Запад или Россия: куда предпочитают ездить украинцы

12.02 10:18 | Укррудпром

Апостроф, 11 февраля 2019. Опубликовано 09:37 12 февраля 2019 года Рентабельность некоторых ж/д направлений — 150%.

Пассажиропоток из Украины в направлении России продолжает снижаться, хотя пока нельзя однозначно говорить о том, что он совсем иссяк. На фоне этого постоянно появляются новые маршруты в западном направлении на всех видах транспорта, в том числе и железнодорожном. “Апостроф” выяснил, куда украинцы охотнее отправляются в путешествиях на поездах, и какие перспективы имеют новые маршруты в Европу.

В Украине планомерно сокращаются объемы пассажирских перевозок в Россию и наращиваются в западном направлении. Об этом часто говорят представители украинской власти, в частности — министр инфраструктуры Владимир Омелян. Так, некоторое время назад в эфире одного из отечественных телеканалов он сообщил, что пассажиропоток в направлении РФ за 2018 год сократился на 15%, а в обратном направлении — на 16%.

Ранее Омелян неоднократно заявлял, что железнодорожное сообщение с Россией будет полностью прекращено, и соответствующее предложение Мининфраструктуры направлено руководству Кабинета министров. При этом решение по этому вопросу до сих пор не принято.

Министр также заявлял, что ж/д сообщение с РФ прекратится в любом случае — даже, если не будет введен соответствующий запрет, украинцы, в конечном счете, просто перестанут посещать территорию сопредельного государства-агрессора.

Прочь от Москвы

Как известно, Украина в октябре 2015 года полностью прекратила авиационное сообщение с Россией. Хотя утверждать, что наши граждане полностью отказались от авиаполетов в РФ, нельзя — сейчас они осуществляются с пересадкой в Минске.

Но на самолетах в Россию путешествуют те, кто и раньше предпочитал этот вид транспорта. Те же, кому он не по карману, ездят в поездах. Но, если раньше между Киевом и Москвой курсировало около десятка составов (включая проходящие), то сегодня их осталось всего три — в том числе Львов-Москва и Одесса-Москва. При этом сокращается и частота движения составов на российском направлении.

И какого-то ажиотажа в связи с этим не наблюдается — об этом, в частности, свидетельствуют данные госкомпании “Укрзализныця”, предоставленные в ответ на официальный запрос “Апострофа”. Согласно информации УЗ, всего в 2018 году в поезде № 6/5 “Киев-Москва” было предложено 306,1 тысячи мест и реализовано 216 тысяч проездных документов. Таким образом, путем несложных арифметических действий получаем заполняемость на уровне чуть более 70%.

Впрочем, о полной потере интереса наших соотечественников к РФ пока говорить рано. Что и понятно — ведь какая-то часть украинцев продолжает трудиться в этой стране, а у кого-то там есть родственники, которых, как известно, не выбирают.

Запад нам поможет

При этом, как утверждают наши чиновники, активно развивается западный вектор. В конце 2018 года из закарпатского города Мукачево начал курсировать состав в направлении Будапешта. “Укрзализныця” ранее отчиталась о результатах первого месяца работы этого поезда, сообщив, что его заполняемость за этот период составила около 38%. В УЗ такой показатель назвали удачным, учитывая, что это только начало, и в будущем поезд станет более востребованным.

В 2018 году также был запущен так называемый поезд четырех столиц по маршруту Киев-Минск-Вильнюс-Рига. Состав начал курсировать 28 сентября, и по состоянию на начало декабря 2018 года его средняя заполняемость составляла около 40%. На начало января нынешнего года ситуация немного изменилась, хотя и несильно — в направлении из Киева заполняемость уже была на уровне 49%, в обратном же — она осталась на уровне 40% (в среднем 45,5%, — “Апостроф”).

Примерно такие же показатели были и на конец января. Согласно данным “Укрзализныци” в период с 28 сентября 2018 года по 27 января 2019 года на маршруте (в целом, туда и обратно) было предложено 10,9 тысячи мест, а реализовано 4,8 тысячи проездных документов. То есть, если снова прибегнуть к арифметике, получается заполняемость на уровне 44%.

Этот проект в УЗ также назвали успешным. Ожидается, что его популярность также вырастет со временем. В пользу этого говорит увеличение частотности движения составов на маршруте — с 30 января вместо одного раза в неделю поезд “четырех столиц” стал курсировать один раз в четыре дня. Кроме того, не исключено, что уже летом 2019 года маршрут поезда будет продлен до Таллинна (и тогда он станет “поездом пяти столиц”, как планировалось изначально).

Расчет, в принципе, верный. Ранее “Апостроф” писал, что еще один громкий пиар-проект власти — железнодорожный экспресс из Киева в международный аэропорт “Борисполь” — при том, что он вряд ли в ближайшее время станет рентабельным, со временем станет более востребованным у украинцев.

 

Абсолютный лидер

Но не стоит думать, что все разрекламированные властью проекты демонстрируют скромные результаты. Есть, как минимум, одно направление, которое сразу завоевало популярность наших соотечественников и удерживает ее до сих пор. Речь идет о поезде Киев-Пшемысль (Перемышль).

На самом деле, правильнее говорить о двух поездах на этом направлении. Один из них (№705/706) проходит только через Львов. Согласно данным УЗ, в 2018 году в этом поезде было предложено 422,7 тысячи мест, при этом реализовано 515,4 тысячи проездных билетов. То есть заполняемость в нем — 122%. Это, надо полагать, объясняется тем, что какая-то часть пассажиров едет только до Львова, где освободившиеся места заполняются теми, кто направляется в Польшу.

Но еще выше показатель заполняемости в поезде №715/716, который следует также через Львов, но еще и через Винницу, Хмельницкий и Тернополь. На него, при аналогичных 422,7 тысячи мест в 2018 году, было продано 628,5 тысячи билетов. Таким образом, заполняемость поезда составила почти 150% (148,7%)!

И это — при наличии серьезной конкуренции со стороны авиационного и автомобильного транспорта. Но ничего удивительного здесь нет — уже несколько миллионов украинцев постоянно проживают в Польше, работая или обучаясь там, многие ездят к соседям на краткосрочные или сезонные работы, растет количество обычных туристов в эту страну.

Украинские транспортные власти не собираются останавливаться на достигнутом и анонсируют все новые маршруты в западном направлении. Ожидается, что в 2019 году будут запущены поезда из Киева в Берлин и из Мукачево в Кошице, городок с населением в 240 тысяч в восточной части Словакии в 140 километрах от украинской границы. Пока, правда, никаких подробностей по этим маршрутам нет.

Ждем ответа

Но насколько целесообразны все эти проекты?

Эксперт в области транспорта Кирилл Новиков в комментарии “Апострофу” заявил, что маршруты в западном направлении, в частности, в соседние государства, безусловно, нужны, а до недавнего времени “о них даже и не говорили”. При этом, по его словам, конечно же, нельзя не думать об экономической составляющей подобных проектов. Это касается, например, такого крупного проекта, как уже упомянутый “поезд четырех столиц”.

“Если мы говорим об экономических аспектах, должна быть объявлена какая-то минимальная операционная окупаемость. И это нужно рассматривать в каком-то временном промежутке — хотя бы за полугодие. Покрываются ли хотя бы операционные расходы? Потому что, если нет, — то это направление становится дотационным, а не прибыльным. На этот вопрос должна ответить “Укрзализныця”, — сказал специалист.

По словам директора инфраструктурного направления в “Украинском институте будущего”, бывшего первого замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, для каждого подобного маршрута нужна “наработка клиентов”. “Это занимает 3-5 месяцев, чтобы понять, насколько этот поезд окупаем”, — сказал он изданию. По его словам, для определения окупаемости важно понимать себестоимость и экономику маршрута. Так, например, возможно (хоть и маловероятно), что окупаемость маршрута достигается даже при заполняемости 40%. Что касается тенденций роста заполняемости, то, по словам Шульмейстера, здесь также нужна сравнительная база в промежутке хотя бы 3-4 месяцев.

Всему свое время

Кстати, можно констатировать интерес к пассажирским перевозкам в Украину и со стороны наших западных партнеров. Так, частный чешский перевозчик Leo Express планирует с декабря нынешнего года запустить движение поездов из Праги до украинской границы. Речь идет о продлении уже существующего маршрута Прага-Краков до пограничного пункта Мостиска во Львовской области.

Кирилл Новиков предполагает, что это направление может оказаться востребованным, поскольку именно Чехия стала в последнее время “едва ли не основным прибежищем для людей, которые едут из Украины работать на производственных и, частично, на строительных предприятиях”. “Возможно, что этот поезд даже больше выгоден чехам”, — добавил он. При этом эксперт обратил внимание на то, что речь идет о частном перевозчике, которых пока на украинском железнодорожном транспорте нет.

Будет ли данный маршрут рентабельным? — Это также можно будет понять лишь со временем. “Любое новое направление можно моделировать, но только реалии покажут реальную картинку. Иными словами, не попробуешь — не узнаешь”, — резюмировал Владимир Шульмейстер.

Виктор АВДЕЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

19:35 - Нобелевская премия по экономике деградирует? Нет, что вы, наоборот.
19:27 - Аптека поможет похудеть и реализует методы тайские для похудения отзывы
19:25 - The Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel 2019: for their experimental approach to alleviating global poverty
17:54 - У Львівській області відбулися урочисті заходи присвячені відзначенню Дня захисника України
17:54 - Раду ветеранів АТО буде створено при Дніпропетровській ОДА
17:54 - На Закарпатті вшанували загиблих захисників України та вручили подяки з нагоди Дня захисника
15:48 - Вадим Пристайко зустрівся з кандидатом на посаду Високого представника ЄС із закордонних справ і безпекової політики Жозепом Боррелєм
13:30 - Кабмин выделил миллиард гривен на выплату зарплат шахтерам
13:30 - Восстановление импорта электроэнергии из РФ — это конец нашей евроинтеграции, — Плачков
13:06 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: BREXIT почти согласован
13:06 - Фундаментальный анализ рынка Forex - Эксперты Freshforex: ФРС помогает американскому индексу #SP500
13:06 - Определение потенциала тренда - Эксперты Freshforex: EURUSD. Возможен отскок вверх из зоны 1.1002-1.1017.
13:06 - Определение потенциала тренда - Эксперты Freshforex: GBPUSD. Ключевой уровень поддержки 1.2548.
13:06 - Анализ по уровням Мюррея - Эксперты Freshforex: USD/JPY: среднесрочно движение вверх остается приоритетным
13:06 - Анализ по уровням Мюррея - Эксперты Freshforex: GBP/USD: развивается коррекционное движение
13:06 - Анализ по уровням Мюррея - Эксперты Freshforex: EUR/USD: медведи пытаются вернуть себе инициативу
13:06 - Опционный анализ - Эксперты Freshforex: EUR/USD: Коррекция перед импульсом роста!
13:06 - Опционный анализ - Эксперты Freshforex: GBP/USD: Сопротивление высоких объёмов!
13:06 - Опционный анализ - Эксперты Freshforex: USD/JPY: Смена доминирующих сил!
13:06 - Определение потенциала тренда - Эксперты Freshforex: USDJPY. Возможно начало новой нисходящей волны.
13:06 - Недельная аналитика- Опционный анализ - Недельный обзор: AUD/USD, золото, нефть
12:36 - Сын Джо Байдена прокомментировал свою работу в украинской Burisma
12:36 - В Киеве грабители взорвали банкомат Приватбанка, но не успели забрать деньги
11:42 - НБУ продолжает взыскание с Олега Бахматюка 8,6 млрд гривен
11:42 - “Кернел” Андрея Веревского разместил евробонды на 300 млн долларов
11:36 - Дякую захисникам і захисницям за можливість жити у вільній і успішній Україні, - Олексій Гончарук
11:36 - Ситуація в контрольних пунктах в’їзду-виїзду в районі проведення операції Об’єднаних сил
10:48 - Сын спикера палаты представителей США был директором в газовой компании, которая вела бизнес в Украине
10:48 - Дельный парень. Милованов, Шерлок Холмс и грязь на Пикадилли
09:54 - Переговоры с МВФ заморожены из-за Коломойского и Приватбанка


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.679401
Канадський долар18.459946
Юань Женьмiньбi3.455546
Куна3.648002
Чеська крона1.05
Данська крона3.628074
Гонконгівський долар3.128519
Форинт0.0816899
Індійська рупія0.3452442
Рупія0.00173684
Іранський ріал0.0005842
Новий ізраїльський шекель7.006789
Єна0.2262827
Теньге0.062996
Вона0.020707
Мексіканський песо1.266439
Молдовський лей1.397375
Новозеландський долар15.556206
Норвезька крона2.699612
Російський рубль0.38207
Саудівський рiял6.543477
Сінгапурський долар17.854224
Ренд1.652499
Шведська крона2.49865
Швейцарський франк24.5781
Єгипетський фунт1.513601
Фунт стерлінгів30.962037
Бiлоруський рубль11.96686
Азербайджанський манат14.43414
Румунський лей5.695953
Турецька ліра4.187312
СПЗ(спеціальні права запозичення)33.630704
Болгарський лев13.85487
Євро27.097355
Злотий6.293368
Алжирський динар0.20109
Така0.28721
Вiрменський драм0.05083823
Іракський динар0.020397
Сом0.347337
Ліванський фунт0.0160727
Лівійський динар17.143092
Малайзійський ринггіт5.779222
Марокканський дирхам2.485616
Пакистанська рупія0.154913
Донг0.00104299
Бат0.790894
Дирхам ОАЕ6.587932
Туніський динар8.424131
Узбецький сум0.002561
Новий тайванський долар0.779759
Туркменський новий манат6.913564
Ганських седі4.431772
Сербський динар0.225744
Сомонi2.497778
Ларi8.12814
Золото36766.569
Срiбло435.55
Платина21863.392
Паладiй41567.436

Курси валют, встановлені НБУ на: 15.10.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
UNAF147.5147.5147.5147.514750.00

Дані за 11.10.2019