Помидоры вместо стартапов. Как Израиль обхитрил Украину при создании ЗСТ

22.01.2019 17:08 | Укррудпром

Деловая столица, 22 января 2019. Опубликовано 16:16 22 января 2019 года Украина подписала с Израилем соглашение о ЗСТ. Что это, очередная “галочка” в череде вечно перспективных направлений нашей внешней торговли или одна из точек роста внешнеэкономического оборота?

По заветам Трампа

В свое время президент США Дональд Трамп дал универсальный рецепт повышения внешнеэкономической эффективности для любой страны: заключать соглашения о создании ЗСТ с теми странами, с которыми зафиксирован профицит внешней торговли, и разрывать с теми, с кем торговля дефицитна. Или в крайнем случае пересматривать их.

Так уж сложилось исторически, что у нас как раз все с точностью до наоборот: с теми странами, у которых мы покупаем товаров больше, чем им продаем, у нас подписаны соглашения о ЗСТ, а с теми, где наш экспорт превышает импорт, нет. Долгое время Украина пыталась развивать условия ЗСТ в рамках СНГ, ее активно втягивали в таможенный союз с РФ, при этом динамика торговли с Россией была и остается для Украины глубоко дефицитной, даже после того, как из этих показателей в последние годы удалили поставки природного газа. Дефицитна и наша торговля с ЕС: максимум, что нам удастся в этом направлении, это выйти в ноль.

В то же время у нашей страны традиционно складываются чрезвычайно благоприятные торговые отношения с Индией, но движения по созданию ЗСТ с ней практически нет. Зато Украину активно сватаютв “китайские невесты”, предлагая подписать торговое соглашение с Китаем на условиях “безвиза” и пакета кредитов. Удержаться от пекинского соблазна — значит не дать увеличиться нашему отрицательному сальдо торгового баланса на $1,5-2 млрд. Хотя, как показывает практика, обещание кредитов делает свое дело лучше любой экономической аргументации.

Даже свое участие в миротворческой миссии в Ираке Украина не смогла конвертировать в ЗСТ с этой страной, а ведь, учитывая масштабы восстановления в данном ближневосточном регионе, здесь потребуется и металл, и строительные материалы, и оборудование, и зерно, и масло для населения.

То, насколько страна правильно выстраивает систему своих зон свободной торговли, лучше всего характеризует ее международную субъектность. Как правило, страны с пониженным фактором суверенности, попадают в капканы невыгодных для них торгово-экономических зон, где их отжимают, как сырьевую губку. Ну а экономики, ценящие свою субъектность, сами навязывают условия международной торговли более слабым партнерам.

В случае с Израилем Украина имела уникальный шанс найти совершенно иной формат сотрудничества. Для этого необходимо было применить базовые инструменты стратегического планирования, например, стандартный SWOT-анализ, выявив сильные и слабые стороны соглашения о ЗСТ, его риски для нас и потенциальные возможности.

Что показал SWOT-анализ

В случае с Израилем Украине не удалось на сто процентов добиться того формата, который наиболее выгоден для нашей экономики.

Самая сильная сторона Израиля заключается в его глобальных афилированных связях с крупнейшими экономиками мира, а также в наличии высокоразвитого инновационного компонента. Экономический успех Израиля опирается на несколько китов: успешная интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости, один из самых высоких показателей прямых иностранных инвестиций, значительный удельный вес внутренних расходов на медицину, образование и науку, следствием чего является появление “живых” инноваций, а не “парниковых” в виде государственных инновационных центров.

Сильная сторона сотрудничества с такой страной — это возможность включиться в формируемые там цепочки инноваций. Слабая — это небольшой удельный вес нашего торгового оборота в общестрановых показателях. На таких величинах новую точку роста не построить, нужны нестандартные решения.

Среди рисков — угроза попасть в парадигму сырьевого “младшего брата” и экспортера рабочей силы. Среди возможностей — использование особых торговых отношений с Израилем в качестве развития инновационного потенциала украинской экономики.

Следовательно, заключая любые экономические соглашения с Израилем, необходимо находить скрытые точки роста, минимизировать свою сырьевую отсталость и максимизировать любые возможности по наращиванию добавленной стоимости и инновационного потенциала внутреннего продукта.

Соглашение, которое заключила Украина с Израилем, лишь отчасти отвечает заданным требованиям.

Оборот на 1,5%

По итогам января-ноября 2018 г. экспорт Украины в Израиль составил $535 млн, а импорт — $186 млн. Позитивное сальдо для нас составило $349 млн. Но данный торговый оборот чрезвычайно мал в общей структуре: 1,2% от нашего общего экспорта ($43 млрд) и 0,36% от общего импорта ($52 млрд). То есть даже если работа ЗСТ принесет удвоение торговых показателей, это все равно будет не более 2% от общего международного товарооборота нашей экономики. Это слабая сторона SWOT-анализа.

В пятерку лучших позиций нашего экспорта в Израиль входят зерно ($215 млн), металл ($192 млн) и древесина ($16 млн), то есть чистое сырье. Поставки оборудования составляют лишь $10 млн.

В топе израильского импорта — химическая продукция ($69 млн), пластмассы ($14 млн), оборудование ($22 млн) — то есть товары с высоким уровнем добавленной стоимости. Плюс $23 млн — товары в портах, как свидетельство того, что Израиль очень выгодно для себя использует портовые зоны свободной торговли.

Учитывая указанную выше структуру — риск превращения в сырьевой придаток для нашей страны достаточно велик.

Как экспортировать “цифру”

А как же с возможностями и сильными сторонами SWOT-анализа?

Украина экспортирует в Израиль услуг на $147 млн и они растут на 5% в год, в то время как поставки товаров снижаются. В общем удельном весе экспорт услуг в Израиль составляет 1,7%. Импорт услуг из той страны составил в январе-ноябре 2018 г. $31 млн, то есть положительное сальдо в нашу пользу ($116 млн). Более всего профицитно для нас направление экспорта IT-услуг: сальдо в размере $66 млн и рост на 8% в год. Это и есть наша сильная сторона и наиболее реальная возможность по формированию новой точки роста во взаимных экономических отношениях. Вот только для этого нужен несколько иной пакет экономических соглашений.

Инновационное соглашение, которого пока нет

В соответствие с договоренностями между Украиной и Израилем планируется практически воссоздать торгово-экономическую модель, которая уже действует между нашей страной и ЕС. Это стандартный торговый трафарет, который, к сожалению, в полной мере не учитывает инновационные возможности дальнейшего сотрудничества. В чем он состоит? Как правило, та страна, которая сильнее экономически развита, раскрывает свой рынок более глубоко, чем ее недостаточно развитый партнер. На данный момент ВВП Израиля на душу населения составляет $35-37 тыс. в год, в то время как у нас данный показатель колеблется в пределах $3 тыс., то есть экономические потенциалы двух стран можно оценить как 10 к 1. Предполагается, что Израиль откроет свой рынок на 80%, а Украина на 70%. Казалось бы, преимущество на нашей стороне, но фора в 10% не компенсирует наше экономическое отставание. По большей части промышленных товаров Украина получает беспошлинную торговлю, проблема заключается лишь в том, что у нас их практически нет. Зато по продуктам питания беспошлинная торговля осуществляется лишь в рамках обозначенных квот. В то же время Украина обязалась снизить пошлины на израильские овощи и фрукты. График обнуления пошлин растянут на семь лет. В общем, обычная классика, точно такая же торговая модель заложена в соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС.

Но это все, можно сказать, позапрошлый век торгового взаимодействия. Израиль это в принципе устраивает, он не боится усиления на рынке промышленных товаров со стороны украинских производителей, поэтому и открывает для них зеленый свет, прекрасно понимая, что предложить нам практически нечего. С другой стороны, подпускать нас к чему-то инновационному там тоже не спешат. Намного проще открыть рынок для украинского сырья: завозить дешевое зерно, “семечку”, металл и уже из всего этого делать свою продукцию машиностроения, пищевой промышленности, фармацевтики и поставлять ее нам же.

Но если заглянуть на несколько лет вперед, Украине нужно получить доступ не так на рынок товаров, как на рынок услуг Израиля и в первую очередь в части развития системы стартапов. Попасть в израильскую экосистему инноваций — это сродни счастливому лотерейному билету, ведь по данным Startup Genome, эта страна занимает второе место в мире по инновационному развитию после Кремниевой долины в США.

Таким образом, с такой страной как Израиль совершенно бессмысленно заключать стандартное соглашение о ЗСТ, точнее сказать, оно не принесет сколько-нибудь значимого эффекта. Израилю нужно предложить принципиально иное соглашение о создании особой зоны экономического сотрудничества в секторе услуг и инноваций, полностью освободив от налогов и любых валютных ограничений совместные инновационные проекты и стартапы. Украина обладает колоссальным человеческим капиталом и на сегодняшний день превращается еще и в поставщика “цифрового сырья”, пик которого уже пройден и в ближайшие пять-десять лет данное направление ожидает неминуемый спад. В то же время мы практически не используем свой инновационный потенциал для привлечения венчурных инвестиций и создания стартапов, привлекательных для иностранных покупателей. А Израиль в этом плане будет для нас интересен и как мост в Кремниевую долину: американские компании являются основными игроками на тамошнем рынке стартапов.

Кроме того, формирование зоны порто-франко в украинских черноморских портах могло бы создать дополнительный торговый мост со средиземноморскими портами Израиля.

Соглашение о создании ЗСТ может стать хорошей ступенью для перехода наших стран к новому формату сотрудничества. Главное — не воспринимать написанное на бумаге как универсальный ключ, который запустит двигатель отечественной экономики. Как показывает опыт соглашения о создании ЗСТ с ЕС, ни один международный рамочный документ не избавит нас от необходимости искать свою нишу в мировых цепочках добавленной стоимости и вовремя выполнить домашнее задание по созданию качественной экономической среды внутри страны.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Markets in turmoil
Investors full of panic
Can we ride it out?

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
14:32 - Українські безпілотники, які атакували московія, поцілили в енергоінфраструктуру - УП
13:58 - Понад 3,2 млрд грн зможе отримати бізнес Дніпропетровщини у межах державної політики “Зроблено в Україні”, – Юлія Свириденко
13:38 - Понад 3,2 млрд грн зможе отримати бізнес Дніпропетровщини у межах державної політики “Зроблено в Україні”, – Юлія Свириденко
13:30 - Інтерсіті+ повертається до Одеси - УЗ
12:55 - У Дніпрі представили економічну платформу "Зроблено в Україні"
12:14 - РНБО пропонує заборонити рекламу казино з використанням військової символіки
12:00 - Інтерв’ю Андрія Пишного про перебіг Весняних зборів МВФ та Світового банку у Вашингтоні
11:25 - Польські фермери зняли блокаду двох пунктів пропуску на кордоні з Україною
11:22 - Енергетична ситуація в регіонах на 20 квітня
11:18 - Цифровізація державних послуг в Україні створює потужний антикорупційний ефект, - Ольга Зикова
10:57 - ЕНЕРГЕТИЧНА СИТУАЦІЯ В РЕГІОНАХ на 20 квітня: через негоду знеструмлені 11 населених пунктів; за добу енергетики відновили електропостачання понад 26 тисячам абонентів
10:29 - Ситуація в енергосистемі на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується
10:12 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується; внаслідок обстрілів на Донеччині знеструмлювалася шахта – під землею залишалися понад 130 працівників
10:10 - Військовим заборонять доступ до казино: Зеленський увів в дію рішення РНБО
10:00 - єРобота: За грантові кошти письменниця випустила свою першу дитячу книжку
10:00 - московія уразила інфраструктурний об'єкт в Одесі
09:41 - У МВС відбулася робоча зустріч із представниками Європейської Комісії
09:33 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
09:17 - Сергій Марченко обговорив із міністрами фінансів європейських країн поглиблення співпраці на шляху інтеграції України в ЄС
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024