В хорошие руки. Почему Россия отбирает у главарей ОРДЛО железную дорогу

21.01.2019 19:28 | Укррудпром

Деловая столица, 21 января 2019. Опубликовано 18:08 21 января 2019 года В Москве, по слухам, собрались объединить под своим крылом донецкую и луганскую железные дороги. Как это повлияет на промышленный и транспортный потенциал, а также финансовые потоки на оккупированных территориях?

“Деловая столица” начинает серию публикаций о состоянии экономики временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. В наших материалах мы попытаемся предоставить объективную картину происходящего в Донецке и Луганске.

“Стучат колеса”

Одна из первых новостей текущего года касательно экономического состояния непризнанных образований ДНР и ЛНР — это информация о том, что кураторы из России, которые осуществляют общий надзор за экономическими процессами на данных территориях, приняли решение об объединении части луганской и донецкой железных дорог, оставшихся на неподконтрольных Украине территориях, в единую организационную структуру с центром управления в РФ. Планируется создать новую железнодорожную компанию под названием “Объединенная железная дорога”.

Подобное развитие ситуации вызвало недовольство руководителей “республик” — ведь железная дорога в данном регионе является логистическим каркасом, на который опирается не только движение товарных потоков, но и от которого зависят основные финансовые потоки, связанные с производственной деятельностью оставшейся промышленности.

Еще в начале 2014 г. местные финансово-промышленные группы (ФПГ) достаточно резко реагировали на любые попытки боевиков саботировать работу донецкой железной дороги. Правда, происходило это еще в те времена, когда они обладали минимальным влиянием на происходящее. Но в первые месяцы 2014-го донецкие миллиардеры предпринимали все усилия для выведения железной дороги за скобки конфликта, спасая “сердце” регионального территориально-производственного комплекса.

Советский таксон

Чтобы понять значение железной дороги для региона, достаточно вспомнить, что его производственные таксоны формировались еще во времена УССР и подчинялись жестким законам районирования, разработанным согласно принципам построения плановой региональной экономики. Размещение производительных сил в крае происходило в соответствии с потребностями вновь создаваемого после Второй мировой войны Донецко-Приднепровского экономического района, который должен был объединить уголь Донбасса и железную/марганцевую руду Приднепровья.

Уже в годы независимости построение ФПГ в регионе происходило на базе восстановления ключевых товарных цепочек формирования региональной добавочной стоимости. Первая цепочка: уголь — кокс — металл. Вторая: уголь — электроэнергия — металл. То есть в основе каждой из них лежал базовый энергетический ресурс — уголь, а в конце находился готовый продукт — металл. Ну а в середине цепочек был тот или иной необходимый “ингредиент”: кокс или электроэнергия. Ни без первого, ни без второго металлургический комплекс существовать не может.

Уже из этой характеристики основных сырьевых потоков можно сделать вывод о том, что ключевой логистической системой такого экономического района может быль лишь железная дорога, ведь ни уголь, ни металл, ни кокс невозможно перевозить иными видами транспорта в необходимых объемах.

Именно поэтому железнодорожная логистика играет в ДНР такую важную роль: перевозку металла и угля можно осуществлять лишь с помощью железной дороги и морским транспортом, но порт в Мариуполе для этого не доступен.

Следовательно, единственный выход — это вывоз товарной продукции по железной дороге в РФ, но для этого необходимо, чтобы Россия признала железнодорожные компании ДНР и открыла прямое грузовое сообщение.

Пока это не сделано даже в части пассажирских перевозок. Основная причина — принятие подобного решения чревато международными санкциями и исками к российской железной дороге, которая слишком интегрирована в мировые рынки капитала, а ее дальнейшее развитие зависит от западных технологий.

Патерналистская витрина

В настоящее время РФ приступила к реализации в регионе плана “Б”, который состоит в очень быстром расконсервировании оставшихся промышленных мощностей региона и включении их в структуру внутреннего российского рынка на дотационных условиях. К этому варианту Москва прибегла вследствие невозможности на данном этапе навязать Украине невыгодные элементы Минских соглашений в виде фактической федерализации государства. Военный план “А” временно переведен в состояние конфликта низкой интенсивности. Задача-максимум на данный момент заключается в построении на Донбассе патерналистской “витрины” в виде несколько видоизмененной экономической модели бывшего СССР с поправкой на государственный квазикапитализм и минимальную частную инициативу.

Простыми словами, речь уже идет о создании промышленной донецкой выставочной модели для жителей всего юго-востока Украины.

В таком “приднестровском” концепте допускается существование “эрзацгосударственных” национализированных активов, управляемых так называемыми временными администрациями, а также частичный захват ключевых экономических активов кураторами, представляющими крупный теневой бизнес. Частная инициатива допускается лишь на микроуровне в сфере торговли, услуг и подсобного сельского хозяйства.

Но даже в этом формате новой экономике необходим запуск базовой логистической системы — железной дороги. Уголь, металл нужно вывозить в Ростовскую область, перемаркировывать его на российских предприятиях в продукцию с сертификатами происхождения РФ и отправлять на “экспорт” через азовские порты России.

На внутреннем российском рынке ни донецкий уголь, ни металл особо не нужны. Их продажа там может рассматриваться лишь в качестве косвенной дотации, когда товар из ДНР покупается лишь для того, чтобы обеспечить работой местное население.

Глубина падения

Интересную статистику в плане оценки транспортного потенциала ДНР дает зеркальное сравнение данных Госстата Украины и “статистических структур” непризнанной “республики”. В 2013 г. донецкая железная дорога перевезла более 96 млн т грузов. За последние пять лет единый некогда транспортный организм был жестко сегментирован: часть коммуникаций осталась под контролем Украины, остальная — ДНР/ЛНР. Статистика Донецка показывает, что перевозки грузов в непризнанной “республике” составляют 10,8 млн т в год, в то время как на подконтрольной Украине территории Донецкой области — более 41 млн т. Суммарно эти два показателя составляют 54% от уровня 2013-го.

То есть 46% грузовых перевозок, а следовательно, и промышленного потенциала (в данном регионе это почти зеркальные понятия) утрачено.

Источники: Управление статистики Донецкой области Украины, Институт экономических исследований ДНР

При этом такой годовой показатель работы железных дорог, как тоннокилометраж (грузооборот), составил в ДНР 1,7 млн ткм, что уже в десятки раз меньше уровня 2013-го, что свидетельствует о сокращении как механического потенциала транспорта, так и пропускной способности железной дороги.

Об этом говорят и “аналитические исследования”, проводимые в Донецке, которые обращают внимание на неэффективное использование существующего транспортного потенциала “республики”. Ситуацию не изменила даже частичная реконструкция иловайского железнодорожного узла и расширение коридора Ясиноватая-Иловайск-Квашино.

Если в ближайшее время местная промышленность начнет отгрузку миллионов тонн угля и металла, действующая транспортная система не сможет предоставить соответствующее транспортное плечо.

Кроме того, для РФ важно усилить пропускную способность местных железных дорог и для оперативной переброски военных грузов, топлива и продовольствия.

Иными словами, в ближайшее время Россия вынуждена будет потратить на расконсервирование транспортных коммуникаций ДНР не один миллион долларов, при этом функционирование сложной технической системы будет невозможно без привлечения высокооплачиваемых специалистов (учитывая дефицит местных кадров). Кроме того, незаконное перемещение коммерческих грузов через российско-украинскую границу без прохождения необходимого таможенного контроля и заполнения таможенно-транспортных деклараций в соответствии с требованиями украинского законодательства чревато для россиян серьезными санкционными последствиями. Равно как и обеспечение движения военных грузов, которые сейчас контролируются железнодорожными войсками РФ.

Предоставлять столь сложный комплекс в руки местных “властей” в Кремле не спешат, учитывая, что на его содержание придется тратить российские деньги и частично обеспечивать его привозным техническим персоналом. Но еще большую опасность для РФ представляет утечка информации из такой железнодорожной структуры, которая просто обречена быть под колпаком силовых российских органов, дабы хозяйственная документация “Объединенной железной дороги” не попала в международный суд.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Stocks rise and they fall,
Tickers flash and then they stall,
Money changes all.

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
14:32 - Українські безпілотники, які атакували московія, поцілили в енергоінфраструктуру - УП
13:58 - Понад 3,2 млрд грн зможе отримати бізнес Дніпропетровщини у межах державної політики “Зроблено в Україні”, – Юлія Свириденко
13:38 - Понад 3,2 млрд грн зможе отримати бізнес Дніпропетровщини у межах державної політики “Зроблено в Україні”, – Юлія Свириденко
13:30 - Інтерсіті+ повертається до Одеси - УЗ
12:55 - У Дніпрі представили економічну платформу "Зроблено в Україні"
12:14 - РНБО пропонує заборонити рекламу казино з використанням військової символіки
12:00 - Інтерв’ю Андрія Пишного про перебіг Весняних зборів МВФ та Світового банку у Вашингтоні
11:25 - Польські фермери зняли блокаду двох пунктів пропуску на кордоні з Україною
11:22 - Енергетична ситуація в регіонах на 20 квітня
11:18 - Цифровізація державних послуг в Україні створює потужний антикорупційний ефект, - Ольга Зикова
10:57 - ЕНЕРГЕТИЧНА СИТУАЦІЯ В РЕГІОНАХ на 20 квітня: через негоду знеструмлені 11 населених пунктів; за добу енергетики відновили електропостачання понад 26 тисячам абонентів
10:29 - Ситуація в енергосистемі на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується
10:12 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується; внаслідок обстрілів на Донеччині знеструмлювалася шахта – під землею залишалися понад 130 працівників
10:10 - Військовим заборонять доступ до казино: Зеленський увів в дію рішення РНБО
10:00 - єРобота: За грантові кошти письменниця випустила свою першу дитячу книжку
10:00 - московія уразила інфраструктурний об'єкт в Одесі
09:41 - У МВС відбулася робоча зустріч із представниками Європейської Комісії
09:33 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
09:17 - Сергій Марченко обговорив із міністрами фінансів європейських країн поглиблення співпраці на шляху інтеграції України в ЄС
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024