“Пираты” Керченского пролива. Почему у берегов Крыма гибнут корабли с российским газом

23.01.2019 08:04 | Укррудпром

Деловая столица, 22 января 2019. Опубликовано 07:40 23 января 2019 года Керченский пролив для международного судоходства с каждым днем становится все менее безопасным.

Причем это связано не только с постройкой Крымского моста, но и с многочисленными попытками России обойти два санкционных списка — условно “крымский” и “сирийский”. Гибель в районе Керченского пролива суден Candy и Maestro под Танзанийским флагом стала лишним тому подтверждением.

Напомним, что сразу после оккупации Крыма Россией Украина 15 апреля 2014 г. приняла закон “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины” с внесением необходимых поправок в Уголовный кодекс.

Вслед за Украиной Запад в лице США и Европейского Союза ввел санкционные ограничения как против России, так и непосредственно против Крыма. Так, в числе прочего Евросоюз запретил покупку недвижимости на территории аннексированного полуострова и заход кораблей в его порты. Кроме того, запрещалось продавать физическим и юридическим лицам в Крыму и Севастополе или с целью использования в Крыму и Севастополе товары и технологии, которые могут применяться в транспорте, телекоммуникациях, энергетике, для разработки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов. Также были запрещены услуги, связанные с туристической деятельностью, в том числе в морском секторе, в частности круизные услуги.

Была установлена и ответственность за нарушение санкций. Европейское и американское законодательства разделяют халатность и преступный умысел. Скажем, если компания сознательно идет на нарушение санкций, то наказание будет стоить очень дорого — в США до $1 млн за каждую транзакцию. А менеджеров, которые ведут такие операции, может ожидать до 10 лет тюрьмы. Европейские санкции отличаются размерами штрафов и предполагаемых тюремных сроков, они меньше, чем в США, но ненамного.

Это, конечно же, не остановило россиян, и они организовали целый серый бизнес с привлечением разнообразных сомнительных партнеров. Причем достаточно масштабный.

Так, по данным Государственной гидрографической службы Украины, по состоянию на август 2016 г. в портах Крыма и города Севастополя за два года было зафиксировано 631 судно. Причем в эту цифру входят как суда, находившиеся в портах на момент аннексии, так и те, которые заходили позже, но не входили в военные и вспомогательные суда ВМФ России. По этим же данным, 352 судна имели флаг РФ или принадлежали российским собственникам, 43 судна были зарегистрированы в Евросоюзе, а еще 22 принадлежали бенефициарам из ЕС.

Одним из типичных примеров были и два уже утонувших танкера Candy и Maestro, ходившие под флагом Танзании. Оба эти судна были зарегистрированы турецкой компании Milenyum Denizcilik Gemi, которая с весны 2015 г. находится в “сирийском” санкционном списке США, и промышляли незаконной перевозкой газа в Сирию и Ливан из Керчи (в последнее время также из Темрюка в России). Причем эти танкеры всегда пропускали через Керченский пролив в первую очередь. Фактически танкеры работали в серой зоне по нелегальным схемам.

Что произошло 21 января, пока можно только гадать, хотя вариантов не так уж много.

Во-первых, само происшествие произошло в нейтральных водах (примерно в том же районе, где были захвачены наши военные корабли 25 ноября прошлого года) — в 28 км от Керченского пролива. Это типичное место для перевалки грузов вот таких серых схем, за что моряки называют этот район пиратским обозначением “Тортуга”. Кстати, именно на такой “дикой” перевалке весной 2017 г. затонул снова-таки турецкий сухогруз “Герои Арсенала”.

По сообщениям СМИ, корабли стояли борт о борт и делали перекачку газа. Зачем — совершенно непонятно, ведь это достаточно опасное действие, тем более в открытом море.

Еще один момент — техническое состояние судов и квалификация экипажа. Суда постройки 1990-1992 гг., то есть относительно новые. А вот экипажи на такие “пиратские шхуны” набирают за “три копейки” с соответствующей квалификацией. Что в итоге привело к трагедии с гибелью 14 человек.

Этот инцидент в очередной раз показал, что фактически морской блокады со стороны Украины портов оккупированного Крыма нет. Похоже, что, пока продолжается война на Донбассе, нашей стране не до крымского судоходства и наказания нарушителей. В то же время вполне очевидно, что даже окончание “горячей фазы” на Донбассе не приведет к улучшению отношений между Россией и Украиной.

Однако нельзя исключать, что как только Украина почувствует себя в относительной безопасности от посягательств северного соседа, то придет время для кардинального решения и этого вопроса. Тем более что в этом есть наш экономический интерес, и немалый.

И речь идет не о штрафах и арестах судов, а о более глобальных вещах — перенаправлении потока транзитных грузов в украинские порты. Ведь если крымские порты будут плотно блокированы (имеется в виду, что будет создана эффективная система отслеживания заходов судов в крымские порты, выявления нарушителей и их последующего наказания), то серьезным судовладельцам придется отказаться от практики использования крымских портов в своих логистических цепочках. Тогда вполне вероятно, что на первый план выйдут и украинские порты с их перевалочными мощностями.

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Гроші – лист, в якому
Кожна цифра – слово, що
Іноді промовля

- Fin.Org.UA

Новини

18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави
16:44 - Уряди України та Польщі реалізовують спільні кроки для розблокування кордону, — Прем’єр-міністр
16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон
16:12 - Втрати від виходу іноземних компаній з московія оцінюються у понад 100 мільярдів доларів - Reuters
16:10 - Олександр Порхун: Перші поховання на Національному військовому меморіальному кладовищі можуть відбутися наприкінці літа – на початку осені 2024 року
16:07 - Туск після переговорів зі Шмигалем: Ми близькі до того, щоб знайти рішення
16:06 - Майже 170 тисяч документацій із землеустрою та оцінки земель оцифрували землевпорядники Львівщини
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
15:57 - Порядок документування страхових виплат фізичним особам для цілей оподаткування буде оновлено
15:55 - Голова Фонду держмайна України Віталій Коваль зустрівся з Надзвичайним і Повноважним Послом Королівства Нідерландів в Україні Єннесом де Молом
15:44 - Експорт 4 видів агрокультур: ліцензії видаватимуться з погодженням з Польщею
15:39 - Україна та Польща підписали меморандум про взаєморозуміння у сфері охорони здоров’я
15:32 - Ігор Клименко зустрівся із Міністром внутрішніх справ та адміністрації Польщі Марціном Кєрвінським
15:30 - "Укрнафта" розпочала ребрендинг мережі АЗС Glusco
15:24 - Новий міжнародний залізничний маршрут Київ — Кошице планується запустити цього року, - Мінінфраструктури
15:20 - Понад ₴21,6 мільярда податків і зборів сплатив Київстар за 2 останніх роки
15:18 - Цього року планується запустити залізничний маршрут з Києва до Словаччини
15:04 - Україна і Польща домовилися спільно шукати українські родини у Польщі для дітей, евакуйованих з інтернатів через війну
14:52 - Міністр агрополітики: Питання розблокування кордону з Польщею потребує додаткового часу
14:51 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:45 - Житло під пільговий кредит. Як реально працює державна програма "єОселя"
14:39 - Обговорено актуальні питання співпраці з польською стороною щодо інфраструктурних напрямів
14:35 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:27 - Габон став "найбільшим" постачальником запчастин для російських літаків
14:13 - Сервіс доставки Meest Shopping почав партнерство з криптобіржею Binance


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024