Дефицит крыльев. Почему даже 50 международных аэропортов мало для Украины

25.03.2019 08:36 | Укррудпром

Деловая столица, 24 марта 2019. Опубликовано 08:30 25 марта 2019 года Сколько бы новых аэропортов ни строилось в Европе и в нашей стране, им не справиться с растущим спросом на авиаперевозки.

Сегодня в мире строится или задекларированы к строительству 453 новых аэропорта. В том числе 223 в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В Европе таких проектов всего 58, большинство из которых, включая украинские, находятся лишь на бумаге. Но даже этого количества недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос на авиаперевозки. По прогнозам Eurocontrol, занимающейся организацией воздушного сообщения в Европе, пик дефицита придется на 2035 г., когда пропускная способность европейских аэропортов будет отставать от спроса на полеты на 12%. Это означает, что не состоятся 1,9 млн перелетов в год и 280 млн потенциальных пассажиров не смогут воспользоваться авиатранспортом.

Мечты и реальность

К этому времени в Украине уже будет функционировать как минимум 50 аэропортов, обслуживающих международные рейсы. Эта цифра задекларирована в Национальной транспортной стратеги до 2030 г., принятой Кабинетом Министров в мае прошлого года. Стратегия предполагает как модернизацию уже существующих малых региональных аэропортов, так и строительство новых. Пока в Украине 17 международных аэропортов, причем большую часть пассажиропотока обеспечивают пять из них: два киевских, львовский, харьковский и одесский. В общей сложности через украинские аэропорты прошло 20,5 млн пассажиров в 2018 г, что на 25% больше, чем в 2017-м. Хотя это и новый национальный рекорд, сама цифра почти в четыре раза меньше, чем количество пассажиров, которых за тот же период обслужил лондонский Хитроу (78 млн) — самый загруженный авиахаб Европы.

Источник: Мининфраструктури

Спрос на авиаперелеты из Украины явно превышает существующее предложение. По данным Госпогранслужбы, в 2018 г. украинскую границу в обоих направлениях пересекли около 100 млн человек, и большинство из них — наземным транспортом. Это говорит о том, что каждый новый аэропорт, обслуживающий международные рейсы, не будет иметь проблем с пассажиропотоком. С другой стороны, уже сегодня просматриваются зачатки конкуренции за пассажира и авиаперевозчика между украинскими аэропортами. Два из них — ивано-франковский и черновицкий — показали отрицательную динамику в количестве обслуживаемых рейсов за прошлый год: минус 2% и минус 21% соответственно. Им пока сложно тягаться со своим близким географическим соседом — аэропортом Львова, нарастившим пассажиропоток на 48% за 2018 г., до 1,5 млн. Эти два аэропорта, возможно, первые среди украинских, которые столкнулись с разворачивающимися последствиями так называемой “глобальной лоукост-революции”, которая, начавшись в конце 1990-х, все еще не достигла своего логического завершения.

Новый виток лоукост-революции

Лоукостеры давно превратились из экзотической альтернативы традиционным флагманским авиалиниям в основную движущую силу, задающую направление развитию европейской (как, впрочем, и глобальной) индустрии авиаперелетов. По подсчетам Airports Council International (ACI), 76% совокупной прибыли всех европейских аэропортов обеспечивают сегодня лоукостеры.

Создание европейской сети региональных аэропортов практически завершено. Не считая Украины, наибольшее количество малых аэропортов строится в Норвегии. Всего в Европе функционируют 463 региональных аэропорта, на долю которых приходится 90% европейских авиарейсов, а пассажиропоток приближается к отметке 1 млрд человек в год.

Бурное развитие сети региональных аэропортов в определенном смысле сыграло с ними злую шутку. При наличии широкого выбора лоукостеры с легкостью меняют один аэропорт на другой в зависимости от текущих задач каждого конкретного перевозчика. В среднем в Европе в год отменяются 2,5 тыс. маршрутов и создаются 3 тыс. новых. Соответственно, чтобы удержать перевозчика, даже небольшому аэропорту необходимо находиться в процессе перманентного развития и поспевать за прогрессом рынка авиаперевозок.

На сегодняшний день основная тенденция — освоение лоукостерами длительных перелетов, включая трансатлантические. Пока лишь Корк, Манчестер и Донкастер-Шеффилд могут предоставить перевозчикам такие услуги. При отсутствии достаточного предложения в данном сегменте лоукостеры вынуждены пользоваться крупными авиахабами. К примеру, Ryanair перевел часть маршрутов в международный аэропорт Брюсселя и франкфуртский хаб, хотя традиционно пользовался близлежащими аэропортами в Шарлеруа и Франкфурт-Хан.

Ответная стратегия региональных аэропортов — это создание квази-хабов, то есть строительство удобных и быстрых наземных путей (автотранспортных и ж/д магистралей), соединяющих их друг с другом. По данным ACI, 63% европейцев живут в двух часах езды от как минимум двух международных аэропортов. Отсюда возможности объединения аэропортов в один квази-хаб, или, как их называют, коннекты (например, дублинские и миланские коннекты). Другой вариант использует испанский аэропорт в Виго, заключивший с автобусными перевозчиками контракты на доставку пассажиров из соседней Португалии.

Как доехать до аэропорта

Иными словами, ключевым элементом в успешном развитии современного аэропорта являются не столько ультрамодные терминалы и взлетно-посадочные полосы (хотя куда без них), сколько дорожно-транспортная инфраструктура вокруг него. И в этом отношении у Украины большие проблемы, которые проявляются уже на этапе планирования. К примеру, в начале марта австрийская консалтинговая компания Airport Consulting Vienna (ACV) представила оценку строительства аэропорта в Днепропетровской области. Наименее предпочтительный среди всех вариантов — аэропорт возле поселка Соленое на границе Днепропетровской и Запорожской областей. Одна из основных причин — трудности с созданием околоаэропортной дорожно-транспортной инфраструктуры в плане подъездных путей для пассажиров, доставки авиатоплива, подвод коммуникаций. Еще один недостаток, отмеченный ACV, — близость к уже действующему аэропорту в Запорожье, где завершается строительство нового пассажирского терминала. Хотя ввиду европейской тенденции по созданию коннектов между региональными аэропортами этот недостаток мог бы стать и преимуществом.

Тем не менее, несмотря на проблемы с подъездными путями, строительство аэропорта в Соленом начнется уже в текущем году, что еще раз подтвердил министр инфраструктуры Владимир Омелян в середине марта на открытии обновленного аэропорта в Ужгороде. Новый закарпатский аэропорт, скорее всего, повторит судьбу ивано-франковского и черновицкого. При отсутствии развитых транспортных коммуникаций с соседними регионами Ужгород обречен обслуживать десяток внутренних и международных рейсов. В отличие, скажем, от аэропорта в Белой Церкви, перспектива строительства которого только обсуждается. Относительная близость к Киеву (87 км) и налаженное транспортное сообщение между городами станет достаточным импульсом для быстрого развития белоцерковского аэропорта и привлечения лоукостеров.

По результатам 2018 г. на долю лоукостеров приходилось 30% международных рейсов из и в Украину, подсчитало Мининфраструктуры. Она будет увеличиваться по мере ввода в эксплуатацию новых аэропортов, таких как недавно запущенный в Николаеве или готовящийся к модернизации в Виннице. Но тут важна именно динамика, то есть как быстро лоукостеры будут отбирать долю в международных перевозках у отечественных флагманских авиакомпаний. А темп будет зависеть не столько от количества новых терминалов, сколько от качества всего комплекса транспортной инфраструктуры, прежде всего комфорта и скорости сообщения с аэропортом. За оставшиеся 11 лет действия Национальной транспортной стратегии вполне реально построить как еще 33 аэропорта, так дороги к ним. Единственное, что на вскидку вспомнить не так-то просто, — какая из украинских долгосрочных стратегий была доведена до конца...

Роман БРЫЛЬ

Додати коментар

Користувач:
email:





Crypto boom or bust,
Digital coins in demand,
Bitcoin mania.

- Fin.Org.UA

Новини

16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024
15:37 - Міжнародна допомога: газовики прифронтових областей отримали 20 тонн обладнання від чеських партнерів
15:35 - Презентували цифрові досягнення регіонів та громад на Міжнародному саміті мерів
15:30 - Україна та ЄІБ підписали Меморандум про взаєморозуміння: Сторони визначили пріоритети співпраці на наступні 10 років
15:00 - "Пропонуємо нову посаду": росіяни використовують нову тактику для кібератак
14:52 - Руслан Магомедов під час Mind Entrepreneur Summit: Великі реформи треба починати з себе
14:41 - Великобританія виділила понад 180 мільйонів доларів на зміцнення енергосистеми України
14:37 - Мінфін: У І кварталі 2024 року Нацфонд досліджень профінансував наукові дослідження на 148 млн грн
14:30 - Nissan скорочує очікуваний прибуток через нижчі продажі авто
14:01 - З міркувань безпеки: Авіакомпанії змінюють маршрути польотів після атаки Ізраїлю на Іран
13:40 - Європейський центробанк планує змусити UniCredit вийти з ринку московія - Reuters
13:36 - Україна отримає понад пів мільярда євро для проєктів в енергетиці та відновленні житла 
13:15 - Акції Netflix впали на фоні заяви про припинення підрахунку передплатників
13:05 - Індустріальні парки: гайд для інвесторів
13:03 - московіяни почали встановлювати протидронові сітки навколо своїх НПЗ
12:53 - Цифрові продукти та бізнес-акселератор для ветеранів: залучаємо кращі світові практики міжнародних партнерів
12:40 - У діалозі з польським урядом є "світло в кінці тунелю" – Мінекономіки про блокування кордону
12:32 - Індустріальні парки: гайд для інвесторів
12:30 - Оштрафовано страхову компанію
12:26 - Енергорегулятор ЄС: блок країн все ще потребує російського зрідженого газу
12:20 - Ми побачили зрушення у питанні розблокування допомоги від США, – Денис Шмигаль
12:15 - Перевищення затверджених лімітів на утворення та розміщення відходів або їх відсутність: що з екологічним податком?
12:14 - До уваги ФОП на загальній системі оподаткування – платників ПДВ
12:12 - Уточнення показників податкової декларації з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки: порядок заповнення рядка 2
12:11 - Перевищення затверджених лімітів на утворення та розміщення відходів або їх відсутність: що з екологічним податком?
12:11 - Порядок оподаткування одноразової страхової виплати, яка виплачується застрахованій особі за договором довгострокового страхування життя, яка дожила до закінчення строку договору
12:10 - До уваги ФОП на загальній системі оподаткування – платників ПДВ
12:09 - Податковий календар на 22 квітня 2024 року
12:09 - Уточнення показників податкової декларації з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки: порядок заповнення рядка 2
12:08 - Отримання відомостей про доходи у смартфоні


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024