“Бориспольский экспресс”: пиар и коррупция

08.12.2018 11:00 | Укррудпром

Зеркало недели, 8 декабря 2018. Опубликовано 10:35 08 декабря 2018 года В этом году “Укрзалізниця” завершила два крупных проекта, к которым было приковано внимание общественности: “Бескидский туннель” и “Kyiv Boryspil Express”.

Однако “Укрзалізниця” не была бы “Укрзалізницею”, если бы на каждом добром деле не пыталась реализовать коррупционную схему. 

Если в случае с Бескидским туннелем уголовное дело НАБ, связанное с компаниями из окружения братьев Дубневичей (БПП), еще можно было свалить на “папередников”, поскольку основные его эпизоды происходили в 2015 году, — то с “Бориспольским экспрессом” все значительно проще: его начали строить во времена нынешнего правления УЗ, и никто другой на ситуацию не влиял.

К тому же все закупки для “Бориспольского экспресса” почти на 130 млн грн проводил Региональный филиал “Південно-Західна залізниця”, руководство которой называют приближенным к Евгению Кравцову. 

 

стоп-кадр

“Бориспольский экспресс” успел “прославиться” тем, что уже на второй день эксплуатации его пассажирам пришлось опоздать на рейсы, или добираться до аэропорта пешком.

Дело в том, что большинство руководителей филиалов УЗ были избраны еще во времена Балчуна, но “Львівська залізниця” и “Південно-Західна залізниця” сменили директоров уже после назначения и.о. председателя правления “Укрзалізниці” Е.Кравцова, поскольку последний не смог найти общий язык с их — уже бывшим — руководством.

Директором филиала “Південно-Західна залізниця” весной нынешнего года стал экс-депутат Харьковского облсовета от фракции “Відродження”, доцент кафедры криминального права и криминологии Харьковского национального университета внутренних дел Роман Веприцкий. Известен он тем, что работая в правоохранительной системе, умудрился сделать сбережений на 8,1 млн грн денежной наличностью, указанных в его декларации.

Объяснить назначение человека из правоохранительной системы директором региональной железной дороги можно разве что наличием необходимых для этого личных связей. Ведь ни образование, ни предыдущий опыт Веприцкого вообще никоим образом не пересекаются с железнодорожной сферой.

Фирма с улицы Зоологической

В Киеве в обычной жилой пятиэтажке по адресу улица Зоологическая, 4-а находится некая квартира №139. Внешне она ничем не отличается от других квартир этого дома, за единственным исключением — в ней зарегистрировано более 800 юридических субъектов. И субъекты эти довольно непростые.

Конечно, 800 фирм в одной квартире физически поместиться не могут. Потому всем понятно, что этот адрес используется определенной конторой для сбыта “фирм под ключ”. Но за все годы существования квартиры №139 ни налоговикам, ни правоохранителям почему-то даже в голову не пришло провести проверку деятельности этих обществ.

Отсутствие компании по месту регистрации является одним из главных оснований для аннулирования свидетельства налогоплательщика органами ГФС. Но это не касается указанного адреса.

Раньше услугами “размещения” в квартире №139 пользовалось ООО “УТМК”, заключившее с железной дорогой контрактов более чем на 200 млн грн, и ООО “Интер Прайс”, у которого миллиардные контракты с Минобороны. Конечно, здесь зарегистрированы и игроки поменьше.

После назначения Романа Веприцкого директором “Південно-Західної залізниці” на тендерах по благоустройству и обустройству “Бориспольского экспресса” появляется новичок — ООО “Рилейд”. Фирма, прописанная в квартире №139 на Зоологической, 4-а, за несколько месяцев получает контрактов на 28 млн грн. В том числе 14 млн на “работы по изготовлению, монтажу и покраске металлических конструкций галереи, устройству перильной изгороди и накрытия навесов пассажирской платформы”, 6 млн — на изготовление навеса железнодорожной платформы, 2,8 млн — на сооружение земляного полотна железнодорожных путей и 4,6 млн — на благоустройство и озеленение территорий.

Все эти работы выполнялись в рамках проекта “Организация железнодорожного пассажирского сообщения г. Киев — Международный аэропорт “Борисполь”.

Причем история ООО “Рилейд” повторяется и с другими участниками. Так, “Південно-Західна залізниця” без тендера заключила прямой контракт на 3 млн грн. на “обустройство пропускной системы для зоны пребывания пассажиров перед посадкой в рельсовый автобус сообщением Киев-Пассажирский — Борисполь”. Исполнителем работ стало никому не известное ООО “Петро Сервис”, прописанное по еще одному адресу массовой регистрации — г. Харьков, пр-т Московский, №199 (место регистрации 130 юридических лиц).

Ни до, ни после этого “Петро Сервис” не получало государственных контрактов.

Электронный билет в один конец

Но, наверное, самой большой аферой стала разработка специального билетного сервиса для маршрута “Киев—Борисполь”.

Дело в том, что железная дорога имеет билетный сервис booking.uz.gov.ua, разработанный еще в 2017 году. Вместе с обновлениями и расширением функционала он обошелся УЗ в сумму порядка 6,5 млн грн. Следует отметить, что этот билетный сервис обеспечивает возможность покупки электронного билета на все маршруты железной дороги. Кроме маршрута Киев—Борисполь.

Потому что на УЗ решили, что “Бориспольскому экспрессу” нужен собственный билетный сервис. И оценили его в 21 млн грн. То есть в три с половиной раза дороже, чем сервис для остальных маршрутов страны.

Что такого особо в сообщении “Киев-Пассажирский—аэропорт “Борисполь”, объяснить трудно. Как и то, нужны ли пассажирам два отдельных билетных сервиса для услуг одной компании-перевозчика.

Разработку нового сервиса поручили ООО “Виртуальные технологии и системы”. Причем сделали это безальтернативно.

В октябре “Південно-Західна залізниця” обнародовала переговорную процедуру с ООО “Виртуальные технологии и системы” на 21 млн грн, в которой, кроме названия закупки, не было указано никакой другой информации. Обоснованием переговорной процедуры определили “необходимость осуществить дополнительную закупку у одного и того же поставщика”. 

 В самом деле, такое основание для проведения переговорной процедуры законодательством определено, но: ООО “Виртуальные технологии и системы” никогда раньше не заключало договоров с “Південно-Західною залізницею”, и разработчиком имеющегося билетного сервиса booking.uz.gov.ua являются не “Виртуальные технологии и системы”, а совсем другая компания — ООО “Универсальные информационные технологии”.

Последнее подало жалобу в коллегию Антимонопольного комитета о нарушении прав компании путем проведения неконкурентной процедуры. И тут якобы контракт железной дороги должен бы сорваться, но…

На заседании коллегии АМКУ железнодорожники делают заявление, что предметом закупки являются не услуги, а работы, и, соответственно, жалобщик должен уплатить сбор за рассмотрение жалобы не 5 тыс. грн, а 15 тыс. И АМКУ прекращает рассмотрение жалобы.

Проблема в том, что отличить услуги от работ довольно сложно. К тому же в самой закупке это нигде не отмечается. Коллегия АМКУ заняла позицию заказчика, но могла занять и позицию жалобщика, который при подаче жалобы не мог знать, работы или услуги являются предметом закупки и какой именно сбор надо платить.

Так 10 тыс. грн. государственной пошлины в бюрократической системе страны превращаются в 21 млн грн. потенциальных убытков.

В тот же день  “Укрзалізниця” заключает договор с разработчиком нового билетного сервиса, который должен завершить работы до конца года.

Однако уже во время рассмотрения жалобы появились новые подробности этого дела: на самом деле переговоры между “Укрзалізницею” и ООО “Виртуальные технологии и системы” продолжаются еще с лета, а сам билетный сервис уже разработан и передан в тестовое использование железнодорожникам.

Согласно протоколу “Південно-Західної залізниці”, первая встреча по вопросу билетного сервиса с ООО “Виртуальные технологии и системы” состоялась еще 10 июня. Других разработчиков программного обеспечения на это мероприятие не приглашали.

 

 

Новый сервис для “Бориспольского экспресса” размещен на домене travel.uz.gov.ua. Однако после публикации ссылки на этот сайт, который оказался почти точной копией старика booking.uz.gov.ua, доступ к нему внезапно исчез. Правда, сравнивая скрины этих двух сервисов, сложно определить, чем новый travel.uz.gov.ua отличался от уже имеющегося booking.uz.gov.ua.

 

 

Конечно, после утечки информации железнодорожникам и ООО “Виртуальные технологии и системы” придется, по крайней мере внешне, вносить изменения в “новый” сервис, что займет определенное время. Возможно, именно поэтому пока билеты на Борисполь недоступны онлайн. 

После всего

Понять, почему даже вокруг таких имиджевых проектов железной дороги, как “Kyiv Boryspil Express”, возникают фирмы-призраки и гении “новых” услуг, в самом деле тяжело. Или же спектакль рассчитан на неразборчивого зрителя, который ограничится красивым коллажом чиновников высшей марки на фоне крашенного польского рельсового автобуса и не заметит ничего за этим коллажом. Или же на склоне своей каденции политики становятся все менее чувствительны к таким неприятным мелочам, как еще одна коррупционная история об очередных десятках миллионов гривен… 

 Владимир ДАЦЕНКО, руководитель проекта “Zалізниця без корупції”

Додати коментар

Користувач:
email:





Debt can be a heavy weight,
But with patience and persistence, it can abate.
Cut your spending, and pay it down,
And soon your credit score will wear a crown.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 24 квітня: справа Сольського, ТРЦ "Гулівер" хочуть передати в управління АРМА
20:49 - Усіх абонентів у Києві, Одесі та Хмельницькому заживили, у Харкові діють обмеження – Міненерго 
20:47 - Єврокомісія пропонує запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до московія – Reuters
20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
20:00 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ. Оперативна інформація на 19:00
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу
17:54 - Коли запрацює еАкциз в Україні
17:52 - Інформація щодо проведення Міжнародної весільної виставки “SHANGHAI WEDDING EXPO 2024” (07 – 09 серпня 2024 р., м. Шанхай, Китай)
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 24.04.2024
17:18 - Україна підписала Меморандуми про взаємне визнання Дипломів / Свідоцтв фахівця моряків з Португалією та Грузією
17:04 - Мазепа про свою справу: проблема в "сірих зонах" законів, а не в вертикалі Зеленського
17:00 - Офіс генпрокурора після аудиту закрив п'яту частину справ проти бізнесу
16:47 - Boeing звітує про падіння доходів через скорочення поставок
16:35 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:31 - Автобуси тепер можуть обирати в "єЧерзі" час перетину кордону з Молдовою
16:26 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:24 - Держаудитслужба розпочала аудит Науково-дослідного інституту вогнетривів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024