Два капитана. Как Аваков берет под контроль морские порты

25.03.2019 17:36 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 25 марта 2019. Опубликовано 17:01 25 марта 2019 года Реформа сферы морского транспорта привела к замене укоренившейся системы “удельных князей” в морских портах на чиновников, подконтрольных главе МВД Арсену Авакову. Стивидоры и грузоотправители опасаются, что это “замкнет схему” коррупционных сборов в портах.

Государственная служба морского и речного транспорта (Морская администрация) 26 февраля назначила новых капитанов украинских морских портов. При этом капитаны портов, ранее назначенные министерством, до сих пор не уволены.

Морская администрация — относительно новый государственный орган. Она была создана постановлением Кабмина №1095 от 6 сентября 2017 года. Главная ее функция — осуществление государственной политики в сфере морского и речного транспорта.

Другими словами, правительство создало регулятора водного транспорта, функции которого до этого осуществляло Министерство инфраструктуры.

Что такое капитан морского порта?

Капитан морского порта и служба капитана порта осуществляют надзор за безопасностью в портах. Их полномочия и обязанности регламентируются Положением о капитане порта, утвержденном приказом Министерства инфраструктуры №190 от марта 2013 года.

Согласно положению, капитан порта осуществляет надзор за соблюдением законодательства в порту, проверку судовых документов, оформление прихода судов в порт, надзор за соблюдением международных договоров, выдачу квалификационных документов морякам и прочее.

Сами капитаны портов называют свою должность “шлагбаум в порт”. Без них ни одно судно не может войти и выйти из порта.

Ранее капитанов морских портов назначало министерство инфраструктуры, которое сейчас, по квоте “Народного фронта”, возглавляет Владимир Омелян. Все “старые” капитаны портов трудоустроены в госпредприятии “Администрация морских портов” (АМПУ).

В августе 2018 года в приказ Мининфраструктуры №190 были внесены изменения в части назначения капитанов портов. С этого момента полномочия по их назначению получила недавно созданная Морская администрация.

С апреля 2018 года ее официально возглавляет Дмитрий Петренко. До этого он работал заместителем руководителя Госслужбы по вопросам безопасности на транспорте (Укртрансбезопастность, УТБ). Там он курировал водный транспорт. С 2002 по 2014 год был капитаном дальнего плавания на судах иностранных компаний.

В 2017 году, работая в УТБ, Петренко сопровождал Аудит украинских портов Международной морской организацией (IMO, International Maritime Organization). После этого чиновник занялся созданием Морской администрации, после конкурса Кабмина — возглавил ее.

Дуализм власти в портах

Проблемой стало то, что после назначения новых капитанов портов, прежние не были уволены. Теперь в каждом морском порту работает два капитана.

Соответственно, возникла юридическая коллизия, когда полномочия капитанов не до конца ясны. Капитаны портов из АМПУ считают, что любое решение новых капитанов из Морской администрации может быть легко оспорено в суде.

В свою очередь, Мининфраструктуры, АМПУ и Морская администрация считают назначение новых капитанов полностью легитимным.

28 февраля Морская палата, которая лоббирует капитанов портов, работающих в АМПУ, провела круглый стол с участием капитанов Мариупольского и Черноморского портов. “Старые” капитаны назвали новых “лжедмитриями” и объявили решение Морской администрации незаконным.

Капитаны портов от АМПУ ссылаются на закон о морских портах и Кодекс торгового мореплавания, в которых, якобы, указано, что капитанов портов может назначить лишь профильный министр.

Действительно, в статье 13, части 3, пункте 6 закона о морских портах и в статье 77 Кодекса торгового мореплавания указано, что капитанов морских портов “назначает центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ), который реализует государственную политику в сфере морского и речного транспорта”.

Раньше таким ЦОИВ было министерство инфраструктуры. Но при создании Морской администрации, министерство наделило ее статусом ЦОИВ. Не смотря на то, что статус ЦОИВ, обычно, имеют госорганы, которые напрямую подчиняются Кабмину, а не находятся в сфере управления министерств.

Таким образом, положения закона о морских портах и Кодекса морского мореплавания формально были выполнены.

Новый конкурс и полная смена капитанов портов

Согласно информации Морской администрации, в январе 2019 года были проведены конкурсы, по результатам которых были отобраны капитаны в каждом порту.

Ни один из прежних капитанов, кроме капитана порта “Ольвия” Ивана Орла не был переназначен на пост. По словам Дмитрия Петренко, капитаны из АМПУ не прошли бы по конкурсным условиям: возраст, знание украинского и английского языков.

С другой стороны, капитаны от АМПУ обвиняют Морскую администрацию в снижении конкурсных требований к новым капитанам в приказе Мининфраструктуры №190. Например, по новым правилам, необходимый стаж работы капитаном на судах для капитана порта снижен с 5 до 2 лет.

“Старые” капитаны портов от АМПУ и “новые” — от Морской администрации

Порт Капитан порта в АМПУ Капитан порта в Морской администрации
Мариупольский морской порт Поюровський Сергей Юрьевич Бузевский Евгений Александрович
Херсонский морской порт Ефименко Иван Владимирович Яцко Юрий Васильевич
Скадовский морской порт Сачик Виктор Данилович Гончаров Владимир Анатольевич
Бердянский морской порт Еременко Николай Николаевич Шигоцкий Виктор Владимирович
Николаевский морской порт Сизов Константин Иванович Гуртовой Сергей Валерьевич
Морской порт “Ольвия” Орел Иван Игнатьевич Чернега Сергей Васильевич (в.о.)
Усть-Дунайский морской порт Рыжило Андрей Валентинович Бойко Иван Николаевич (в.о.)
Белгород-Днестровский морской порт Экгардт Виктор Арнольдович Бондаренко Андрей Иванович
Морской порт “Южний” Постоленко Игорь Леонидович Федорченко Владислав Валерьеович (в.о.)
Одесский морской порт Антонов Александр Алексеевич Цюпко Кирилл Юрьевич
Измаильский морской порт Колесников Анатолий Ефимович Тихонов Михаил Михайлович
Черноморский морской порт Незавитин Станислав Яковлевич Цимбалюк Александр Валентинович
Ренийский морской порт Мойсеенок Павел Петрович Чабанюк Сергей Владимирович

По словам капитана Черноморского порта Станислава Незавитина (от АМПУ), заработная плата новых капитанов, которых наняла Морская администрация, составляет около 7 тыс. грн. При этом, вновь созданные службы капитанов пытаются переманить сотрудников из старых служб, которые получают достаточно большую зарплату в АМПУ.

Маленькая зарплата говорит о том, что новые чиновники будут искать другие источники доходов — коррупционные.

В Морской администрации опровергают эту информацию По словам главы ведомства Дмитрия Петренко, зарплата недавно назначенных капитанов состовляет около тысячи долларов.

Позиция Морской администрации

В разговоре с БЦ, глава Морской администрации Дмитрий Петренко представил реформу в морских портах, как движение вперед и смену приемущественно пожилых капитанов портов на новое поколение.

Одна из основных причин реформы — несоответствие статуса прежних капитанов порта функциям, которые на них возложены. Капитан порта, по словам Петренко, осуществляет государственны надзор. Следовательно — должен быть государственным служащим. А не сотрудником предприятия, которое работает в сфере морского транспорта наряду с другими хозяйствующими субъектами.

“Старые” капитаны не подавали деклараций о доходах, не несли ответственность в рамках закона о госслужбе.

Дмитрий Петренко / Фото: Facebook Петренко

По словам Петренко, “старые” капитаны портов создали “удельные княжества”, влияли на подготовку нормативных документов, прописывая “правила под себя”.

“В квалификационных требованиях к капитану порта было выписано такое количество регалий и такая выслуга лет, что кроме их самих капитаном порта стать никто не мог, — говорит Петренко. — 13 человек (капитаны в 13 портах — БЦ) подмяли под себя всю отрасль на долгие годы, но ничего не сделали для ее развития”.

По его словам, за предыдущие годы в портах не было создано ни одного реестра, ни одна административная услуга не предоставляется в электронном виде. Моряки и торговые агенты вынуждены оббегать по кругу множество кабинетов разных служб, чтобы получить разрешительные документы.

Глава Морской администрации обещает открыть в Одессе центр административных услуг для моряков, реализовать принцип единого окна для получения разрешительных документов, создать электронный реестр судов Украины и обеспечить предоставление части услуг в электронном виде.

“У них (капитанов АМПУ — БЦ) прием документов на паспорта морякам длится два часа в день, представьте себе. Они ждут, пока к ним придут “поклониться”, без этого документы не выдают”. — говорит Петренко.

Совладелец экспортера растительных масел Risoil Шота Хаджишвили, который работает в Черноморском порту, считает, что новые “ручные” капитаны назначены, чтобы обеспечить коррупционный сбор денег.

“С их приходом стоимость бумаг для моряков увеличилась в 10-12 раз”, — говорит Хаджишвили.

Бенефициары схемы

По словам вице-президента Морской палаты Вячеслава Кисловского, назначение новых капитанов пролоббировал министр внутренних дел Арсен Аваков, назначенный на должность по квоте “Народного фронта”. Это же утверждает и Шота Хаджишвили.

В своем материале “Кто контролирует госпредприятия”, БизнесЦензор сообщал, что Аваков и руководство МВС контролируют большую часть украинских портов через директоров госпредприятий, оперирующих портами. Это подтвердили участники рынка и чиновники в профильных госорганах, с которыми общался БЦ.

Петренко на это утверждение не отреагировал.

Кроме прочего, последний год в портах существует еще одна проблема. Государственная экологическая инспекция (Госэкоинспекция) начала проверять балластные воды судов, заходящих в украинские порты.

Нигде в мире такие проверки не проводятся, так как балластные воды не соприкасаются с окружающей средой. Тем более, проведение такой экспертизы занимает время, что приводит к убыткам грузоотправителей и фрахтовых компаний от простоя в портах.

Чтобы выйти из порта, капитанам судов приходится давать взятки инспекторам Госэкоинспеции.

Осенью 2018 года об этой проблеме БЦ рассказал губернатор Одесской области Максим Степанов. По его словам, дошло до того, что владельцы судов рекомендуют своим капитанам при заходе в украинские порты иметь не менее $5 тыс. наличными, чтобы заплатить взятку Экоинспекции.

В августе 2018 года заявление об этой проблеме сделала Европейская бизнес ассоциация (ЕБА). О ней говорили стивидоры, капитаны портов. С тем, что такая проблема существует, согласен и глава Морской администрации Дмитрий Петренко.

Госэкоинспеция входит в сферу управления Минэкологии, которое по квоте “Народного фронта” возглавляет Остап Семерак. С апреля 2017 года Госэкоинспекцию, в качестве исполняющего обязанности, возглавляет Игорь Яковлев. До этого он был советником министра Семерака.

Осенью 2018 года БЦ предлагал Семераку записать интервью на тему злоупотреблений Госэкоинспекции. Однако министр не нашел времени на разговор.

Должность капитана порта играет в действиях Госэкоинспекции важную роль, так как именно капитан порта принимает решение о задержке судна. Следует отметить, что капитаны АМКУ в части случаев выполняли предписания Госэкоинспеции. Однако публично выступали против ее злоупотреблений.

Стивидоры и грузоотправители опасаются, что новые “ручные” капитаны портов “замкнут схему” сбора денег в результате шантажа Госэкоинспекции.

Что дальше

Дмитрий Петренко и его оппоненты из Морской палаты прогнозируют, что в ближайшее время Мининфраструктуры таки выдаст приказы об увольнении “старых” капитанов портов из АМПУ.

В ответе на запрос БизнесЦензор, в министерстве сообщили, что ждут создания в структуре Морской администрации служб капитанов портов. Без создания новых служб, утверждают в министерстве, нельзя ликвидировать их в АМПУ. А следовательно — уволить из госпредприятия капитанов портов.

Примечательно, что в Мининфраструктуры неохотно комментируют конфликт “старых” и “новых” капитанов. От АМПУ на запрос БизнесЦензор относительно сложившейся ситуации ответа не последовало.

Представитель АМПУ, который присутствовал на круглом столе, организованном Морской палатой, лишь заявил, что согласно законодательству Морская администрация имеет право назначать капитанов.

“На мой взгляд, все это замена одной коррупционной схемы на другую коррупционную схему”, — говорит собеседник БЦ в правительстве, не пожелавший называть себя.

Сергей ГОЛОВНЕВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Money, a fickle friend,
Worshiped, chased, gained, lost, then
Found and lost again.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 28 березня: реальний ВВП торік зріс на 5,3%, московія продає алмази сама собі
20:57 - У Telegram з'явиться функція обмеження кола відправників повідомлень
20:51 - Міністр оборони Рустем Умєров виступив на позачерговому засіданні Ради Україна-НАТО
20:46 - Коментар МЗС України щодо ветування росією проекту резолюції Ради Безпеки ООН щодо продовження мандату Групи експертів санкційного Комітету 1718 (КНДР)
20:42 - Майже 70% українців упевнені у відновленні економіки країни після перемоги – опитування 
20:34 - Україна та Польща підписали Меморандум про співробітництво у сфері енергетики
20:09 - московія через санкції почала продавати алмази сама собі
20:01 - Україна та Польща підписали Меморандум про співробітництво у сфері енергетики
20:00 - Кабмін готує програму пільгових кредитів для приватних українських виробників зброї
19:42 - Герман Галущенко в Одесі: Ворог повернувся до масованих атак по енергосистемі, але ми впораємось
19:36 - Експорт Вірменії до московія збільшився втричі – Euractiv
19:36 - Міноборони ініціювало роботу над законодавчим визначенням поняття «кібервійна»
19:26 - Герман Галущенко в Одесі: ворог повернувся до масованих атак по енергосистемі, але ми впораємось
19:23 - США та Велика Британія розслідують криптовалютні транзакції московії на 20 мільярдів доларів 
18:55 - Дубай втрачає привабливість для заможних росіян – Bloomberg
18:50 - "Укрнафта" почала бурити нову нафтову свердловину
18:49 - Ігор Клименко зустрівся у Варшаві з родинами загиблих нацгвардійців
18:38 - Руслан Стрілець та Пауліна Генніг-Клоска домовилися про посилення українсько-польської співпраці у сфері захисту довкілля
18:28 - Ольга Стефанішина та Міністр у справах ЄС Польщі Адам Шлапка провели першу зустріч у межах польського-українського діалогу щодо євроінтеграції
18:20 - Засновника FTX Бенкмана-Фріда засудили до 25 років в'язниці за шахрайство
18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:07 - УОП оновлює систему закупівель: тендери повертають на Prozorro 
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави
16:55 - "Зелена" генерація допомагає уникнути відключень світла в Одеській області
16:44 - Уряди України та Польщі реалізовують спільні кроки для розблокування кордону, — Прем’єр-міністр
16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024