Почему инфляционное таргетирование не сработало в Турции и Аргентине?

20.10.2018 12:32 | Укррудпром

Зеркало недели, 19 октября 2018. Опубликовано 11:49 20 октября 2018 года Уроки для Украины.

 

“Если сам не способен управлять автомобилем, лучше использовать такси — это надежнее, но дороже”

Длительное отсутствие хорошей новости о выделении долгожданного транша МВФ после отъезда миссии Фонда из Киева вряд ли можно считать положительным сигналом как для внешних, так и для внутренних инвесторов. 

Ведь это может означать только то, что далеко не все вопросы сотрудничества урегулированы окончательно, и среднесрочная перспектива состояния экономики Украины остается неопределенной.

И даже после выделения транша в рамках возможной новой программы с Фондом, которая может быть начата вместо программы расширенного кредитования, политики Украины должны помнить, что без ускорения структурных реформ экономика не сможет расти достаточными темпами для того, чтобы быть платежеспособной. А кредиты очень скоро придется отдавать.

Вместе с тем приближение активной фазы предвыборной кампании и традиционное в такой период желание политиков выглядеть благодетелями для своих потенциальных избирателей только усиливают очевидные риски для макрофинансовой стабильности в нашей стране, достигнутой невероятными усилиями на протяжении тяжелого периода 2014—2017 годов.

Также постепенно становится невыносимым соблазн отказаться от опеки извне, освободившись от неудобных тисков, необходимых рекомендаций об уменьшении финансовых разрывов в бюджете и платежном балансе, а также преодолении коррупции. Тем более что последний негативный опыт — Турции и Аргентины — якобы свидетельствует о неэффективности, в частности, такого камня преткновений, как инфляционное таргетирование. Такой поверхностный взгляд на форму, но не на содержание кризисов в этих странах может вводить в заблуждение общественность.

Поэтому следует разобраться в реальных, а не задекларированных местными “экспертами”-популистами причинах этих неудач.

Если вспомнить основы монетарной экономики и практики многих стран, то основными предпосылками успешного функционирования инфляционного таргетирования (как и любого другого монетарного режима) в любой экономике, при прочих равных условиях, являются:

— отсутствие фискального доминирования. Фискальное доминирование появляется тогда, когда страна имеет большой государственный долг и дефицит, и цели правительства по недопущению дефолта по собственным обязательствам вступают в противоречие с макроэкономическими целями страны, такими как низкая инфляция, экономический рост и низкая безработица. В результате финансовые ресурсы все больше используются для финансирования растущих расходов и обслуживания долга вместо того, чтобы инвестироваться в реальный сектор экономики;

— устойчивость внешней позиции экономики. Внешняя позиция считается устойчивой и не угрожает стабильности экономики, когда затраты страны в иностранной валюте на импорт, обслуживание внешних долгов и другие внешние затраты покрываются валютными поступлениями от экспорта, прямыми иностранными инвестициями и другими валютными поступлениями, которые не носят временный характер. То есть суммарное состояние текущего и финансового счетов платежного баланса не приводит к истощению валютных резервов страны;

— независимость центрального банка. Независимость в основном заключается в невмешательстве в его операционную и организационную деятельность. Но неотъемлемым дополнением независимости должны быть прозрачность и подотчетность его деятельности;

— согласованность монетарной и фискальной политик. В частности она заключается в согласованности общегосударственных макроэкономических целей и координации использования инструментов обеих политик (дополняет пункт первый).

Следует отметить, что все эти принципы в большей или меньшей степени были нарушены как в Турции, так и в Аргентине.

В обеих странах было существенное фискальное доминирование, а дефициты текущего счета вышли за приемлемые рамки, которые бы позволяли удерживать экономическую и финансовую стабильность в обеих экономиках (см. табл.). Так, дефицит текущего счета в Турции составлял 6,1% ВВП, в Аргентине — 4,5. Дефицит бюджета в Турции — 3,5% ВВП, в Аргентине — 5,6 (по состоянию на конец июня 2018 года, по оценкам журнала The Economist).

 

 

Экономический рост в последние годы перед кризисом в обеих странах, по оценке МВФ, происходил главным образом за счет ускорения потребления. Экономики Аргентины и Турции были перегретыми, и продолжение политики status quo в обеих странах рано или поздно неизбежно привело бы к кризису. Спусковым крючком, ускорившим кризис, стал конфликт руководства Турции с администрацией США, а также повышение ставок ФРС и ЕЦБ. Аргентина также покатилась вниз после кризиса в Турции, ухудшения ситуации в мировой торговле и обострения внутренних политических проблем.

Ежегодные суммарные дисбалансы (дефициты текущего счета платежного баланса и бюджета) в обеих странах превышали 10% от ВВП, что само по себе уже является нарушением макроэкономической стабильности.

Независимость в проведении монетарной политики обоих центральных банков также была нарушена. В Турции под давлением президента Эрдогана Центральный банк удерживал ключевую процентную ставку без изменений (тогда как надо было ее повышать), при том что инфляционное давление нарастало, и местная валюта девальвировала. Таким образом, при темпах инфляции, превысивших номинальную стоимость заимствований, реальные ставки стали отрицательными, а инфляционные ожидания выросли. Президент также предоставил себе право назначать и увольнять руководство Центробанка Турецкой Республики, что было прямым нарушением принципа независимости. Поэтому новое руководство безусловно выполняло приказы президента по процентной политике, а не руководствовалось обязательствами по обеспечению ценовой стабильности.

В Аргентине при экспансивной фискальной политике, состоявшей в значительных субсидиях в убыточные сектора экономики (в частности, энергосектор и транспорт) и повышении необоснованных расходов на потребление, Центральный банк наращивал долговые обязательства правительства в собственном портфеле и также серьезно опоздал с поднятием процентной ставки. В частности, с начала 2018 года финансирование дефицита бюджета правительства со стороны Центрального банка Аргентинской Республики оценивается на уровне 1,1% от ВВП, что является очевидным проявлением фискального доминирования. Политическая ситуация в стране также не способствовала проведению макрофинансовой стабилизации. У президента Макри не было большинства в парламенте, и оппозиция фактически блокировала большую часть законопроектов для продолжения реформ. А те реформы, которые успело провести правительство Макри, были недостаточными, чтобы хотя бы стабилизировать макроэкономическую ситуацию. Популистская риторика предыдущего президента Кристины Фернандес де Киршнер, которая стала членом парламента и имеет определенные шансы снова прийти к власти, негативно влияет на ожидания инвесторов.

Оба центральных банка ранее под политическим давлением пересмотрели собственные инфляционные цели в сторону повышения, что значительно подорвало доверие к ним в способности достигать провозглашенных целей и также служило дополнительному генерированию инфляции в обеих странах. С повышением официальных целей сразу увеличилась инфляция, потому что ожидания теперь были ориентированы на более высокие уровни инфляции и выросли даже больше, чем ее новые целевые показатели.

Переход Аргентины от инфляционного таргетирования к таргетированию монетарной базы состоялся как вынужденный шаг в рамках финансовой помощи от МВФ.

Фактически монетарная власть Аргентины признала собственную несостоятельность в проведении независимой монетарной политики и отдала ее во внешнее управление Фонда. Конечно, такой подход более простой и контролируемый со стороны кредитора последней инстанции, которым является МВФ.

Фонд, в частности, не может в собственном прогнозе доверять власти Аргентины (прогнозу ее Центробанка) и, соответственно, принятию решений монетарной властью. Поэтому для его функционеров намного проще установить лимиты на предложение денег со стороны Центрального банка и регулярно контролировать выполнение этих требований в рамках стандартного подхода МВФ для “недоразвитых” стран, к которым нет доверия как в предоставлении достоверной информации Фонду, так и в выполнении взятых на себя обязательств, и которые неспособны собственными силами проводить эффективную монетарную политику. Согласно пресс-релизу Фонда стороны согласовали, что прирост денежной базы будет нулевым до тех пор, пока инфляционные ожидания начнут стабильно снижаться (эту тенденцию также будет определять и утверждать МВФ). Это будет дополнено тем, что Центральный банк Аргентины будет также удерживать краткосрочную ставку не ниже 60% до тех пор, пока инфляционные ожидания не будут снижаться как минимум два месяца подряд. Скорее всего, это станет значительным негативным шоком для экономического роста, то есть платой за предыдущую экспансионистскую политику.

Выводы для Украины.

Бюджетная политика должна быть более сдержанной и не приводить к наращиванию государственного долга.

Борьба с коррупцией и структурные реформы (не декларации, а реальные шаги!) должны быть направлены на улучшение состояния платежного баланса (только потери на таможне оцениваются в несколько миллиардов долларов ежегодно, а бездеятельность Антимонопольного комитета приводит к росту цен на неконкурентных рынках и потерям для бюджета).

Независимость НБУ должны быть гарантирована де-факто, невзирая на изменения в политической конъюнктуре.

Призывы к копированию опыта Аргентины или Турции по отказу от инфляционного таргетирования ошибочны, тогда как ситуация требует не повторять ошибок этих стран, а сделать необходимые шаги сейчас для недопущения “аргентинского” сценария.

Главным залогом успеха в проведении реформ является доверие как инвесторов, так и населения ко всем государственным учреждениям и проводимой ими политике. В частности, это касается и центрального банка и монетарной политики, которую он проводит.

Инфляционное таргетирование — это не волшебная палочка, которая сама по себе снизит инфляцию и решит все проблемы в экономике. Но это гибкий каркас, позволяющий осуществлять более эффективную монетарную политику при соблюдении обозначенных выше требований.

Если украинская власть хочет иметь собственный центральный банк с независимой монетарной политикой, она должна обеспечивать приведенные выше предпосылки, а не доводить ситуацию в Украине до аргентинского сценария.

Любой монетарный режим будет неуспешным в случае отсутствия структурных реформ в экономике и согласованной макроэкономической политики.

 

“Если сам не способен управлять автомобилем, лучше использовать такси — это надежнее, но дороже”

Длительное отсутствие хорошей новости о выделении долгожданного транша МВФ после отъезда миссии Фонда из Киева вряд ли можно считать положительным сигналом как для внешних, так и для внутренних инвесторов. 

Ведь это может означать только то, что далеко не все вопросы сотрудничества урегулированы окончательно, и среднесрочная перспектива состояния экономики Украины остается неопределенной.

И даже после выделения транша в рамках возможной новой программы с Фондом, которая может быть начата вместо программы расширенного кредитования, политики Украины должны помнить, что без ускорения структурных реформ экономика не сможет расти достаточными темпами для того, чтобы быть платежеспособной. А кредиты очень скоро придется отдавать.

Вместе с тем приближение активной фазы предвыборной кампании и традиционное в такой период желание политиков выглядеть благодетелями для своих потенциальных избирателей только усиливают очевидные риски для макрофинансовой стабильности в нашей стране, достигнутой невероятными усилиями на протяжении тяжелого периода 2014—2017 годов.

Также постепенно становится невыносимым соблазн отказаться от опеки извне, освободившись от неудобных тисков, необходимых рекомендаций об уменьшении финансовых разрывов в бюджете и платежном балансе, а также преодолении коррупции. Тем более что последний негативный опыт — Турции и Аргентины — якобы свидетельствует о неэффективности, в частности, такого камня преткновений, как инфляционное таргетирование. Такой поверхностный взгляд на форму, но не на содержание кризисов в этих странах может вводить в заблуждение общественность.

Поэтому следует разобраться в реальных, а не задекларированных местными “экспертами”-популистами причинах этих неудач.

Если вспомнить основы монетарной экономики и практики многих стран, то основными предпосылками успешного функционирования инфляционного таргетирования (как и любого другого монетарного режима) в любой экономике, при прочих равных условиях, являются:

— отсутствие фискального доминирования. Фискальное доминирование появляется тогда, когда страна имеет большой государственный долг и дефицит, и цели правительства по недопущению дефолта по собственным обязательствам вступают в противоречие с макроэкономическими целями страны, такими как низкая инфляция, экономический рост и низкая безработица. В результате финансовые ресурсы все больше используются для финансирования растущих расходов и обслуживания долга вместо того, чтобы инвестироваться в реальный сектор экономики;

— устойчивость внешней позиции экономики. Внешняя позиция считается устойчивой и не угрожает стабильности экономики, когда затраты страны в иностранной валюте на импорт, обслуживание внешних долгов и другие внешние затраты покрываются валютными поступлениями от экспорта, прямыми иностранными инвестициями и другими валютными поступлениями, которые не носят временный характер. То есть суммарное состояние текущего и финансового счетов платежного баланса не приводит к истощению валютных резервов страны;

— независимость центрального банка. Независимость в основном заключается в невмешательстве в его операционную и организационную деятельность. Но неотъемлемым дополнением независимости должны быть прозрачность и подотчетность его деятельности;

— согласованность монетарной и фискальной политик. В частности она заключается в согласованности общегосударственных макроэкономических целей и координации использования инструментов обеих политик (дополняет пункт первый).

Следует отметить, что все эти принципы в большей или меньшей степени были нарушены как в Турции, так и в Аргентине.

В обеих странах было существенное фискальное доминирование, а дефициты текущего счета вышли за приемлемые рамки, которые бы позволяли удерживать экономическую и финансовую стабильность в обеих экономиках (см. табл.). Так, дефицит текущего счета в Турции составлял 6,1% ВВП, в Аргентине — 4,5. Дефицит бюджета в Турции — 3,5% ВВП, в Аргентине — 5,6 (по состоянию на конец июня 2018 года, по оценкам журнала The Economist).

 

 

Экономический рост в последние годы перед кризисом в обеих странах, по оценке МВФ, происходил главным образом за счет ускорения потребления. Экономики Аргентины и Турции были перегретыми, и продолжение политики status quo в обеих странах рано или поздно неизбежно привело бы к кризису. Спусковым крючком, ускорившим кризис, стал конфликт руководства Турции с администрацией США, а также повышение ставок ФРС и ЕЦБ. Аргентина также покатилась вниз после кризиса в Турции, ухудшения ситуации в мировой торговле и обострения внутренних политических проблем.

Ежегодные суммарные дисбалансы (дефициты текущего счета платежного баланса и бюджета) в обеих странах превышали 10% от ВВП, что само по себе уже является нарушением макроэкономической стабильности.

Независимость в проведении монетарной политики обоих центральных банков также была нарушена. В Турции под давлением президента Эрдогана Центральный банк удерживал ключевую процентную ставку без изменений (тогда как надо было ее повышать), при том что инфляционное давление нарастало, и местная валюта девальвировала. Таким образом, при темпах инфляции, превысивших номинальную стоимость заимствований, реальные ставки стали отрицательными, а инфляционные ожидания выросли. Президент также предоставил себе право назначать и увольнять руководство Центробанка Турецкой Республики, что было прямым нарушением принципа независимости. Поэтому новое руководство безусловно выполняло приказы президента по процентной политике, а не руководствовалось обязательствами по обеспечению ценовой стабильности.

В Аргентине при экспансивной фискальной политике, состоявшей в значительных субсидиях в убыточные сектора экономики (в частности, энергосектор и транспорт) и повышении необоснованных расходов на потребление, Центральный банк наращивал долговые обязательства правительства в собственном портфеле и также серьезно опоздал с поднятием процентной став

 

“Если сам не способен управлять автомобилем, лучше использовать такси — это надежнее, но дороже”

Длительное отсутствие хорошей новости о выделении долгожданного транша МВФ после отъезда миссии Фонда из Киева вряд ли можно считать положительным сигналом как для внешних, так и для внутренних инвесторов. 

Ведь это может означать только то, что далеко не все вопросы сотрудничества урегулированы окончательно, и среднесрочная перспектива состояния экономики Украины остается неопределенной.

И даже после выделения транша в рамках возможной новой программы с Фондом, которая может быть начата вместо программы расширенного кредитования, политики Украины должны помнить, что без ускорения структурных реформ экономика не сможет расти достаточными темпами для того, чтобы быть платежеспособной. А кредиты очень скоро придется отдавать.

Вместе с тем приближение активной фазы предвыборной кампании и традиционное в такой период желание политиков выглядеть благодетелями для своих потенциальных избирателей только усиливают очевидные риски для макрофинансовой стабильности в нашей стране, достигнутой невероятными усилиями на протяжении тяжелого периода 2014—2017 годов.

Также постепенно становится невыносимым соблазн отказаться от опеки извне, освободившись от неудобных тисков, необходимых рекомендаций об уменьшении финансовых разрывов в бюджете и платежном балансе, а также преодолении коррупции. Тем более что последний негативный опыт — Турции и Аргентины — якобы свидетельствует о неэффективности, в частности, такого камня преткновений, как инфляционное таргетирование. Такой поверхностный взгляд на форму, но не на содержание кризисов в этих странах может вводить в заблуждение общественность.

Поэтому следует разобраться в реальных, а не задекларированных местными “экспертами”-популистами причинах этих неудач.

Если вспомнить основы монетарной экономики и практики многих стран, то основными предпосылками успешного функционирования инфляционного таргетирования (как и любого другого монетарного режима) в любой экономике, при прочих равных условиях, являются:

— отсутствие фискального доминирования. Фискальное доминирование появляется тогда, когда страна имеет большой государственный долг и дефицит, и цели правительства по недопущению дефолта по собственным обязательствам вступают в противоречие с макроэкономическими целями страны, такими как низкая инфляция, экономический рост и низкая безработица. В результате финансовые ресурсы все больше используются для финансирования растущих расходов и обслуживания долга вместо того, чтобы инвестироваться в реальный сектор экономики;

— устойчивость внешней позиции экономики. Внешняя позиция считается устойчивой и не угрожает стабильности экономики, когда затраты страны в иностранной валюте на импорт, обслуживание внешних долгов и другие внешние затраты покрываются валютными поступлениями от экспорта, прямыми иностранными инвестициями и другими валютными поступлениями, которые не носят временный характер. То есть суммарное состояние текущего и финансового счетов платежного баланса не приводит к истощению валютных резервов страны;

— независимость центрального банка. Независимость в основном заключается в невмешательстве в его операционную и организационную деятельность. Но неотъемлемым дополнением независимости должны быть прозрачность и подотчетность его деятельности;

— согласованность монетарной и фискальной политик. В частности она заключается в согласованности общегосударственных макроэкономических целей и координации использования инструментов обеих политик (дополняет пункт первый).

Следует отметить, что все эти принципы в большей или меньшей степени были нарушены как в Турции, так и в Аргентине.

В обеих странах было существенное фискальное доминирование, а дефициты текущего счета вышли за приемлемые рамки, которые бы позволяли удерживать экономическую и финансовую стабильность в обеих экономиках (см. табл.). Так, дефицит текущего счета в Турции составлял 6,1% ВВП, в Аргентине — 4,5. Дефицит бюджета в Турции — 3,5% ВВП, в Аргентине — 5,6 (по состоянию на конец июня 2018 года, по оценкам журнала The Economist).

 

 

Экономический рост в последние годы перед кризисом в обеих странах, по оценке МВФ, происходил главным образом за счет ускорения потребления. Экономики Аргентины и Турции были перегретыми, и продолжение политики status quo в обеих странах рано или поздно неизбежно привело бы к кризису. Спусковым крючком, ускорившим кризис, стал конфликт руководства Турции с администрацией США, а также повышение ставок ФРС и ЕЦБ. Аргентина также покатилась вниз после кризиса в Турции, ухудшения ситуации в мировой торговле и обострения внутренних политических проблем.

Ежегодные суммарные дисбалансы (дефициты текущего счета платежного баланса и бюджета) в обеих странах превышали 10% от ВВП, что само по себе уже является нарушением макроэкономической стабильности.

Независимость в проведении монетарной политики обоих центральных банков также была нарушена. В Турции под давлением президента Эрдогана Центральный банк удерживал ключевую процентную ставку без изменений (тогда как надо было ее повышать), при том что инфляционное давление нарастало, и местная валюта девальвировала. Таким образом, при темпах инфляции, превысивших номинальную стоимость заимствований, реальные ставки стали отрицательными, а инфляционные ожидания выросли. Президент также предоставил себе право назначать и увольнять руководство Центробанка Турецкой Республики, что было прямым нарушением принципа независимости. Поэтому новое руководство безусловно выполняло приказы президента по процентной политике, а не руководствовалось обязательствами по обеспечению ценовой стабильности.

В Аргентине при экспансивной фискальной политике, состоявшей в значительных субсидиях в убыточные сектора экономики (в частности, энергосектор и транспорт) и повышении необоснованных расходов на потребление, Центральный банк наращивал долговые обязательства правительства в собственном портфеле и также серьезно опоздал с поднятием процентной ставки. В частности, с начала 2018 года финансирование дефицита бюджета правительства со стороны Центрального банка Аргентинской Республики оценивается на уровне 1,1% от ВВП, что является очевидным проявлением фискального доминирования. Политическая ситуация в стране также не способствовала проведению макрофинансовой стабилизации. У президента Макри не было большинства в парламенте, и оппозиция фактически блокировала большую часть законопроектов для продолжения реформ. А те реформы, которые успело провести правительство Макри, были недостаточными, чтобы хотя бы стабилизировать макроэкономическую ситуацию. Популистская риторика предыдущего президента Кристины Фернандес де Киршнер, которая стала членом парламента и имеет определенные шансы снова прийти к власти, негативно влияет на ожидания инвесторов.

Оба центральных банка ранее под политическим давлением пересмотрели собственные инфляционные цели в сторону повышения, что значительно подорвало доверие к ним в способности достигать провозглашенных целей и также служило дополнительному генерированию инфляции в обеих странах. С повышением официальных целей сразу увеличилась инфляция, потому что ожидания теперь были ориентированы на более высокие уровни инфляции и выросли даже больше, чем ее новые целевые показатели.

Переход Аргентины от инфляционного таргетирования к таргетированию монетарной базы состоялся как вынужденный шаг в рамках финансовой помощи от МВФ.

Фактически монетарная власть Аргентины признала собственную несостоятельность в проведении независимой монетарной политики и отдала ее во внешнее управление Фонда. Конечно, такой подход более простой и контролируемый со стороны кредитора последней инстанции, которым является МВФ.

Фонд, в частности, не может в собственном прогнозе доверять власти Аргентины (прогнозу ее Центробанка) и, соответственно, принятию решений монетарной властью. Поэтому для его функционеров намного проще установить лимиты на предложение денег со стороны Центрального банка и регулярно контролировать выполнение этих требований в рамках стандартного подхода МВФ для “недоразвитых” стран, к которым нет доверия как в предоставлении достоверной информации Фонду, так и в выполнении взятых на себя обязательств, и которые неспособны собственными силами проводить эффективную монетарную политику. Согласно пресс-релизу Фонда стороны согласовали, что прирост денежной базы будет нулевым до тех пор, пока инфляционные ожидания начнут стабильно снижаться (эту тенденцию также будет определять и утверждать МВФ). Это будет дополнено тем, что Центральный банк Аргентины будет также удерживать краткосрочную ставку не ниже 60% до тех пор, пока инфляционные ожидания не будут снижаться как минимум два месяца подряд. Скорее всего, это станет значительным негативным шоком для экономического роста, то есть платой за предыдущую экспансионистскую политику.

Выводы для Украины.

Бюджетная политика должна быть более сдержанной и не приводить к наращиванию государственного долга.

Борьба с коррупцией и структурные реформы (не декларации, а реальные шаги!) должны быть направлены на улучшение состояния платежного баланса (только потери на таможне оцениваются в несколько миллиардов долларов ежегодно, а бездеятельность Антимонопольного комитета приводит к росту цен на неконкурентных рынках и потерям для бюджета).

Независимость НБУ должны быть гарантирована де-факто, невзирая на изменения в политической конъюнктуре.

Призывы к копированию опыта Аргентины или Турции по отказу от инфляционного таргетирования ошибочны, тогда как ситуация требует не повторять ошибок этих стран, а сделать необходимые шаги сейчас для недопущения “аргентинского” сценария.

Главным залогом успеха в проведении реформ является доверие как инвесторов, так и населения ко всем государственным учреждениям и проводимой ими политике. В частности, это касается и центрального банка и монетарной политики, которую он проводит.

Инфляционное таргетирование — это не волшебная палочка, которая сама по себе снизит инфляцию и решит все проблемы в экономике. Но это гибкий каркас, позволяющий осуществлять более эффективную монетарную политику при соблюдении обозначенных выше требований.

Если украинская власть хочет иметь собственный центральный банк с независимой монетарной политикой, она должна обеспечивать приведенные выше предпосылки, а не доводить ситуацию в Украине до аргентинского сценария.

Любой монетарный режим будет неуспешным в случае отсутствия структурных реформ в экономике и согласованной макроэкономической политики.

 

ки. В частности, с начала 2018 года финансирование дефицита бюджета правительства со стороны Центрального банка Аргентинской Республики оценивается на уровне 1,1% от ВВП, что является очевидным проявлением фискального доминирования. Политическая ситуация в стране также не способствовала проведению макрофинансовой стабилизации. У президента Макри не было большинства в парламенте, и оппозиция фактически блокировала большую часть законопроектов для продолжения реформ. А те реформы, которые успело провести правительство Макри, были недостаточными, чтобы хотя бы стабилизировать макроэкономическую ситуацию. Популистская риторика предыдущего президента Кристины Фернандес де Киршнер, которая стала членом парламента и имеет определенные шансы снова прийти к власти, негативно влияет на ожидания инвесторов.

Оба центральных банка ранее под политическим давлением пересмотрели собственные инфляционные цели в сторону повышения, что значительно подорвало доверие к ним в способности достигать провозглашенных целей и также служило дополнительному генерированию инфляции в обеих странах. С повышением официальных целей сразу увеличилась инфляция, потому что ожидания теперь были ориентированы на более высокие уровни инфляции и выросли даже больше, чем ее новые целевые показатели.

Переход Аргентины от инфляционного таргетирования к таргетированию монетарной базы состоялся как вынужденный шаг в рамках финансовой помощи от МВФ.

Фактически монетарная власть Аргентины признала собственную несостоятельность в проведении независимой монетарной политики и отдала ее во внешнее управление Фонда. Конечно, такой подход более простой и контролируемый со стороны кредитора последней инстанции, которым является МВФ.

Фонд, в частности, не может в собственном прогнозе доверять власти Аргентины (прогнозу ее Центробанка) и, соответственно, принятию решений монетарной властью. Поэтому для его функционеров н

 

“Если сам не способен управлять автомобилем, лучше использовать такси — это надежнее, но дороже”

Длительное отсутствие хорошей новости о выделении долгожданного транша МВФ после отъезда миссии Фонда из Киева вряд ли можно считать положительным сигналом как для внешних, так и для внутренних инвесторов. 

Ведь это может означать только то, что далеко не все вопросы сотрудничества урегулированы окончательно, и среднесрочная перспектива состояния экономики Украины остается неопределенной.

И даже после выделения транша в рамках возможной новой программы с Фондом, которая может быть начата вместо программы расширенного кредитования, политики Украины должны помнить, что без ускорения структурных реформ экономика не сможет расти достаточными темпами для того, чтобы быть платежеспособной. А кредиты очень скоро придется отдавать.

Вместе с тем приближение активной фазы предвыборной кампании и традиционное в такой период желание политиков выглядеть благодетелями для своих потенциальных избирателей только усиливают очевидные риски для макрофинансовой стабильности в нашей стране, достигнутой невероятными усилиями на протяжении тяжелого периода 2014—2017 годов.

Также постепенно становится невыносимым соблазн отказаться от опеки извне, освободившись от неудобных тисков, необходимых рекомендаций об уменьшении финансовых разрывов в бюджете и платежном балансе, а также преодолении коррупции. Тем более что последний негативный опыт — Турции и Аргентины — якобы свидетельствует о неэффективности, в частности, такого камня преткновений, как инфляционное таргетирование. Такой поверхностный взгляд на форму, но не на содержание кризисов в этих странах может вводить в заблуждение общественность.

Поэтому следует разобраться в реальных, а не задекларированных местными “экспертами”-популистами причинах этих неудач.

Если вспомнить основы монетарной экономики и практики многих стран, то основными предпосылками успешного функционирования инфляционного таргетирования (как и любого другого монетарного режима) в любой экономике, при прочих равных условиях, являются:

— отсутствие фискального доминирования. Фискальное доминирование появляется тогда, когда страна имеет большой государственный долг и дефицит, и цели правительства по недопущению дефолта по собственным обязательствам вступают в противоречие с макроэкономическими целями страны, такими как низкая инфляция, экономический рост и низкая безработица. В результате финансовые ресурсы все больше используются для финансирования растущих расходов и обслуживания долга вместо того, чтобы инвестироваться в реальный сектор экономики;

— устойчивость внешней позиции экономики. Внешняя позиция считается устойчивой и не угрожает стабильности экономики, когда затраты страны в иностранной валюте на импорт, обслуживание внешних долгов и другие внешние затраты покрываются валютными поступлениями от экспорта, прямыми иностранными инвестициями и другими валютными поступлениями, которые не носят временный характер. То есть суммарное состояние текущего и финансового счетов платежного баланса не приводит к истощению валютных резервов страны;

— независимость центрального банка. Независимость в основном заключается в невмешательстве в его операционную и организационную деятельность. Но неотъемлемым дополнением независимости должны быть прозрачность и подотчетность его деятельности;

— согласованность монетарной и фискальной политик. В частности она заключается в согласованности общегосударственных макроэкономических целей и координации использования инструментов обеих политик (дополняет пункт первый).

Следует отметить, что все эти принципы в большей или меньшей степени были нарушены как в Турции, так и в Аргентине.

В обеих странах было существенное фискальное доминирование, а дефициты текущего счета вышли за приемлемые рамки, которые бы позволяли удерживать экономическую и финансовую стабильность в обеих экономиках (см. табл.). Так, дефицит текущего счета в Турции составлял 6,1% ВВП, в Аргентине — 4,5. Дефицит бюджета в Турции — 3,5% ВВП, в Аргентине — 5,6 (по состоянию на конец июня 2018 года, по оценкам журнала The Economist).

 

 

Экономический рост в последние годы перед кризисом в обеих странах, по оценке МВФ, происходил главным образом за счет ускорения потребления. Экономики Аргентины и Турции были перегретыми, и продолжение политики status quo в обеих странах рано или поздно неизбежно привело бы к кризису. Спусковым крючком, ускорившим кризис, стал конфликт руководства Турции с администрацией США, а также повышение ставок ФРС и ЕЦБ. Аргентина также покатилась вниз после кризиса в Турции, ухудшения ситуации в мировой торговле и обострения внутренних политических проблем.

Ежегодные суммарные дисбалансы (дефициты текущего счета платежного баланса и бюджета) в обеих странах превышали 10% от ВВП, что само по себе уже является нарушением макроэкономической стабильности.

Независимость в проведении монетарной политики обоих центральных банков также была нарушена. В Турции под давлением президента Эрдогана Центральный банк удерживал ключевую процентную ставку без изменений (тогда как надо было ее повышать), при том что инфляционное давление нарастало, и местная валюта девальвировала. Таким образом, при темпах инфляции, превысивших номинальную стоимость заимствований, реальные ставки стали отрицательными, а инфляционные ожидания выросли. Президент также предоставил себе право назначать и увольнять руководство Центробанка Турецкой Республики, что было прямым нарушением принципа независимости. Поэтому новое руководство безусловно выполняло приказы президента по процентной политике, а не руководствовалось обязательствами по обеспечению ценовой стабильности.

В Аргентине при экспансивной фискальной политике, состоявшей в значительных субсидиях в убыточные сектора экономики (в частности, энергосектор и транспорт) и повышении необоснованных расходов на потребление, Центральный банк наращивал долговые обязательства правительства в собственном портфеле и также серьезно опоздал с поднятием процентной ставки. В частности, с начала 2018 года финансирование дефицита бюджета правительства со стороны Центрального банка Аргентинской Республики оценивается на уровне 1,1% от ВВП, что является очевидным проявлением фискального доминирования. Политическая ситуация в стране также не способствовала проведению макрофинансовой стабилизации. У президента Макри не было большинства в парламенте, и оппозиция фактически блокировала большую часть законопроектов для продолжения реформ. А те реформы, которые успело провести правительство Макри, были недостаточными, чтобы хотя бы стабилизировать макроэкономическую ситуацию. Популистская риторика предыдущего президента Кристины Фернандес де Киршнер, которая стала членом парламента и имеет определенные шансы снова прийти к власти, негативно влияет на ожидания инвесторов.

Оба центральных банка ранее под политическим давлением пересмотрели собственные инфляционные цели в сторону повышения, что значительно подорвало доверие к ним в способности достигать провозглашенных целей и также служило дополнительному генерированию инфляции в обеих странах. С повышением официальных целей сразу увеличилась инфляция, потому что ожидания теперь были ориентированы на более высокие уровни инфляции и выросли даже больше, чем ее новые целевые показатели.

Переход Аргентины от инфляционного таргетирования к таргетированию монетарной базы состоялся как вынужденный шаг в рамках финансовой помощи от МВФ.

Фактически монетарная власть Аргентины признала собственную несостоятельность в проведении независимой монетарной политики и отдала ее во внешнее управление Фонда. Конечно, такой подход более простой и контролируемый со стороны кредитора последней инстанции, которым является МВФ.

Фонд, в частности, не может в собственном прогнозе доверять власти Аргентины (прогнозу ее Центробанка) и, соответственно, принятию решений монетарной властью. Поэтому для его функционеров намного проще установить лимиты на предложение денег со стороны Центрального банка и регулярно контролировать выполнение этих требований в рамках стандартного подхода МВФ для “недоразвитых” стран, к которым нет доверия как в предоставлении достоверной информации Фонду, так и в выполнении взятых на себя обязательств, и которые неспособны собственными силами проводить эффективную монетарную политику. Согласно пресс-релизу Фонда стороны согласовали, что прирост денежной базы будет нулевым до тех пор, пока инфляционные ожидания начнут стабильно снижаться (эту тенденцию также будет определять и утверждать МВФ). Это будет дополнено тем, что Центральный банк Аргентины будет также удерживать краткосрочную ставку не ниже 60% до тех пор, пока инфляционные ожидания не будут снижаться как минимум два месяца подряд. Скорее всего, это станет значительным негативным шоком для экономического роста, то есть платой за предыдущую экспансионистскую политику.

Выводы для Украины.

Бюджетная политика должна быть более сдержанной и не приводить к наращиванию государственного долга.

Борьба с коррупцией и структурные реформы (не декларации, а реальные шаги!) должны быть направлены на улучшение состояния платежного баланса (только потери на таможне оцениваются в несколько миллиардов долларов ежегодно, а бездеятельность Антимонопольного комитета приводит к росту цен на неконкурентных рынках и потерям для бюджета).

Независимость НБУ должны быть гарантирована де-факто, невзирая на изменения в политической конъюнктуре.

Призывы к копированию опыта Аргентины или Турции по отказу от инфляционного таргетирования ошибочны, тогда как ситуация требует не повторять ошибок этих стран, а сделать необходимые шаги сейчас для недопущения “аргентинского” сценария.

Главным залогом успеха в проведении реформ является доверие как инвесторов, так и населения ко всем государственным учреждениям и проводимой ими политике. В частности, это касается и центрального банка и монетарной политики, которую он проводит.

Инфляционное таргетирование — это не волшебная палочка, которая сама по себе снизит инфляцию и решит все проблемы в экономике. Но это гибкий каркас, позволяющий осуществлять более эффективную монетарную политику при соблюдении обозначенных выше требований.

Если украинская власть хочет иметь собственный центральный банк с независимой монетарной политикой, она должна обеспечивать приведенные выше предпосылки, а не доводить ситуацию в Украине до аргентинского сценария.

Любой монетарный режим будет неуспешным в случае отсутствия структурных реформ в экономике и согласованной макроэкономической политики.

 

амного проще установить лимиты на предложение денег со стороны Центрального банка и регулярно контролировать выполнение этих требований в рамках стандартного подхода МВФ для “недоразвитых” стран, к которым нет доверия как в предоставлении достоверной информации Фонду, так и в выполнении взятых на себя обязательств, и которые неспособны собственными силами проводить эффективную монетарную политику. Согласно пресс-релизу Фонда стороны согласовали, что прирост денежной базы будет нулевым до тех пор, пока инфляционные ожидания начнут стабильно снижаться (эту тенденцию также будет определять и утверждать МВФ). Это будет дополнено тем, что Центральный банк Аргентины будет также удерживать краткосрочную ставку не ниже 60% до тех пор, пока инфляционные ожидания не будут снижаться как минимум два месяца подряд. Скорее всего, это станет значительным негативным шоком для экономического роста, то есть платой за предыдущую экспансионистскую политику.

Выводы для Украины.

Бюджетная политика должна быть более сдержанной и не приводить к наращиванию государственного долга.

Борьба с коррупцией и структурные реформы (не декларации, а реальные шаги!) должны быть направлены на улучшение состояния платежного баланса (только потери на таможне оцениваются в несколько миллиардов долларов ежегодно, а бездеятельность Антимонопольного комитета приводит к росту цен на неконкурентных рынках и потерям для бюджета).

Независимость НБУ должны быть гарантирована де-факто, невзирая на изменения в политической конъюнктуре.

Призывы к копированию опыта Аргентины или Турции по отказу от инфляционного таргетирования ошибочны, тогда как ситуация требует не повторять ошибок этих стран, а сделать необходимые шаги сейчас для недопущения “аргентинского” сценария.

Главным залогом успеха в проведении реформ является доверие как инвесторов, так и населения ко всем государственным учреждениям и проводимой ими политике. В частности, это касается и центрального банка и монетарной политики, которую он проводит.

Инфляционное таргетирование — это не волшебная палочка, которая сама по себе снизит инфляцию и решит все проблемы в экономике. Но это гибкий каркас, позволяющий осуществлять более эффективную монетарную политику при соблюдении обозначенных выше требований.

Если украинская власть хочет иметь собственный центральный банк с независимой монетарной политикой, она должна обеспечивать приведенные выше предпосылки, а не доводить ситуацию в Украине до аргентинского сценария.

Любой монетарный режим будет неуспешным в случае отсутствия структурных реформ в экономике и согласованной макроэкономической политики.

 

Александр ПЕТРИК, д.э.н., профессор, член Совета НБУ, заместитель исполнительного директора Совета директоров МВФ от Украины (2013—2017)

Додати коментар

Користувач:
email:





Вкладники в банк
Мають ризики, але й шанс
На прибуток є.

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
12:14 - РНБО пропонує заборонити рекламу казино з використанням військової символіки
12:00 - Інтерв’ю Андрія Пишного про перебіг Весняних зборів МВФ та Світового банку у Вашингтоні
11:25 - Польські фермери зняли блокаду двох пунктів пропуску на кордоні з Україною
11:22 - Енергетична ситуація в регіонах на 20 квітня
11:18 - Цифровізація державних послуг в Україні створює потужний антикорупційний ефект, - Ольга Зикова
10:57 - ЕНЕРГЕТИЧНА СИТУАЦІЯ В РЕГІОНАХ на 20 квітня: через негоду знеструмлені 11 населених пунктів; за добу енергетики відновили електропостачання понад 26 тисячам абонентів
10:29 - Ситуація в енергосистемі на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується
10:12 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується; внаслідок обстрілів на Донеччині знеструмлювалася шахта – під землею залишалися понад 130 працівників
10:10 - Військовим заборонять доступ до казино: Зеленський увів в дію рішення РНБО
10:00 - московія уразила інфраструктурний об'єкт в Одесі
09:41 - У МВС відбулася робоча зустріч із представниками Європейської Комісії
09:33 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
09:17 - Сергій Марченко обговорив із міністрами фінансів європейських країн поглиблення співпраці на шляху інтеграції України в ЄС
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024