Почему на “Укрзализныце” начали бороться с воровством грузов

19.02.2019 16:42 | Укррудпром

Бизнес Цензор, 18 февраля 2019. Опубликовано 16:21 19 февраля 2019 года После открытых обращений и писем топливных компаний, руководство “Укрзализныци” начало предпринимать реальные шаги по борьбе с хищениями транспортируемых ею грузов.

Последние годы клиенты “Укрзализныци” (УЗ) страдают от воровства грузов. Воруются практически все их виды.

Например, на Приднепровской дороге, самом проблемном филиале УЗ, воруют металлопрокат, деревянный брус, удобрения, горюче-смазочные материалы (ГСМ), подсолнечное масло.

Что воруют на “Укрзализнце”

Самый ликвидный товар для воровства — металлический лом, который тут же можно сдать в пункты приема.

Согласно информации профильного сайта “Центр транспортных стратегий” (ЦТС), за первые два месяца 2017 года, объемы воровства в три раза превысили аналогичные объемы предыдущего года. С тех пор “Укрзализныця” не публиковала статистику относительно воровства грузов.

По данным УЗ, которые компания предоставила в ответ на запрос БизнесЦензор, за 10 месяцев 2018 года было составлено 5045 коммерческих актов о не сохранении грузов во время перевозки.

Наибольше количество актов касалось угля и кокса (3893 акта на суму 35,5 млн грн), металлолома (242 акта на 3,4 млн грн), изделий из черных металлов (138 актов на 3,6 млн грн) и зерна (79 актов на 2,8 млн грн)

Воровство нефтепродуктов и ГСМ

Один из самых дорогих грузов, который перевозится по железной дороге — нефтепродукты. Если воровство металлолома и других насыпных грузов в полувагонах происходило всегда, то слив ГСМ особенно распространился за последние два года.

Воровство горюче-смазочных материалов достигло такого масштаба, что в сентябре 2018 года несколько топливных компаний обратились к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и главе правления УЗ Евгению Кравцову с открытым письмом, в котором просили помочь в борьбе с кражами. Среди них известные операторы АЗС — WOG, OKKO и SOCAR.

“В регулярной эксплуатации находится в среднем 6800 железнодорожных вагоно-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов. От 300 кг до 10,5 тонн топлива не доезжает до пункта назначения в каждой цистерне на украинской железной дороге” — говорится в письме директора компании “Анвитрейд” Петра Белза.

С той же проблемой столкнулась запорожская компания “Агринол”, которая производит и продает смазочные материалы.

“Последние месяцы мы столкнулись с постоянными фактами воровства наших грузов при перевозке их силами “Укрзализныци”, — говорится в открытом обращении компании “Агринол” в правоохранительные органы и органы власти, которое было обнародовано в октябре.

В документе сообщается, что 29 сентября на станции Берда компания недосчиталась 16 тонн нефтепродуктов на 400 тыс. грн. Другие компании на этой же станции понесли убытки на миллионы гривен в начале октября.

С августа ущерб компании “Агринол” от краж составил около 3 млн грн. При обороте около 80 цистерн в месяц, в каждой десятой компания фиксирует недостачу.

“Кражи достигли таких масштабов, что промышленники рассматривают альтернативные способы доставки грузов”, — сообщают в компании.

Как происходит воровство

Похитить топливо из цистерны не просто. Известно, что насыпные грузы воруются даже на ходу поезда. Например, злоумышленники могут выкидывать металлический лом из полувагонов, который потом вдоль дороги собирают их сообщники.

Слить топливо из цистерны можно лишь на станции. При этом преступники маскируют воровство, чтобы владелец груза не зафиксировал недостачу при его приемке.

“При первичном осмотре цистерн пломбы оказываются целыми и “Укрзализныця” отказывается подписывать акт о хищении”, — рассказывают в компании Агринол.

Суть этого приема — снятие и повторная установка металлических запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) без повреждения.

“Цилиндр ЗПУ замораживается, беспрепятственно снимается, а затем повторно устанавливается без видимых повреждений”, — рассказывал порталу ЦТС весной 2018 года Валерий Ткачев, замдиректора компании “Дельта Вилмар”, которая производит подсолнечное масло.

Самая большая проблема для владельцев наливных грузов: зафиксировать и заактировать недостачу. Сейчас компания “Агринол” добивается того, чтобы правоохранители провели экспертизу пломб с цистерн, обворованных в сентябре. Она должна показать, что пломбы были нарушены.

Кто занимается воровством

Один из раскрытых случаев воровства показывает, что кражами занимаются сами сотрудники УЗ. Об этом рассказал исполнительный директор бельгийской логистической компании Haesaerts Intermodal Виталий Венгринович порталу ЦТС.

“В 2017 году мы привлекли польско-украинских детективов, которые при участии полиции поймали злоумышленников с поличным — с крышками от наших танк-контейнеров. Преступниками оказались работники одной из станций, через которую следовали наши танк-контейнеры”, — говорит Венгринович.

По его словам, в воровство вовлечены все звенья работников станции. Диспетчер загоняет цистерны к месту кражи, другие сотрудники станции осуществляют саму кражу, третьи реализуют украденное.

Это объясняет то, почему военизированная охрана, которую нанимает УЗ для сопровождения грузов, не препятствует кражам. А также то — почему так мастерски подделываются ЗПУ после их снятия.

Позиция УЗ

Пресс-служба УЗ, в ответ на запрос БЦ, говорит о том, что хищения не имеют массового характера. Так в компании утверждают, что утрата груза может состояться вследствие технической неисправности вагона или транспортного происшествия.

Про все заактированные случаи недостачи грузов работники станции должны информировать правоохранительные органы. Если допустить, что воровством занимаются сами железнодорожники, такая схема малоэффективна.

Тем не менее, по информации УЗ, за три квартала 2018 года было составлено 4547 коммерческих актов, из которых 4095 (около 90%) было направлено в правоохранительные органы. Ориентировочная сумма убытков по этим актам составила 49,3 млн грн.

Если в результате расследования правоохранителей производство дойдет до суда, а его решение будет в пользу грузополучателя — только тогда наступает ответственность УЗ.

В компании сообщают, что за три квартала 2018 года УЗ выплатила грузополучателям за не сохранение грузов 17,7 млн грн. Из них по случаям с признаками воровства — всего 15,4 млн грн.

В компании уточняют, что эти суммы включают в себя выплаты по более ранним периодам из-за долго длящихся судов.

Защищая “Укрзализныцю”, пресс-служба указывает, что согласно “Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом”, утвержденным приказом Минтранса, груз могут сопровождать сотрудники получателя и нанятая им охрана.

Последствия для регионов

Как уже упоминалось, лидером в количестве и объемах краж является филиал УЗ — Приднепровская железная дорога, которая охватывает Днепропетровскую и Запорожскую области. Следом в антирейтинге по объемам воровства грузов идут Одесская и Донецкая дороги.

Убытки от краж на железной дороге несут не только частные компании. В Запорожской области в 2018 году проводился таможенный эксперимент. Часть средств от перевыполнения таможенных сборов шла на ремонт дорог.

“Агринол” убедил поставщиков проводить растаможу грузов на территории области, чтобы таможенные сборы получал областной бюджет базового для компании региона.

Но осенью 2018 года, не желая участвовать в постоянных спорах о недостачах, практически все импортеры переориентировались на таможню в Харьковской области. В связи с этим, Запорожская область недополучала средства на ремонты дорог.

К решению вопроса подключились и предприятия, и губернатор Запорожской области Константин Брыль. После привлечения внимания к вопросу правоохранителей, в конце 2018 года была разоблачена военизированная охрана “Укрзализныци”, которая по данным СБУ, занималась расхищением грузов, а потом требовала взятки с бизнесменов за их охрану.

После этого руководство УЗ предприняло ряд эффективных мер, которые позволили на данный момент выровнять ситуацию. Усилили охрану и предприятия, регулярно пользующиеся услугами перевозчика.

Андрей БОНДАРЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Diversify risk,
Don't put all your eggs in one,
The market takes all.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 23 квітня: підозра Сольському, ще 8 мільярдів на будівництво фортифікацій
20:51 - На Київщині коштом UNITED24 відбудують амбулаторію, значно пошкоджену росіянами ще на початку війни
20:49 - Уряд компенсує понад 100 мільйонів прифронтовим громадам за зменшення надходжень місцевих податків 
20:40 - Мінфін залучив понад 7 мільярдів від розміщення ОВДП
20:36 - Нові можливості транскордонного та регіонального співробітництва: Уряд підтримав ратифікацію угод про фінансування низки програм ЄС
20:13 - Фонд підтримки енергетики України зібрав близько 410 мільйонів євро – Шмигаль
19:59 - ПриватБанк відстояв право власності на один з найбільших ТЦ у Дніпрі: намагались відсудити ексвласники
19:54 - Модернізуємо мережу ЗВО: реорганізація Донецького національного університету економіки та Придніпровської державної академії фізичної культури і спорту
19:46 - У КМДА не згодні з рішенням Мінкульту щодо колишньої Арки дружби народів
19:35 - Енергорегулятор виявив схему продажу електрики бізнесу за цінами для населення
19:27 - Уряд прийняв постанову про Раду громадського контролю при Національній службі здоров’я України
19:21 - Уряд підтримав запровадження експериментального проекту зі створення мережі стартап-шкіл — інкубаторів — акселераторів
19:14 - Уряд компенсує понад 110 млн грн прифронтовим громадам зменшення надходжень місцевих податків у І кварталі 2024 року
18:54 - Україна очікує надходження 1,5 мільярда євро в межах Ukraine Facility вже цього тижня 
18:52 - Наближаємося до членства ЄС: Україна вперше взяла участь у пояснювальній сесії Європейської комісії, присвяченій цифровізації
18:44 - Уряд зареєстрував новий індустріальний парк
18:36 - Укріплюємо фронт та кордони: Уряд виділив на будівництво фортифікацій ще понад 8 млрд грн
18:30 - Страхового брокера включено до реєстру
18:25 - Рада підтримала спрощення торгівлі вживаними авто
18:25 - Укріплюємо фронт та кордони: Уряд виділив на будівництво фортифікацій ще понад 8 млрд грн
18:20 - За координації Міненерго миколаївські енергетики отримали автовишки для ремонтних робіт
18:18 - Уряд перерозподілив 5,5 млрд грн для ліквідації наслідків надзвичайних ситуацій, спричинених рф, та зміцнення обороноздатності держави
18:16 - Уряд затвердив план перетворення держпідприємства «Гарантований покупець» в акціонерне товариство
18:14 - Мінекономіки оголосило конкурс на незалежного члена наглядової ради "Укренерго"
18:11 - Уряд затвердив проведення оглядів витрат держбюджету в окремих сферах у 2024 році
18:10 - Прем’єр-міністр закликав українців до заощадження електроенергії: Усі разом маємо допомогти енергетиці вистояти
18:06 - Уряд схвалив ратифікацію міждержавної українсько-японської Конвенції про усунення подвійного оподаткування
18:00 - Уряд затвердив план перетворення держпідприємства «Гарантований покупець» в акціонерне товариство
18:00 - Київстар ТБ надає безоплатний доступ до платформи для жителів Харкова та області
17:55 - Чотирьом небанківським фінансовим установам змінено обсяг ліцензій


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5508
Канадський долар28.8843
Юань Женьміньбі5.4625
Чеська крона1.6736
Данська крона5.6645
Гонконгівський долар5.0519
Форинт0.107419
Індійська рупія0.47496
Рупія0.0024406
Новий ізраїльський шекель10.4725
Єна0.25572
Теньге0.089218
Вона0.028726
Мексиканське песо2.3137
Молдовський лей2.2177
Новозеландський долар23.4072
Норвезька крона3.6031
московський рубль0.42478
Сінгапурський долар29.0539
Ренд2.0586
Шведська крона3.642
Швейцарський франк43.4438
Єгипетський фунт0.8239
Фунт стерлінгів49.0668
Долар США39.586
Білоруський рубль14.3886
Азербайджанський манат23.2831
Румунський лей8.4927
Турецька ліра1.2149
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.0959
Болгарський лев21.6045
Євро42.262
Злотий9.7956
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91151.91
Срібло1067.34
Платина35958.34
Паладій39599.46

Курси валют, встановлені НБУ на 24.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.471043.471043.471043.47968340.16
227763996.94996.94996.94996.94249235.00
229025983.2983.2983.2983.2294960.00
229470918.98918.98918.98918.98275694.00
CRSR061023.011023.011023.011023.012046.02
TATM4.644.644.644.641392.00

Дані за 23.04.2024