Впереди планеты всей: сможет ли Украина стать эльдорадо электрокаров

20.11.2018 19:36 | Укррудпром

Апостроф, 20 ноября 2018. Опубликовано 11:11 20 ноября 2018 года Амбициозные заявления наших “топов” часто попахивают фантастикой.

Украина обладает одними из самых крупных в мире залежей лития, необходимого для производства аккумуляторных батарей в электромобилях. Имеются в отечественных недрах и другие полезные ископаемые, применяемые в изготовлении таких аккумуляторов. “Апостроф” выяснил, достаточно ли этих запасов для промышленного использования, и “грозит” ли нашей стране “электрокарный” бум, как об этом заявляют некоторые украинские бизнесмены.

Продажи электромобилей в Украине бьют рекорды — в январе-октябре 2018 года по сравнению с предыдущим годом они выросли на 89% — до 4214 единиц. Это при том, что в 2017 году Украина вошла в “десятку” (9-е место) глобального рейтинга стран с самым быстрым развитием рынка электрокаров — рост в сравнении с 2016 годом составил 2,3 раза.

Как и в сегменте традиционных авто, львиная доля электромобилей приходится на подержанные машины (85%). Разумеется, все эти автомобили — импортные, ведь в самой Украине производства электрокаров нет.

Впрочем, это не совсем так. Украинская корпорация “Богдан”, которую связывают с президентом Петром Порошенко и заместителем секретаря СНБО Олегом Гладковским, выпускает “полностью электрический” автобус “А70100”. Правда, он почему-то используется в Польше, а не у себя на родине.

Однако в компании “Богдан” заявляют: готовы работать и в интересах Украины — в рамках правительственной стратегии, согласно которой до 2030 года общественный транспорт в стране должен стать электрическим на все 100%.

Электромобильные недра

Откуда такой оптимизм, граничащий с фантастикой? Поводом для него, по мнению “богдановцев”, являются значительные запасы полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторных батарей — основного элемента электромобилей. В нашей стране есть свой, пусть и не блестящий, но автопром, и “Апостроф” ранее достаточно подробно описывал варианты налаживания в том или ином виде отечественного производства электрокаров, уделив особое внимание техническим, финансовым и фискальным аспектам.

В данном же случае стоит обратить внимание на то, что в Украине (точнее, в ее недрах) действительно присутствуют все элементы таблицы Менделеева, которые используются для производства аккумуляторных батарей. Прежде всего, это — медь, никель, кобальт, литий, а также графит.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян на своей странице в Facebook недавно написал, что Украина может помочь Европе в создании аккумуляторов для электрокаров. Чиновник, цитируя сюжет американской телекомпании CNN, отметил, что, по состоянию на сегодня, “Европа проиграла битву за электрокары и отчаянно пытается догнать ушедший поезд”. “Более того, Европа проспала момент, когда все месторождения лития и кобальта оказались не в европейских руках, и теперь ЕС полностью зависим от поставщиков литиевых батарей”, — написал он.

Европа, как известно, является одним из лидеров электромобильного движения в мире, и уже ряд стран ЕС обнародовали свои программы по полному отказу в перспективе от машин с двигателем внутреннего сгорания и переходу на электрический транспорт. По словам Владимира Омеляна, Украина с ее “самыми богатыми месторождениями лития и кобальта в Европе может стать мировым центром производства батарей и электрокаров”.

(Бес)полезные ископаемые

Впрочем, на сегодняшний день картина вырисовывается не столь радужная. Как сообщили в Государственной службе геологии и недр Украины (Госгеонедр) в ответ на официальный запрос “Апострофа”, “практически вся внутренняя потребность в меди, литии, кобальте и никеле обеспечивается на сегодня за счет импорта”.

В Госгеонедр, в частности, отметили, что, “Украина не имеет промышленных запасов медных руд, несмотря на общие достаточно значительные перспективные и прогнозные ресурсы”.

 

Что касается никеля и кобальта, то их месторождения на территории Украины были разведаны еще в 50-е годы прошлого столетия. В ведомстве рассказали, что на базе месторождений Побужской группы еще в 1972 году начал работать Побужский никелевый завод по производству ферроникеля. В 1991-1996 годах предприятие существенно сократило добычу руды, а в 1997-2000 годах вообще не работало. Впоследствии завод возобновил работу, его продукция поставлялась, как на внутренний рынок, так и на экспорт. “Но в связи с неудовлетворительными горнохимическими условиями и низким качеством руды практически вся внутренняя потребность в никеле и кобальте в последние годы обеспечивается за счет импорта”, — говорится в ответе Госгеонедр на запрос издания.

Украинские ученые-геологи в целом согласны с данными и оценками ведомства.

Директор Института геологии Киевского национального университета (КНУ), доктор геологических наук, профессор Владимир Михайлов рассказал “Апострофу”, что залежи никеля и кобальта в Украине сосредоточены в пределах 10-ти месторождений в центральной части Украины, в первую очередь, в исторической области Побужье. По его словам, “силикатные руды этих месторождений имеют низкое качество (содержание никеля 0,38—1,24%) и могут быть пригодными лишь для выплавки ферроникеля”.

По словам доктора геолого-минералогических наук, профессора КНУ Василия Загнитко, достаточно неплохим было Капитановское месторождение никеля и кобальта, но оно на сегодня исчерпано. “Есть и другие месторождения, но это — так называемые коренные руды, которые сложно обогащать, к тому же они находятся на больших глубинах. Поэтому нужно применять шахтный способ, а это — дорого”, — отметил ученый.

По меди также нет особых разногласий. “Разведанных месторождений меди в Украине нет, но есть ряд перспективных проявлений на Волыни (Жиричи, Рафаловское и другие), на Донбассе, в Карпатах. Самым интересным является самородно-медное проявление Жиричи, прогнозные ресурсы которого достигают 1,5 миллиона тонн меди”, — сказал Владимир Михайлов. По его словам, некоторое время назад им интересовались польские инвесторы, “но инвестиционное соглашение так и не было подписано”.

Как отметил Василий Загнитко, самородную медь довольно легко добывать, но эти залежи все равно пока не разрабатываются, “потому что необходимо вливание средств, а с этим — проблемы”.

Таким образом, Украина в основном импортирует медь, при этом, как сказал Владимир Михайлов, до 150 тысяч тонн в год меди обеспечивается за счет металлолома.

По идее, лучше обстоят дела с литием. Его запасы в Украине действительно самые крупные в Европе.

 

“Перспективы создания собственной минерально-сырьевой базы лития в Украине и превращение страны из импортера в экспортера литиевой продукции достаточно высоки. Связаны они с реальной возможностью освоения уже известных месторождений. Освоение других полей редкометалльных пегматитов может привести к обнаружению новых перспективных объектов”, — рассказали “Апострофу” в Госгеонедрах.

Однако ученые не так оптимистичны.

По словам Василия Загнитко, у украинских месторождений лития “достаточно сложная минералогия — с технологической точки зрения там очень сложно извлекать литий”.

Впрочем, попытки добывать литий в Украине были, но они не увенчались успехом. Как рассказал Владимир Михайлов, для этого была создана компания “Укрлитийдобыча”. “Но пробуренные 6 из запланированных 10-ти скважин не показали рудных концентраций, поэтому работы замедлились”, — отметил он, добавив, что отечественным литиевым рудам, которые являются сложно обогащаемыми, тяжело конкурировать с гидроминеральными рудами Южной Америки.

Луч надежды

Но не все так плохо — по крайней мере, небезнадежно.

 

Василий Загнитко полагает, что, несмотря на то, что в обозримом будущем добыча лития в Украине вряд ли осуществима, в будущем, благодаря развитию технологий, из это может что-то получиться. “Что касается лития, то это — очень отдаленная перспектива”,- заявил он.

По меди перспектив больше, считает ученый. По его словам, в Украине “вполне реально” наладить добычу этого металла. Также, по его мнению, “есть некоторые шансы” на то, чтобы начать добычу никеля.

Кроме того, в Украине разрабатывается месторождение графита — элемента, который также используется в батареях для электрокаров, например, в машинах Tesla. “В Украине расположено уникальное месторождение графита, одно из крупнейших в мире, с рудами высокого качества — Завальевское в Побужье (Кировоградская и Одесская области — “Апостроф”), которое долгое время было основной базой графитовой промышленности Советского Союза благодаря уникального качества руд”, — рассказал Владимир Михайлов.

Однако и здесь, увы, не совсем “перемога”, — дело в том, что сейчас это месторождение “разрабатывается в небольших объемах”, отмечает геолог.

Таким образом, надежды на то, что Украина сможет стать эдаким “эльдорадо” для производства электромобилей, пока вряд ли осуществимы. Однако хочется надеяться, что ключевое слово здесь — “пока”, и благодаря развитию технологий и приходу инвестиций украинские недра будут грамотным образом разведаны, разработаны (и, желательно, не разворованы), что позволит, прежде всего, отечественному автопрому наладить производство электрических автомашин, будь то личные “легковушки” или автобусы на маршрутах коммунального транспорта. А украинцы, как показывает статистика, к использованию электрокаров уже готовы.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Global economy
Interconnected markets
Boom, or recession?

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
12:14 - РНБО пропонує заборонити рекламу казино з використанням військової символіки
12:00 - Інтерв’ю Андрія Пишного про перебіг Весняних зборів МВФ та Світового банку у Вашингтоні
11:25 - Польські фермери зняли блокаду двох пунктів пропуску на кордоні з Україною
11:22 - Енергетична ситуація в регіонах на 20 квітня
11:18 - Цифровізація державних послуг в Україні створює потужний антикорупційний ефект, - Ольга Зикова
10:57 - ЕНЕРГЕТИЧНА СИТУАЦІЯ В РЕГІОНАХ на 20 квітня: через негоду знеструмлені 11 населених пунктів; за добу енергетики відновили електропостачання понад 26 тисячам абонентів
10:29 - Ситуація в енергосистемі на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується
10:12 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується; внаслідок обстрілів на Донеччині знеструмлювалася шахта – під землею залишалися понад 130 працівників
10:10 - Військовим заборонять доступ до казино: Зеленський увів в дію рішення РНБО
10:00 - московія уразила інфраструктурний об'єкт в Одесі
09:41 - У МВС відбулася робоча зустріч із представниками Європейської Комісії
09:33 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
09:17 - Сергій Марченко обговорив із міністрами фінансів європейських країн поглиблення співпраці на шляху інтеграції України в ЄС
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024