Полузамкнутый Азов

20.10.2018 09:56 | Укррудпром

Зеркало недели, 19 октября 2018. Опубликовано 09:54 20 октября 2018 года За что голосовали члены СНБО, и что в результате подписал президент.

Петр Порошенко спешил не спеша. 

Заседание СНБО, посвященное ситуации в Азово-Керченском регионе, прошло еще в начале сентября. Но президенту потребовалось полтора месяца, чтобы своим указом ввести в действие его решение “О неотложных мерах по защите национальных интересов на Юге и Востоке Украины, в Черном и Азовском морях и Керченском проливе”. Для документа, предусматривающего уже в заголовке “неотложные меры”, подобная медлительность выглядит, по меньшей мере, странной. 

В это время Россия продолжала злоупотреблять правом досмотра кораблей, создавать искусственные простои при прохождении по Керчь-Еникальскому каналу, преследовать украинские рыболовецкие суда, разрабатывать захваченные украинские нефтегазовые месторождения и увеличивать военную группировку в Азово-Керченской зоне. В общем, усиливать военно-экономическое давление на украинское Приазовье.

Наиболее частым объяснением причины затягивания с подписанием указа, которое приходилось мне слышать, было такое — слишком много изменений в изначальный вариант текста решения, и потому члены СНБО переголосовывали документ. Чтобы хоть как-то сгладить негативный эффект от долгой паузы с вводом решения, президент поставил подпись в дни, когда украинские военные и пограничники проводили учения в Азовском море по отработке отражения нападения десанта с моря.

Однако то, что в конечном итоге вышло из-под пера президента, решительно отличалось от того решения, за которое голосовали члены СНБО. Предположу, что содержание некоторых пунктов обнародованного текста наверняка удивило многих членов этого координационного органа: правки вносились администрацией президента и после повторного голосования! Но о них — чуть ниже.  

В обнародованном указе — военно-политические и правовые меры по укреплению украинского суверенитета в Азово-Черноморском регионе. В закрытой части документа речь идет о создании военно-морской базы Украины в Азовском море. Учитывая соотношение украинских и российских военных кораблей в акватории, это символичная демонстрация украинского военно-морского флага. Тем не менее, подобное решение показывает стремление Киева отстоять свои права и интересы в регионе.

В числе основных пунктов, не попавших под гриф “секретно”, назовем такие. 

Первый: Кабинету министров поручено создание интегрированной информационной системы освещения надводной и подводной обстановки в акватории Черного и Азовского морей и бассейнах рек Днепр и Дунай и обеспечение ее финансирования в 2019 г.

Второй: Кабинет министров должен создать межведомственный координационный орган, задачей которого будет обобщение правовой позиции государства по подготовке консолидированной претензии Украины к России за ее вооруженную агрессию против Украины, дабы привлечь РФ к международно-правовой ответственности.

Третий: Кабмину поручено внести в Верховную Раду проект закона о внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне Украины с определением координат срединной линии. 

Четвертый: МИД должен уведомить секретариат ООН и РФ о координатах срединной линии в Азовском море, Керченском проливе и Черном море, которая до заключения украино-российского соглашения будет линией государственной границы между украинскими и российскими внутренними водами.

Последний пункт и стал “чертом из табакерки”. И его появление продемонстрировало разбалансированность государственной системы принятия решений.

Изначально проект решения СНБО предполагал, что будут определены координаты только тех районов в Азовском и Керченском морях, а также Керченском проливе, которые оккупированы Россией. Позже в черновике появилось поручение обнародовать координаты исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Украины в Черном и Азовском морях. 

В окончательном варианте, подписанном президентом, речь идет уже о правовом оформлении временного разграничения морских просторов между Украиной и Россией на национальном и международном уровнях. Что важно — Киев собирается предпринять этот шаг, фиксируя за Азовским морем и Керченским проливом статус внутренних вод двух стран. (В отличие от международных вод, где существует свобода судоходства, на внутренние распространяется суверенитет прибрежного государства).

Подобные планы кардинально расходятся с позицией Киева в Арбитражном трибунале, где рассматривают иск Украины к РФ в связи с нарушением Россией Конвенции ООН по морскому праву в Азовском и Черном морях, а также Керченском проливе. Дело в том, что Киев, в отличие от Москвы, полагает: на Азовское море и Керченский пролив распространяется действие Конвенции ООН, и существует свобода судоходства для кораблей третьих стран.

Аргументируя данную позицию, в Киеве не раз повторяли: украино-российский договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанный 24 декабря 2003 г., не был реализован, поскольку практически ни одно его положение не было выполнено. Так, хотя Киев и Москва провели более чем три десятка раундов переговоров, Россия не стремится к разграничению Азова. Поэтому и на море, и на пролив распространяется действие Конвенции ООН. 

Напомним, что согласно Конвенции ООН, Азовское море относится к полузамкнутым. Но Конвенция не дает четких указаний, как должны осуществляться права и каковы обязанности прибрежных государств для такого типа морей. Изложена лишь рекомендация сотрудничать друг с другом в этих вопросах. Но с этим возникли проблемы, поскольку Москва добивалась разграничения Азова на своих условиях, а не на принципах международного морского права. И в чем-то Кремлю это удалось. 

Так, в упомянутом договоре от 24 декабря 2003 г. Киев и Москва признавали и море, и пролив исторически внутренними водами Украины и России. Также они предусматривали дальнейшие переговоры по разграничению Азова. Наконец, устанавливали свободный режим прохода в акваторию для торговых кораблей третьих стран и специальный — для военных: последние могли заходить в акваторию по согласованию с другой стороной. 

Россия своеобразно трактует этот договор, утверждая, что статус Азовского моря — совместные внутренние воды двух стран. Но хотя в его статьях и зафиксировано положение “исторически внутренних вод”, общего суверенитета двух государств никогда не было: договор предполагал делимитацию акватории. Более того, позже стороны даже согласовали прохождение в ней срединной линии. Впрочем, об этом вскоре забыли. 

Что же касается Керченского пролива, то в статье 1 договора говорится, что урегулирование вопросов, относящихся к его акватории, осуществляется по соглашению между Киевом и Москвой. Но проблема в его разграничении заключалась в том, что Россия не хотела отдавать контроль над Керчь-Еникальским каналом, единственным водным путем в Черное море из внутренних портов бассейна Волги и Дона. 

В свою очередь Украина исходила из того, что размежевание должно происходить исключительно на основе линии административной границы, существовавшей во времена Советского Союза. А в соответствии с ней, канал в целом находится на украинской части пролива. Правда, начиная с 2010 г., Киев стал обсуждать разные варианты по сдвигу границы в сторону нашего Керчь-Еникальского канала.

Война России против Украины заморозила переговоры по делимитации морских акваторий. Более того, оккупировав Крым и захватив контроль над всем Керченским проливом, Москва завладела ключом к Азовскому морю и теперь в любой момент может закрыть дверь, игнорируя свободу судоходства. Сегодня Россия постепенно, миля за милей, узурпирует права Украины в море. Украино-российский же договор от 24 декабря 2003 г. способствует этим действиям Москвы.

Нынче Киев всячески добивается, чтобы в Азовском море и Керченском проливе существовала свобода судоходства для кораблей третьих стран. Логика украинских властей понятна: свободное присутствие в акватории третьей стороны должно стать сдерживающим фактором для России при принятии ею решения о применении силовых средств в регионе. Однако глава МИДа РФ Сергей Лавров на днях заявил, что Россия не позволит пройти кораблям стран — членов НАТО в Азовское море. 

“Сейчас Украина хочет провести натовские учения в Азовском море, но туда уже нельзя будет пройти, потому что наш договор с Украиной требует обоюдного согласия для прохода военных кораблей в Азовское море”, — подтвердил позицию Кремля глава российского внешнеполитического ведомства в интервью Paris Match. 

Но несмотря на негативные последствия от действия украино-российского договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, СНБО не пошел на радикальные шаги и решил оставить его в силе. В общем, трудно понять логику тех, кто готовил это решение СНБО: украинская власть сама создает себе сложности. Как непонятно и то, зачем Киев добивается фиксации срединной линии как государственной границы. 

Некоторые информированные собеседники пояснили ZN.UA, что подобным решением Киев стремится внести большую ясность в размежевание акватории, являющейся внутренними водами двух стран, зафиксировав признаваемую международным сообществом границу в Азовском море. Но задуманное — революционно только на первый взгляд. 

Утвержденные президентом пункты решения СНБО лишь подтверждают принятые в 90-е и 2000-е годы распоряжения и постановления о делимитации Азовского моря и Керченского пролива. А в некоторых случаях предлагают довести до конца инициативы, начатые украинской властью полтора десятилетия назад.

Учитывая проблемы с институциональной памятью в украинском государстве, возьмем на себя труд напомнить, как Украина, будучи прибрежным государством, заявляла свои суверенные права в Азовском море. 

Так, в 1992 г. генсек ООН был проинформирован Киевом об утвержденных им координатах исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Украины в Черном и Азовском морях. В 1998 г. это решение было опубликовано в официальном бюллетене ООН Law of Sea. 

В 1998 г. президент Украины подписал распоряжение, которым определил линию государственной границы в Азовском и Черном морях, а также Керченском проливе. Эта делимитация (которая была определена, исходя из принципа срединной линии) считалась временной: ее координаты были утверждены до достижения договоренностей между Украиной и РФ. В 1999 г. глава государства внес некоторые технические изменения в свое распоряжение.

В том же году МИД Украины нотой уведомил российское внешнеполитическое ведомство о проведении в одностороннем порядке линии государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе. Но это решение Россия не признавала, и до 2014 г. вопрос делимитации моря (равно как и Керченского пролива, и Черного моря) был постоянным предметом украино-российских переговоров.

Встречи дипломатов проходили хоть и бурно, но безрезультатно: стороны, по своему трактуя Конвенцию ООН по морскому праву, придерживались различных позиций. Киев исходил из того, что делимитацию Азовского моря следует проводить на основе принципа срединной линии. Москва говорила об исторических правооснованиях и других особых обстоятельствах, в соответствии с которыми следует применять другие методы. 

Чтобы подтолкнуть переговоры, в 2002 г. в Киеве было принято решение об определении исходных точек, а уже осенью появилось постановление Кабмина об установлении территориальных вод в Азовском море. В то же время в Верховной Раде в первом чтении был проголосован закон “О внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Украины”.

Международное морское право позволяет странам в одностороннем порядке устанавливать вдоль своего берега территориальные воды шириной до 12 миль. И внешняя линия этих вод — государственная граница. Все, что за пределами 12-мильной зоны, — это уже международные воды. В 2003 г. лишь один шаг отделял Украину от того, чтобы получить морскую границу с Россией: постановление Кабмина необходимо было зарегистрировать в секретариате ООН. 

Шаг так и не был сделан. Планы Киева установить территориальное море были положены в архив 24 декабря 2003 г., когда после обострения украино-российских отношений и конфликта вокруг украинского острова Коса Тузла Леонид Кучма и Владимир Путин подписали украино-российский договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива и признали эти акватории “исторически внутренними водами” двух стран. 

Похоже, что нынче на Банковой хотят и статус сохранить, и границу получить. При этом противоречивое решение СНБО не дает ответа на один из ключевых вопросов: что будет делать Киев в случае, если российские военные корабли все же пересекут эту красную пунктирную линию? Ведь один из пунктов подписанного президентом документа предполагает усиление охраны границы Украины и ее суверенных прав в исключительной экономической зоне.

Командующий украинскими ВМС адмирал Игорь Воронченко заявил, что в случае, если со стороны России будет какое-то обострение, то “мы применим силу. Если они пойдут на жесткую дестабилизацию, будем адекватно отвечать — сопровождать свои суда, находиться в тех районах, где ведется рыболовство и другие виды промысла”. 

Но как поступят пограничники и военные моряки в украинском секторе Азовского моря, прилегающем к Крыму? Этот район оккупирован Россией, а суверенные права Киева узурпированы Москвой. Выполнение украинскими военно-морскими силами и погранслужбой задачи по охране границы и прав Украины в ее исключительной зоне в районе, контролируемом российскими военными кораблями и катерами, усиливает риски вооруженного столкновения. 

По сути, оккупированные россиянами районы в украинских секторах в Азовском и Черном морях, — это “серые зоны”. А чем их больше — тем лучше для России, всеми силами стремящейся убедить мир, что нет никакой оккупации украинской территории. Нет сомнения, что российская дипломатия будет использовать ситуацию с “серыми зонами” в своих интересах, стремясь перевести подобные районы в Азовском и Черном морях в статус “спорных территорий”. 

К сожалению, СНБО своим решением не дало ответы на эти вопросы. И хотя двери в Азовское море пока полуоткрыты, не хотелось бы, чтобы Киев своими непродуманными решениями сам закрыл их на засов. 

Владимир КРАВЧЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Bull markets and bears,
Ebb and flow of fortunes made,
A dance of the wealth.

- Fin.Org.UA

Новини

21:05 - Коментар МЗС України щодо звіту ОБСЄ стосовно порушень міжнародного права, пов’язаних із свавільним позбавленням волі українських цивільних осіб російською федерацією
21:00 - Новини 25 квітня: НБУ знизив облікову ставку, Сольський написав заяву про відставку
20:40 - Данія збільшить військову допомогу Україні у 2024 році на майже 600 млн євро
20:18 - Пропозиція США по використанню доходів від заморожених активів московія для України набирає обертів у G7 – Reuters
20:17 - На Хмельниччині для війська виділять 54 мільйони, отриманих із продажу комунального майна
20:07 - Україна та Велика Британія посилюють співпрацю в спортивній сфері напередодні Олімпіади
19:40 - Через обстріли на Харківщині УЗ тимчасово змінює рух приміських поїздів
19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
19:38 - У Google Meet тепер можна переносити дзвінки з одного пристрою на інший без переривання звʼязку
19:05 - Унаслідок російського удару на Донеччині загинули троє залізничників
19:01 - У Києві відновили 70% енергообладнання, пошкодженого через ворожі обстріли
18:37 - Сольський подав заяву про відставку
18:30 - У Києві до середини червня обмежать рух на одному зі шляхопроводів
18:17 - Рада схвалила законопроєкт щодо створення реєстру постраждалих через агресію московія
18:14 - Як Данія інвестує в успіх України
18:01 - Лише 26% заявок про зруйноване та пошкоджене житло проходять верифікацію – Мінвідновлення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:39 - ПриватБанк завершив перший квартал із чистим прибутком у 14 мільярдів
17:31 - Мінекономіки відкрило грантову програму на 1 мільйон доларів для підприємниць 
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:11 - Світові продажі Toyota вперше перетнули позначку у 10 мільйонів авто за рік
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян
15:59 - Мін’юст: Презентовано програму PACE.UA щодо реформування пенітенціарної системи України


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024