“Поправка Лозового”: почему право-охранительная система оказалась на грани коллапса

19.12.2018 08:28 | Укррудпром

Апостроф, 18 декабря 2018. Опубликовано 08:15 19 декабря 2018 года Изменения в УПК не приживаются, но менять их никто не хочет.

С марта 2018 года в действие вступили очередные изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины (УПК). Среди них — нашумевшая “поправка Лозового”. Правоохранительные органы до последнего требовали от нардепов отменить эти изменения, поскольку они могут привести к коллапсу. Их требования частично удовлетворили, однако важные нормы — особенно касающиеся ограничения сроков досудебного расследования — оставили в силе. К чему привели данные изменения в УПК, читайте в материале “Апострофа”.

Поправка, расколовшая семью политиков

Принятие Верховной Радой поправки №109, более известной как “поправка Лозового”, названной в честь ее автора, нардепа от Радикальной партии Андрея Лозового в октябре 2017 года имело эффект разорвавшейся бомбы. В чем состояли данные изменения, вызвавшие негативную реакцию у экспертов? Речь идет о метаморфозах в УПК, касающихся кардинального сокращения сроков досудебного расследования; привязки следственных подразделений полиции к одному конкретному суду в том или ином регионе; лишения следователей права самостоятельно назначать экспертизы, а только по разрешению следственного судьи; обжалования сообщения о подозрении. О “профнепригодности” данной идеи публично говорили многие представители правоохранительных и следственных органов.

Критически отозвался о данной затее даже генпрокурор Юрий Луценко. “Я сейчас обращаюсь от имени всей правоохранительной системы, кто за последнее время заявлял о кризисной ситуации, сложившейся в результате изменений в кодексы, которые в результате поправки одного из народных депутатов поставили всю правоохранительную систему на грань коллапса”, — пытался достучаться до парламентариев Луценко.

Но это оказалось непросто: даже его жена, а также по совместительству депутат БПП и представитель президента в ВРУ Ирина Луценко заявляла, что “поправка Лозового” полезна для бизнеса и ее отменять нельзя. Взамен предлагала искать компромисс.

Нардепы попытались 15 марта 2018 года внести некоторые коррективы в “поправку”, дабы удовлетворить интересы правоохранительных органов. Например, принудить следователя получать разрешения на экспертизу у суда только по экономическим, служебным и преступлениям против правосудия. Остальные экспертизы — по его воле. Для преступлений экономического и служебного характера также предлагалось сохранить возможность обжалования сообщения о подозрении.

Договаривались нардепы долго, но ни к чему не пришли. И 16 марта все неудобные для правоохранителей изменения в УПК вступили в силу. Несмотря на это, об анонсированном коллапсе в работе они перестали упоминать.

Подправили, но главное оставили

После спада интереса к изменениям в УПК нардепы решили кое-что подправить. И в первую очередь изменения коснулись привязки следственных подразделений полиции к конкретному суду. У парламенте 22 марта нашлось 256 голосов за законопроект, который возвращал старую редакцию: сотрудники полиции получили право обращаться в ближайший к их отделению суд.

Частично разобраться удалось и с ситуацией вокруг экспертиз. Дело в том, что буквально сразу после принятия данной поправки в некоторых СМИ начали раздувать панику о том, что после вступления в силу “поправки Лозового” возникнет проблема с похоронами тех, кто умер естественной смертью. Дескать, в любом случае перед захоронением следователь должен провести экспертизу, разрешенную только судом. Все это время тело нельзя было хоронить. И многие эксперты прогнозировали, что это приведет к завалу. Впрочем, на практике все оказалось значительно проще. В Министерстве внутренних дел отмечают: по всем, кто умер естественной смертью, суд принимает решение постфактум.

“Сейчас в случае ненасильственной смерти и при отсутствии сообщения о преступлении экспертиза проводится сразу же, а далее постфактум приходит решение суда об экспертизе. Механизм упрощен, но все равно на такие дела теперь идет больше времени, чем раньше”, — рассказал “Апострофу” спикер МВС Артем Шевченко.

Подобный механизм невозможно применить в остальных случаях. Поэтому в правоохранительных органах продолжают настаивать на отмене запроса на экспертизу у следственного судьи, чтобы упростить работу следователей и не нагружать суды. В парламенте представлены законопроекты, касающиеся этой проблемы. Но дальше первого чтения ни один из них не продвинулся.

Как рассказали “Апострофу” в кругах правоохранителей, такая процедура назначения экспертиз может быть выгодна многим своей длительностью. За время получения разрешения от судьи информация о готовящихся проверках может быстро дойти до нужного “адресата”. И пока к нему придут с проверкой, он скроет все, что может вызвать подозрения. Особенно это проблематично с проверкой бизнеса, на сторону которого публично стали депутаты. Ранее “Апострофу” в парламенте подтверждали, что за подобные инициативы с экспертизой активно выступали нардепы-бизнесмены.

Главная проблема

Впрочем, самой проблемной в УПК остается 219 статья, касающаяся длительности досудебного расследования. “Поправка Лозового” установила конкретные сроки для всех видов преступлений.

Отсчет начинается с момента внесения информации о преступлении в Единый реестр досудебных расследований. На расследование криминального проступка дается 6 месяцев, на преступление небольшой или средней тяжести — 12 месяцев, а на тяжкое или особо тяжкое преступление — 18 месяцев.

После вручения сообщения о подозрении у следствия имеется 1 месяц (криминальный проступок) и 2 месяца (преступление). Если этого времени оказалось недостаточно, следователь имеет право просить о продлении следствия на 2 месяца (криминальный проступок), 6 месяцев (преступление небольшой и средней тяжести) и на 12 месяцев (тяжкие или особо тяжкие преступления).

В предыдущей редакции УПК говорилось, что отсчет сроков начинается именно с момента вручения сообщения о подозрении, которые также составляли 1 и 2 месяца. Поэтому у правоохранительных органов накопилось огромное количество нераскрытых преступлений за годы независимости страны. Будут ли по ним когда-то результаты, ответить тяжело. Но следователи уже предупреждают, что из-за обновленной ст. 219 УПК большинство дел придется закрыть. Это касается и резонансных уголовных производств, касающихся политической коррупции, убийств на Майдане и т.д.

“Еще раз подчеркиваем, раскрытие и расследование сложных коррупционных схем в такие сжатые сроки невозможно. Например, при расследовании схем, связанных с выводом средств за границу, детективы НАБУ выявляют цепочку, состоящую в среднем из 7-10 звеньев, через которые украденные у украинцев деньги перечисляются конечным бенефициарам”, — заявили в марте в НАБУ, отметив, что только на раскрытие банковской тайны может уйти, минимум, 7-10 месяцев.

Тем не менее, парламентариев это не сильно волнует. В Комитете по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности “Апострофу” сообщили о том, что к ним пока не поступали законопроекты с инициативой пересмотреть норму о сроках досудебного расследования.

Но в конце ноября Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений”. В новой редакции предлагается оставить сроки только 12 и 18 месяцев с момента внесения данных в ЕРДР. А также расширяется перечень дедлайнов досудебного расследования с момента вручения подозрения:

— на протяжении 72 часов — криминальный проступок,

— на протяжении 20 суток — при совершении криминального поступка в случае непризнания вины подозреваемым или же необходимости дополнительных следственных действий;

— на протяжении месяца — в случае криминального проступка и заявления о проведении дополнительной экспертизы;

— на протяжении 2 месяцев.

Данные нормы более детально прописывают сроки для следствия в случае криминальных проступков, которые, как правило, наказываются штрафами или общественными работами.

Принятый документ 7 декабря был направлен на подпись президенту. Пока его на Банковой не рассмотрели.

В любом случае закон не решает проблему, как быть со сложными делами, которые иногда расследуются годами. Конечно, в нашей системе даже неограниченные сроки не являются гарантией того, что расследование резонансных дел завершится результативно. С новым законодательством надежда совсем пропадает.

На данный момент правоохранители не сообщают, сколько дел уже пришлось закрыть. Первые реальные цифры мы сможем увидеть уже в марте, когда пройдет ровно год с момента вступления в силу “поправки Лозового”.Тем временем следователи и прокуроры признаются, что многие дела даже не будут заводиться, потому что никто не захочет брать на себя ответственность — раскрыть их в кратчайшие сроки попросту невозможно. А значит, нарушившие закон смогут избежать наказания на вполне законных основаниях.

Марина ШАШКОВА

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Market forces move
Creating endless ripples
Capital's flow.

- Fin.Org.UA

Новини

18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави
16:44 - Уряди України та Польщі реалізовують спільні кроки для розблокування кордону, — Прем’єр-міністр
16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон
16:12 - Втрати від виходу іноземних компаній з московія оцінюються у понад 100 мільярдів доларів - Reuters
16:10 - Олександр Порхун: Перші поховання на Національному військовому меморіальному кладовищі можуть відбутися наприкінці літа – на початку осені 2024 року
16:07 - Туск після переговорів зі Шмигалем: Ми близькі до того, щоб знайти рішення
16:06 - Майже 170 тисяч документацій із землеустрою та оцінки земель оцифрували землевпорядники Львівщини
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
15:57 - Порядок документування страхових виплат фізичним особам для цілей оподаткування буде оновлено
15:55 - Голова Фонду держмайна України Віталій Коваль зустрівся з Надзвичайним і Повноважним Послом Королівства Нідерландів в Україні Єннесом де Молом
15:44 - Експорт 4 видів агрокультур: ліцензії видаватимуться з погодженням з Польщею
15:39 - Україна та Польща підписали меморандум про взаєморозуміння у сфері охорони здоров’я
15:32 - Ігор Клименко зустрівся із Міністром внутрішніх справ та адміністрації Польщі Марціном Кєрвінським
15:30 - "Укрнафта" розпочала ребрендинг мережі АЗС Glusco
15:24 - Новий міжнародний залізничний маршрут Київ — Кошице планується запустити цього року, - Мінінфраструктури
15:20 - Понад ₴21,6 мільярда податків і зборів сплатив Київстар за 2 останніх роки
15:18 - Цього року планується запустити залізничний маршрут з Києва до Словаччини
15:04 - Україна і Польща домовилися спільно шукати українські родини у Польщі для дітей, евакуйованих з інтернатів через війну
14:52 - Міністр агрополітики: Питання розблокування кордону з Польщею потребує додаткового часу
14:51 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:45 - Житло під пільговий кредит. Як реально працює державна програма "єОселя"
14:39 - Обговорено актуальні питання співпраці з польською стороною щодо інфраструктурних напрямів
14:35 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:27 - Габон став "найбільшим" постачальником запчастин для російських літаків
14:13 - Сервіс доставки Meest Shopping почав партнерство з криптобіржею Binance


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024