О роли НБУ в экономических процессах

20.05.2019 08:24 | Укррудпром

Зеркало недели, 18 мая 2019. Опубликовано 07:45 20 мая 2019 года Важное направление деятельности НБУ с точки зрения влияния на экономический рост — это развитие финансового сектора и обеспечение устойчивости банковской системы.

Сегодня среди политиков и экспертов ведется много разговоров о необходимости ускорения в Украине экономического роста, в слабой динамике которого нередко обвиняют НБУ, предлагая то “напечатать” деньги для финансирования приоритетных инвестиционных проектов, то значительно снизить учетную ставку для активизации банковского кредитования. 

Попробуем коротко разобраться в сути проблемы, предложив пути ее решения.

Как показывает опыт 28 лет независимости, рост нашей экономики слишком зависим от цен на мировых сырьевых рынках. Причем корреляция очень простая: экономика растет, а гривня чувствует себя хорошо при условии повышения или же стабильно высоких цен на украинское экспортное сырье — зерно, руду и металл (то, что наблюдаем, например, на протяжении 2016—2019 гг.). И наоборот.

Однако уже давно ни для кого не секрет, что сырьевая модель развития экономики окончательно себя исчерпала. Если в начале 2000-х годов она обеспечивала рост ВВП на уровне 7—8% и больше, то сейчас — максимум 2—3,5%. Неэффективная экономическая политика в течение последних 20 лет привела к превращению Украины в низкотехнологическое и аграрное государство, со всеми соответствующими диспропорциями. Так, повышение доходов граждан при действующей структуре экономики ведет не к развитию внутреннего производства, а к росту импорта и ухудшению торгового баланса (как в последние два года). И как следствие, при очередном падении цен на мировых сырьевых рынках Украине грозит неминуемый экономический и валютный кризис (как это было в 1998-м, 2008-м и 2013—2014 гг.).

И хотя о необходимости создания новой экономической модели, которая будет базироваться на инвестициях в конкурентоспособные производства с высокой добавленной стоимостью, говорится очень много и давно, дальше разговоров и дискуссий дело, к сожалению, не продвигается.

Какой же тогда должна быть роль НБУ и как он может способствовать экономическому росту?

Согласно Закону “О Национальном банке Украины” у него есть три главные цели:

1) поддержка ценовой стабильности в государстве;

2) содействие финансовой стабильности, в том числе стабильности банковской системы при условии, что это не препятствует достижению первой цели;

3) содействие соблюдению устойчивых темпов экономического роста и поддержка экономической политики КМУ при условии, что это не препятствует достижению первой и второй целей.

На данном этапе НБУ содействует экономическому росту путем обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика центрального банка не может компенсировать внутренние структурные ограничения сырьевой экономики. Но понятная и предсказуемая денежно-кредитная политика, обеспечивающая низкую инфляцию, и вместе с тем наличие инструментов поддержки финансовой стабильности помогают снизить чувствительность экономики к внешним шокам, — вот то, над чем, в частности, работает НБУ.

Политика по достижению цели относительно инфляции в 5% реализуется не в безвоздушном пространстве. НБУ, принимая решение об учетной ставке, учитывает, как это решение может сказаться на экономической динамике, которая на сегодняшний день в Украине сдерживается структурными ограничениями в большей степени, чем учетной ставкой. И по мере того, как будет уменьшаться инфляция, будут снижаться и ставки в экономике. В прошлом году и в начале этого года многие политики говорили о том, что нужно снижать учетную ставку, несмотря на то, существуют ли для этого предпосылки. Хотел бы заметить, что если бы в начале года учетная ставка снизилась на 1 процентный пункт, то это привело бы к аналогичному ускорению инфляции в текущем году. А сегодня НБУ борется с инфляцией для достижения 5-процентной цели (напомню, по прогнозам регулятора, инфляция в этом году составит 6,3% и достигнет цели в 5% только в первом квартале 2020-го).

Кроме этого, банковская система прибыльная на протяжении последних трех лет, но банки почему-то не кредитуют активно экономику. Почему? Возможно, потому, что из более чем 1 трлн грн кредитного портфеля почти половина (500 млрд) — просроченные кредиты, которые банки не могут вернуть годами, “увязнув” в бесчисленных судебных спорах с недобросовестными заемщиками. Опять-таки, упираемся в структурные реформы (судебная, правоохранительной системы, борьба с коррупцией и др.), которые необходимо активизировать, потому что они тормозят и корпоративное кредитование. А может, потому, что у нас недостаточно подготовленных инвестиционных проектов, нет корпоративных клиентов, которых можно кредитовать, а государство системно не занимается развитием малого и среднего бизнеса, из которого в будущем могли бы вырасти мощные корпоративные клиенты.

Снижение инфляции до 5% — это условие для того, чтобы появились наконец длинные деньги в стране, чтобы инвесторы могли просчитывать свои проекты, вкладывать деньги, не опасаясь, что они обесценятся. И на базе снижения инфляции будут уменьшаться и процентные ставки, станет более доступным реальный кредит.

Конечно, есть в НБУ и другие инструменты (рефинансирование, кредиты, уменьшение нормы резервирования и т.п.) для поддержки экономического роста. Но их использование сейчас ограничено по разным причинам, в том числе по не зависящим от политики НБУ.

Когда мы говорим о тех либо иных механизмах бюджетно-налогового или монетарного стимулирования, нужно учитывать и жесткую позицию МВФ. Как правило, страны, совершившие экономический прорыв, сначала реформировались с помощью международных кредиторов, создавая инвестиционно благоприятную среду, а потом уже сами проводили политику бюджетно-налогового и монетарного стимулирования (очень показателен в этом плане пример Турции, которая в начале 2000-х лет успешно сотрудничала с МВФ, провела структурные реформы и проводила довольно агрессивную политику по бюджетно-налоговому стимулированию экономики).

Опять-таки, у НБУ есть опыт рефинансирования крупных коммерческих банков, в том числе под личные имущественные поручительства очень уважаемых в Украине людей — их бывших собственников. Сейчас многие из них оспаривают в судах свое поручительство, и существует вероятность того, что предоставленные НБУ средства не будут возвращены.

Примеры развитых стран по количественному смягчению интересны в целом, но НБУ не может проводить такую политику на этом этапе. Потому что в развитых странах мира центральные банки борются с почти нулевой инфляцией и хотят, наоборот, повысить ее до целевого уровня 2%. У нас аналогичная политика приведет к тому, что гривня, предоставляемая, например, для финансирования приоритетных проектов, очень скоро окажется на валютном рынке с соответствующими девальвационными и инфляционными последствиями.

Предлагаемое некоторыми авторами адресное использование такой эмиссии — с ограничениями по целям ее расходования — не спасет. Даже если предположить, что сначала все выданные НБУ кредиты будут потрачены в строгом соответствии с инвестиционными требованиями, они все равно очень скоро окажутся на валютном и потребительском рынках — через выплату зарплаты, оплату работы подрядчиков, покупку оборудования и т.д.

Довольно часто можно услышать утверждение, что экономический рост сдерживается недостаточностью денег, следовательно, его можно подтолкнуть с помощью расширения денежного предложения. В действительности монетизация и другие показатели развития кредитных отношений определяются не жесткостью или мягкостью денежной политики, а способностью самой финансовой системы генерировать ресурсы.

Сегодня в Украине доминирует краткосрочное кредитование из-за неопределенности макроэкономических условий, высокой инфляции, плохого инвестиционного климата и недостаточного развития финансовых институтов и неэффективности судебной системы. Наш относительно низкий уровень монетизации является не причиной слабости финансовой системы, а ее следствием.

Важное направление деятельности НБУ с точки зрения влияния на экономический рост — это развитие финансового сектора и обеспечение устойчивости банковской системы.

Начиная с 2015 г. банковская система реформируется согласно директивам ЕС и Базельским требованиям именно с целью стать эффективным трансформатором сбережений, инвестиций в экономику. Но нужно, чтобы не только сами банки, но и государственные и рыночные институты и инструменты, а также в целом определенность экономической среды были такими, чтобы финансирование реальных проектов по наращиванию производства стало не только достаточно выгодным, но и низкорисковым.

Хотелось бы также акцентировать внимание на важности взаимосвязи трех направлений — монетарной, бюджетной и структурной политики. Для значительного ускорения экономического роста они должны не просто согласовываться и координироваться, а давать эффект синергии... Задача, решение которой, без преувеличений, является критически важным на сегодняшнем этапе существования Украинского государства.

Василий ФУРМАН, член совета НБУ

Додати коментар

Користувач:
email:





Stocks rise and fall,
Investors hold their breath,
The market decides.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 24 квітня: справа Сольського, ТРЦ "Гулівер" хочуть передати в управління АРМА
20:49 - Усіх абонентів у Києві, Одесі та Хмельницькому заживили, у Харкові діють обмеження – Міненерго 
20:47 - Єврокомісія пропонує запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до московія – Reuters
20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
20:00 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ. Оперативна інформація на 19:00
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу
17:54 - Коли запрацює еАкциз в Україні
17:52 - Інформація щодо проведення Міжнародної весільної виставки “SHANGHAI WEDDING EXPO 2024” (07 – 09 серпня 2024 р., м. Шанхай, Китай)
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 24.04.2024
17:18 - Україна підписала Меморандуми про взаємне визнання Дипломів / Свідоцтв фахівця моряків з Португалією та Грузією
17:04 - Мазепа про свою справу: проблема в "сірих зонах" законів, а не в вертикалі Зеленського
17:00 - Офіс генпрокурора після аудиту закрив п'яту частину справ проти бізнесу
16:47 - Boeing звітує про падіння доходів через скорочення поставок
16:35 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:31 - Автобуси тепер можуть обирати в "єЧерзі" час перетину кордону з Молдовою
16:26 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:24 - Держаудитслужба розпочала аудит Науково-дослідного інституту вогнетривів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024