения бюджета. А цель амнистии капиталов — вовлечение находящихся за пределами страны активов в национальную экономику. Этот процесс сопровождается освобождением от уплаты налогов и ответственности за их неуплату.

Подобные мероприятия — своего рода соглашения между налоговиками, правоохранителями и налогоплательщиками, подразумевающие признание властью того факта, что к нарушениям и непрозрачному ведению бизнеса в стране подталкивало несовершенство правового поля.

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

23:12 - Сумма возмещенного НДС с начала года выросла на 24%
19:36 - Законопроект о рынке земли подадут в Раду до 1 октября
19:36 - ООН заявила, что выплата пенсий жителям оккупированного Донбасса поможет объединению страны
19:06 - МОН: Міжнародні партнери продовжать підтримку НУШ
19:06 - Арсен Аваков провів зустріч з Всеукраїнською радою церков
19:00 - Наша мета - прийняти всі євроінтеграційні закони до кінця цього року, - Владислав Криклій
19:00 - Повідомлення про оприлюднення проєкту наказу Міністерства інфраструктури України
19:00 - Міністерство інфраструктури України запрошує студентів на переддипломну практику
19:00 - Владислав Криклій провів зустріч із Надзвичайним і Повноважним Послом Республіки Туреччина в Україні паном Ягмур Ахмет Гульдере
18:42 - Охранники Виктора Медведчука захватили землю на Трухановом острове
18:42 - На финансирование партий в 2020 году из бюджета уйдет более 1 млрд гривен
18:42 - “Укрзализныця” до конца года купит тысячу полувагонов
18:42 - Международный арбитраж рассмотрит доводы России относительно захвата крымских активов “Приватбанка
18:42 - “Нафтогаз” гарантировал поставку 450 млн кубометров газа в начале 2020 года
18:42 - Херсонская нефтеперевалка остановит работу
17:48 - Русские шутки. Сможет ли “Газпром” купить на аукционе украинскую ГТС
17:48 - Ментальные сигналы. Из чего Пристайко слепил мирную “формулу Зеленского”
17:48 - Экономические ожидания украинцев достигли уровня перед кризисом 2008 года
17:48 - Фонд гарантирования выставил на продажу офис банка-банкрота Леонида Климова в Одессе за 315 млн гривен
17:48 - “Метинвест” взял на содержание очередного донецкого губернатора
17:48 - Бизнес Петра Порошенко дал понять, что он — чисто зверинец
17:48 - Минэкономики хочет лишить Петра Порошенко монополии на красную ленту
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 17.09.2019
17:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 18.09.2019
17:12 - Позиція бізнесу щодо законопроекту №1230
16:54 - Битва за Одессу. Будет ли Зе-команда воевать с Трухановым и почему до сих пор не назначен губернатор
16:54 - НБУ заявил о терроре против реформаторов
16:54 - Правительство ФРГ: Украина должна оставаться страной-транзитером и с “Северным потоком-2”
16:54 - “Укроборонпром” анонсировал создание совместного предприятия на базе “Антонова”
16:54 - Як запобігти появі класу “непотрібних людей” і цифровій диктатурі. Головне з виступу Харарі


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.936707
Канадський долар18.676717
Юань Женьмiньбi3.489547
Куна3.69141
Чеська крона1.05361
Данська крона3.656756
Гонконгівський долар3.165252
Форинт0.0817624
Індійська рупія0.3449955
Рупія0.00175747
Іранський ріал0.0005896
Новий ізраїльський шекель6.960859
Єна0.2290142
Теньге0.064253
Вона0.0208176
Мексіканський песо1.270495
Молдовський лей1.398035
Новозеландський долар15.669322
Норвезька крона2.76608
Російський рубль0.38621
Саудівський рiял6.603872
Сінгапурський долар17.993647
Ренд1.677439
Шведська крона2.552141
Швейцарський франк24.900018
Єгипетський фунт1.521162
Фунт стерлінгів30.744778
Бiлоруський рубль12.07672
Азербайджанський манат14.567365
Румунський лей5.767926
Турецька ліра4.329717
СПЗ(спеціальні права запозичення)33.900223
Болгарський лев13.961223
Євро27.30536
Злотий6.289239
Алжирський динар0.209864
Така0.297599
Вiрменський драм0.05281267
Іракський динар0.021193
Сом0.360197
Ліванський фунт0.0167182
Лівійський динар17.875808
Малайзійський ринггіт5.97885
Марокканський дирхам2.617106
Пакистанська рупія0.160154
Донг0.00108403
Бат0.822096
Дирхам ОАЕ6.846033
Туніський динар8.775385
Узбецький сум0.002682
Новий тайванський долар0.803147
Туркменський новий манат7.184032
Ганських седі4.613598
Сербський динар0.236784
Сомонi2.596996
Ларi8.53587
Золото37129.445
Срiбло441.675
Платина23452
Паладiй39697.526

Курси валют, встановлені НБУ на: 18.09.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
MHPC2352352352359400.00

Дані за 17.09.2019