Запад или Россия: куда предпочитают ездить украинцы

12.02.2019 10:18 | Укррудпром

Апостроф, 11 февраля 2019. Опубликовано 09:37 12 февраля 2019 года Рентабельность некоторых ж/д направлений — 150%.

Пассажиропоток из Украины в направлении России продолжает снижаться, хотя пока нельзя однозначно говорить о том, что он совсем иссяк. На фоне этого постоянно появляются новые маршруты в западном направлении на всех видах транспорта, в том числе и железнодорожном. “Апостроф” выяснил, куда украинцы охотнее отправляются в путешествиях на поездах, и какие перспективы имеют новые маршруты в Европу.

В Украине планомерно сокращаются объемы пассажирских перевозок в Россию и наращиваются в западном направлении. Об этом часто говорят представители украинской власти, в частности — министр инфраструктуры Владимир Омелян. Так, некоторое время назад в эфире одного из отечественных телеканалов он сообщил, что пассажиропоток в направлении РФ за 2018 год сократился на 15%, а в обратном направлении — на 16%.

Ранее Омелян неоднократно заявлял, что железнодорожное сообщение с Россией будет полностью прекращено, и соответствующее предложение Мининфраструктуры направлено руководству Кабинета министров. При этом решение по этому вопросу до сих пор не принято.

Министр также заявлял, что ж/д сообщение с РФ прекратится в любом случае — даже, если не будет введен соответствующий запрет, украинцы, в конечном счете, просто перестанут посещать территорию сопредельного государства-агрессора.

Прочь от Москвы

Как известно, Украина в октябре 2015 года полностью прекратила авиационное сообщение с Россией. Хотя утверждать, что наши граждане полностью отказались от авиаполетов в РФ, нельзя — сейчас они осуществляются с пересадкой в Минске.

Но на самолетах в Россию путешествуют те, кто и раньше предпочитал этот вид транспорта. Те же, кому он не по карману, ездят в поездах. Но, если раньше между Киевом и Москвой курсировало около десятка составов (включая проходящие), то сегодня их осталось всего три — в том числе Львов-Москва и Одесса-Москва. При этом сокращается и частота движения составов на российском направлении.

И какого-то ажиотажа в связи с этим не наблюдается — об этом, в частности, свидетельствуют данные госкомпании “Укрзализныця”, предоставленные в ответ на официальный запрос “Апострофа”. Согласно информации УЗ, всего в 2018 году в поезде № 6/5 “Киев-Москва” было предложено 306,1 тысячи мест и реализовано 216 тысяч проездных документов. Таким образом, путем несложных арифметических действий получаем заполняемость на уровне чуть более 70%.

Впрочем, о полной потере интереса наших соотечественников к РФ пока говорить рано. Что и понятно — ведь какая-то часть украинцев продолжает трудиться в этой стране, а у кого-то там есть родственники, которых, как известно, не выбирают.

Запад нам поможет

При этом, как утверждают наши чиновники, активно развивается западный вектор. В конце 2018 года из закарпатского города Мукачево начал курсировать состав в направлении Будапешта. “Укрзализныця” ранее отчиталась о результатах первого месяца работы этого поезда, сообщив, что его заполняемость за этот период составила около 38%. В УЗ такой показатель назвали удачным, учитывая, что это только начало, и в будущем поезд станет более востребованным.

В 2018 году также был запущен так называемый поезд четырех столиц по маршруту Киев-Минск-Вильнюс-Рига. Состав начал курсировать 28 сентября, и по состоянию на начало декабря 2018 года его средняя заполняемость составляла около 40%. На начало января нынешнего года ситуация немного изменилась, хотя и несильно — в направлении из Киева заполняемость уже была на уровне 49%, в обратном же — она осталась на уровне 40% (в среднем 45,5%, — “Апостроф”).

Примерно такие же показатели были и на конец января. Согласно данным “Укрзализныци” в период с 28 сентября 2018 года по 27 января 2019 года на маршруте (в целом, туда и обратно) было предложено 10,9 тысячи мест, а реализовано 4,8 тысячи проездных документов. То есть, если снова прибегнуть к арифметике, получается заполняемость на уровне 44%.

Этот проект в УЗ также назвали успешным. Ожидается, что его популярность также вырастет со временем. В пользу этого говорит увеличение частотности движения составов на маршруте — с 30 января вместо одного раза в неделю поезд “четырех столиц” стал курсировать один раз в четыре дня. Кроме того, не исключено, что уже летом 2019 года маршрут поезда будет продлен до Таллинна (и тогда он станет “поездом пяти столиц”, как планировалось изначально).

Расчет, в принципе, верный. Ранее “Апостроф” писал, что еще один громкий пиар-проект власти — железнодорожный экспресс из Киева в международный аэропорт “Борисполь” — при том, что он вряд ли в ближайшее время станет рентабельным, со временем станет более востребованным у украинцев.

 

Абсолютный лидер

Но не стоит думать, что все разрекламированные властью проекты демонстрируют скромные результаты. Есть, как минимум, одно направление, которое сразу завоевало популярность наших соотечественников и удерживает ее до сих пор. Речь идет о поезде Киев-Пшемысль (Перемышль).

На самом деле, правильнее говорить о двух поездах на этом направлении. Один из них (№705/706) проходит только через Львов. Согласно данным УЗ, в 2018 году в этом поезде было предложено 422,7 тысячи мест, при этом реализовано 515,4 тысячи проездных билетов. То есть заполняемость в нем — 122%. Это, надо полагать, объясняется тем, что какая-то часть пассажиров едет только до Львова, где освободившиеся места заполняются теми, кто направляется в Польшу.

Но еще выше показатель заполняемости в поезде №715/716, который следует также через Львов, но еще и через Винницу, Хмельницкий и Тернополь. На него, при аналогичных 422,7 тысячи мест в 2018 году, было продано 628,5 тысячи билетов. Таким образом, заполняемость поезда составила почти 150% (148,7%)!

И это — при наличии серьезной конкуренции со стороны авиационного и автомобильного транспорта. Но ничего удивительного здесь нет — уже несколько миллионов украинцев постоянно проживают в Польше, работая или обучаясь там, многие ездят к соседям на краткосрочные или сезонные работы, растет количество обычных туристов в эту страну.

Украинские транспортные власти не собираются останавливаться на достигнутом и анонсируют все новые маршруты в западном направлении. Ожидается, что в 2019 году будут запущены поезда из Киева в Берлин и из Мукачево в Кошице, городок с населением в 240 тысяч в восточной части Словакии в 140 километрах от украинской границы. Пока, правда, никаких подробностей по этим маршрутам нет.

Ждем ответа

Но насколько целесообразны все эти проекты?

Эксперт в области транспорта Кирилл Новиков в комментарии “Апострофу” заявил, что маршруты в западном направлении, в частности, в соседние государства, безусловно, нужны, а до недавнего времени “о них даже и не говорили”. При этом, по его словам, конечно же, нельзя не думать об экономической составляющей подобных проектов. Это касается, например, такого крупного проекта, как уже упомянутый “поезд четырех столиц”.

“Если мы говорим об экономических аспектах, должна быть объявлена какая-то минимальная операционная окупаемость. И это нужно рассматривать в каком-то временном промежутке — хотя бы за полугодие. Покрываются ли хотя бы операционные расходы? Потому что, если нет, — то это направление становится дотационным, а не прибыльным. На этот вопрос должна ответить “Укрзализныця”, — сказал специалист.

По словам директора инфраструктурного направления в “Украинском институте будущего”, бывшего первого замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, для каждого подобного маршрута нужна “наработка клиентов”. “Это занимает 3-5 месяцев, чтобы понять, насколько этот поезд окупаем”, — сказал он изданию. По его словам, для определения окупаемости важно понимать себестоимость и экономику маршрута. Так, например, возможно (хоть и маловероятно), что окупаемость маршрута достигается даже при заполняемости 40%. Что касается тенденций роста заполняемости, то, по словам Шульмейстера, здесь также нужна сравнительная база в промежутке хотя бы 3-4 месяцев.

Всему свое время

Кстати, можно констатировать интерес к пассажирским перевозкам в Украину и со стороны наших западных партнеров. Так, частный чешский перевозчик Leo Express планирует с декабря нынешнего года запустить движение поездов из Праги до украинской границы. Речь идет о продлении уже существующего маршрута Прага-Краков до пограничного пункта Мостиска во Львовской области.

Кирилл Новиков предполагает, что это направление может оказаться востребованным, поскольку именно Чехия стала в последнее время “едва ли не основным прибежищем для людей, которые едут из Украины работать на производственных и, частично, на строительных предприятиях”. “Возможно, что этот поезд даже больше выгоден чехам”, — добавил он. При этом эксперт обратил внимание на то, что речь идет о частном перевозчике, которых пока на украинском железнодорожном транспорте нет.

Будет ли данный маршрут рентабельным? — Это также можно будет понять лишь со временем. “Любое новое направление можно моделировать, но только реалии покажут реальную картинку. Иными словами, не попробуешь — не узнаешь”, — резюмировал Владимир Шульмейстер.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





The market is fierce
Fickle as the wind it blows
Fortune comes and goes

- Fin.Org.UA

Новини

09:31 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
09:30 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
09:28 - Порядок внесення змін до деяких облікових даних юридичних осіб та їх відокремлених підрозділів, відомості щодо яких містяться в ЄДР
09:27 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
09:26 - В які строки фізична особа має право на проведення звірки даних, використаних контролюючим органом для розрахунку загального МПЗ?
09:24 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
09:24 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору
09:22 - Щодо сплати ПДВ при продажу товарів/послуг через закордонні маркетплейси
09:21 - Інформаційний лист № 4/2024: 30+ питань платників податків щодо звітності в режимі Дія Сіті. Частина ІІ
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 25.04.2024
07:22 - Коментар пресслужби МЗС щодо запитів, які стосуються обслуговування громадян в ДП «Документ»
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 24 квітня: справа Сольського, ТРЦ "Гулівер" хочуть передати в управління АРМА
20:49 - Усіх абонентів у Києві, Одесі та Хмельницькому заживили, у Харкові діють обмеження – Міненерго 
20:47 - Єврокомісія пропонує запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до московія – Reuters
20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
20:00 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ. Оперативна інформація на 19:00
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024