Подарок от Евросоюза: новые дороги или возможность украсть 4,5 миллиарда евро

22.01.2019 17:08 | Укррудпром

Апостроф, 22 января 2019. Опубликовано 16:54 22 января 2019 года На сегодня неизвестны условия финансирования проектов в Украине

Украинские власти порадовали соотечественников новостью о том, что Европейский Союз готов выделить 4,5 миллиарда евро на инфраструктурные проекты в нашей стране. Всего, по словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, речь идет о 39 проектах, которые предусмотрены Национальной транспортной стратегией до 2030 года. Есть ли шансы у Украины получить указанные средства и реализовать нужные стране проекты, разбирался “Апостроф”.

Европейский Союз включил 39 украинских инфраструктурных проектов в свой индикативный план развития трансъевропейской транспортной сети TEN-T. На реализацию этих проектов Еврокомиссия и Всемирный банк планируют выделить около 4,5 миллиарда евро. “Благую весть” принес министр инфраструктуры Владимир Омелян. По его словам, реализация указанных проектов позволит значительно углубить инфраструктурную интеграцию Украины и в перспективе стать органичной частью общеевропейской транспортной сети.

Общеевропейская транспортная сеть TEN-T — масштабный инфраструктурный проект Европейского Союза с горизонтом реализации до 2050 года. Он предусматривает создание на территории ЕС новой транспортной системы, которая будет включать в себя 94 порта, 38 аэропортов, около 15 тысяч километров скоростных железных дорог. Программой также предусмотрено строительство автомобильных дорог. В 2016 году было принято решение расширить программу TEN-T на страны, входящие в “Восточное партнерство”.

Что касается нашей страны, то, по словам Владимира Омеляна, включенные в европейский инфраструктурный план проекты вписываются в стратегию Drive Ukraine 2030.

Правительство Украины утвердило Национальную транспортную стратегию до 2030 года — Drive Ukraine 2030 — еще 30 мая 2018 года. Стратегия, в частности, предусматривает, что к 2030 году в стране будет 10 автобанов, построенных по принципу концессии. Планируется также строительство “умных” дорог для беспилотных транспортных средств, а также строительство пилотной дороги, генерирующей электроэнергию.

В железнодорожном транспорте, помимо прочего, планируется на ряде направлений проложить так называемую “европейскую” колею.

Не обошла вниманием национальная транспортная стратегия Украины и такое явление как Hyperloop.

Дадут ли денег?

Насколько можно судить по имеющейся на сегодня информации, пока с уверенностью нельзя говорить о каких-то конкретных проектах в Украине, которые получит европейское финансирование. “На самом деле, пока речь идет об общей стоимости этих проектов и готовности Еврокомиссии финансировать. Но пока нет ни условий, ни подтверждения, что Еврокомиссия готова финансировать все проекты”, — заявил “Апострофу” бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

Что касается того, какие проекты получат финансирование и в каком объеме, нужно смотреть по приоритетам Евросоюза, считает эксперт. “По автомобильным дорогам они однозначно готовы финансировать”, — добавил Кава.

Немаловажный вопрос — получит ли Украина деньги ЕС на проекты в качестве безвозмездной помощи, в виде инвестиций или кредитов? К сожалению, пока об этом можно только гадать. Учитывая, что в программе участвует Всемирный банк (ВБ), можно предположить, что значительная часть финансирования будет оформлена именно в виде кредитов, пусть и под достаточно низкие проценты.

 

“Скорее всего там есть и невозвратная часть”, — отметил в разговоре с изданием директор инфраструктурного направления в “Украинском институте будущего”, бывший первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Эксперт в области транспорта Кирилл Новиков также не исключает, что применительно к некоторым проектам речь может идти именно об инвестициях. Например, по его словам, это возможно на проектах автодорожной инфраструктуры. “Как такая инвестиция должна возвращаться? — Возможно, через платную автостраду”, — сказал специалист в комментарии “Апострофу”. Он напомнил, что в Украине уже некоторое время обсуждается необходимость строительства платных участков автодорог, в частности, на юге в районе Одессы, а также от Львова до западной границы. “Если эти участки будут проинвестированы, таким образом они могут отбиться инвестору. Остальное, думаю, может быть построено за кредитные средства”, — пояснил Новиков.

Украсть не получится

Есть еще, как минимум, один важный вопрос, касающийся упомянутых проектов и их финансирования: будут ли выделенные деньги потрачены по назначению, а также не случится ли так, что какие-то из проектов не будет реализованы в полном объеме? По этому поводу эксперты, опрошенные “Апострофы” достаточно единодушны.

“Риск (нецелевого использования средств — “Апостроф”) отсутствует полностью, поскольку те проекты, которые финансировались ранее через Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, проходят по процедурам банков, и наши чиновники существенного влияния на результаты не имеют”, — отметил Александр Кава. По этой же причине, по его словам, маловероятно, что какие-то проекты будут не реализованы или реализованы не в полной мере. “Например, проекты строительства и ремонта дорог идут под обязательным независимым инженерным надзором”, — пояснил он.

По словам Владимира Шульмейстера, вероятность реализации указанных проектов высока, “так как обычно там жесткий контроль от дающих”. “Просто спилить, как обычно, не получится. Поэтому или проекты произойдут, или, как тоже бывало, деньги не дадут”, — сказал эксперт.

Особые условия

Как отметил Кирилл Новиков, Украина за последние пять лет “отошла от практики брать кредиты и распылять средства”. “Мы видим, что деньги идут на проект. Вопрос в другом — международные организации и финансовые доноры, когда нам дают деньги, ставят все более жесткие условия по их использованию и мониторингу”, — добавил он. При этом, по его словам, речь идет не только об условиях прямого использования кредитных средств, но и, в целом, улучшения социально-политической ситуации в стране, например, в том, что касается работы антикоррупционного суда. “Я думаю, что именно такого порядка требования будут со стороны финансовых институтов. Тогда нам эти деньги дадут, и тогда вероятность того, что мы их используем правильно, я считаю, очень велика”, — резюмировал Новиков.

 

Важны и чисто технические условия, под которые ЕС будет выделять деньги Украине, особенно кредиты. По словам Александра Кавы, правительство Германии, “которое неоднократно заявляло, что готово оказать помощь на восстановление инфраструктуры Донбасса”, в конечном итоге выделило кредит через немецкий Банк развития под 7% годовых плюс EURIBOR (европейская усредненная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым в евро, European Interbank Offered Rate — “Апостроф”). “Это очень дорогие условия”, — заявил эксперт.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Savings account safe,
Small interest, no risk to take,
Rainy day fund saved.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 18 квітня: покриття дефіциту бюджету, Raiffeisen Bank просять пришвидшити вихід з московія
20:45 - Meta представила ранні версії своєї нової моделі ШІ LLaMA 3
20:33 - Мексика під тиском США припиняє стимулювання китайських виробників електромобілів
20:04 - Україна отримала від німецьких партнерів енергетичне обладнання на майже мільйон євро
19:47 - У І кварталі до бюджету від приватизації надійшло понад 650 мільйонів
19:47 - Катерина Павліченко: За допомогою 38 машин, отриманих ДСНС від міжнародних партнерів, було розміновано понад 700 га територій
19:22 - У І кварталі Мінфін залучив понад $3 мільярди внутрішніх запозичень для покриття дефіциту бюджету
19:13 - московіянам почнуть відключати вхід в акаунти через Apple чи Google ID
19:06 - У Мінфіні відбулося третє засідання Міжвідомчої робочої групи з питань застосування програмних реєстраторів розрахункових операцій
18:56 - "Схеми": Портнов з Іспанії переписав віллу під Києвом на дітей
18:44 - Виробники "Шахедів", металургія та автопромисловість: США та Британія ввели санкції проти Ірану
18:41 - Делегація МОЗ взяла участь у пояснювальній сесії Єврокомісії з питань захисту прав споживачів та охорони здоров’я
18:35 - "Укрнафта" змешить споживання електроенергії на АЗС
18:25 - Мінфін та Держфінмоніторинг працюють з міжнародними партнерами, щоб внести росію до «чорних» списків FATF та ЄС, – Денис Улютін
18:18 - Замість декларативних пільг — дієві інструменти для самореалізації ветеранів у цивільному житті, — Максим Кушнір
18:07 - УЗ цьогоріч планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій
17:56 - Підписано Угоду про співробітництво в рамках проекту «Спільна архівна спадщина» з керівниками архівних служб країн Балтії, України та Польщі
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 18.04.2024
17:32 - "Укренерго" попереджає про можливі обмеження електроенергії для промислових споживачів
17:30 - Держаудитори перевірять ефективність роботи ДП «Укрдіпроважмаш»
17:28 - Посібник "Створення індустріальних парків та включення їх до Реєстру індустріальних парків"
17:21 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
17:20 - ФДМУ не зміг із першої спроби продати конфісковані квартири Сальдо і Шелкова
17:17 - Зустріч фінансового блоку G7: Сергій Марченко закликав пришвидшити розробку механізмів для спрямування активів рф на потреби України
17:00 - З 22 квітня в Києві відновиться платне паркування
16:48 - Німецький бізнес зацікавлений збільшувати інвестиції в ключові галузі української економіки, - Юлія Свириденко
16:38 - План США з випуску боргових зобов'язань під активи московія має юридичні ризики – ЄЦБ
16:35 - З початку року аграрії отримали кредитів на розвиток на 36 мільярдів
16:32 - 36 млрд грн банківських кредитів отримали аграрії на розвиток господарств


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5305
Канадський долар28.7995
Юань Женьміньбі5.4716
Чеська крона1.6729
Данська крона5.6663
Гонконгівський долар5.0568
Форинт0.107167
Індійська рупія0.47405
Рупія0.0024469
Новий ізраїльський шекель10.4752
Єна0.25658
Теньге0.088619
Вона0.028832
Мексиканське песо2.3361
Молдовський лей2.2125
Новозеландський долар23.4771
Норвезька крона3.6023
московський рубль0.42078
Сінгапурський долар29.1268
Ренд2.0799
Шведська крона3.6351
Швейцарський франк43.5804
Єгипетський фунт0.8193
Фунт стерлінгів49.3858
Долар США39.6037
Білоруський рубль14.3951
Азербайджанський манат23.2936
Румунський лей8.497
Турецька ліра1.2187
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1599
Болгарський лев21.6154
Євро42.2789
Злотий9.769
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94309.87
Срібло1126.34
Платина37223.12
Паладій40714.98

Курси валют, встановлені НБУ на 19.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024