Полузамкнутый Азов

20.10 09:56 | Укррудпром

Зеркало недели, 19 октября 2018. Опубликовано 09:54 20 октября 2018 года За что голосовали члены СНБО, и что в результате подписал президент.

Петр Порошенко спешил не спеша. 

Заседание СНБО, посвященное ситуации в Азово-Керченском регионе, прошло еще в начале сентября. Но президенту потребовалось полтора месяца, чтобы своим указом ввести в действие его решение “О неотложных мерах по защите национальных интересов на Юге и Востоке Украины, в Черном и Азовском морях и Керченском проливе”. Для документа, предусматривающего уже в заголовке “неотложные меры”, подобная медлительность выглядит, по меньшей мере, странной. 

В это время Россия продолжала злоупотреблять правом досмотра кораблей, создавать искусственные простои при прохождении по Керчь-Еникальскому каналу, преследовать украинские рыболовецкие суда, разрабатывать захваченные украинские нефтегазовые месторождения и увеличивать военную группировку в Азово-Керченской зоне. В общем, усиливать военно-экономическое давление на украинское Приазовье.

Наиболее частым объяснением причины затягивания с подписанием указа, которое приходилось мне слышать, было такое — слишком много изменений в изначальный вариант текста решения, и потому члены СНБО переголосовывали документ. Чтобы хоть как-то сгладить негативный эффект от долгой паузы с вводом решения, президент поставил подпись в дни, когда украинские военные и пограничники проводили учения в Азовском море по отработке отражения нападения десанта с моря.

Однако то, что в конечном итоге вышло из-под пера президента, решительно отличалось от того решения, за которое голосовали члены СНБО. Предположу, что содержание некоторых пунктов обнародованного текста наверняка удивило многих членов этого координационного органа: правки вносились администрацией президента и после повторного голосования! Но о них — чуть ниже.  

В обнародованном указе — военно-политические и правовые меры по укреплению украинского суверенитета в Азово-Черноморском регионе. В закрытой части документа речь идет о создании военно-морской базы Украины в Азовском море. Учитывая соотношение украинских и российских военных кораблей в акватории, это символичная демонстрация украинского военно-морского флага. Тем не менее, подобное решение показывает стремление Киева отстоять свои права и интересы в регионе.

В числе основных пунктов, не попавших под гриф “секретно”, назовем такие. 

Первый: Кабинету министров поручено создание интегрированной информационной системы освещения надводной и подводной обстановки в акватории Черного и Азовского морей и бассейнах рек Днепр и Дунай и обеспечение ее финансирования в 2019 г.

Второй: Кабинет министров должен создать межведомственный координационный орган, задачей которого будет обобщение правовой позиции государства по подготовке консолидированной претензии Украины к России за ее вооруженную агрессию против Украины, дабы привлечь РФ к международно-правовой ответственности.

Третий: Кабмину поручено внести в Верховную Раду проект закона о внутренних водах, территориальном море и прилегающей зоне Украины с определением координат срединной линии. 

Четвертый: МИД должен уведомить секретариат ООН и РФ о координатах срединной линии в Азовском море, Керченском проливе и Черном море, которая до заключения украино-российского соглашения будет линией государственной границы между украинскими и российскими внутренними водами.

Последний пункт и стал “чертом из табакерки”. И его появление продемонстрировало разбалансированность государственной системы принятия решений.

Изначально проект решения СНБО предполагал, что будут определены координаты только тех районов в Азовском и Керченском морях, а также Керченском проливе, которые оккупированы Россией. Позже в черновике появилось поручение обнародовать координаты исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Украины в Черном и Азовском морях. 

В окончательном варианте, подписанном президентом, речь идет уже о правовом оформлении временного разграничения морских просторов между Украиной и Россией на национальном и международном уровнях. Что важно — Киев собирается предпринять этот шаг, фиксируя за Азовским морем и Керченским проливом статус внутренних вод двух стран. (В отличие от международных вод, где существует свобода судоходства, на внутренние распространяется суверенитет прибрежного государства).

Подобные планы кардинально расходятся с позицией Киева в Арбитражном трибунале, где рассматривают иск Украины к РФ в связи с нарушением Россией Конвенции ООН по морскому праву в Азовском и Черном морях, а также Керченском проливе. Дело в том, что Киев, в отличие от Москвы, полагает: на Азовское море и Керченский пролив распространяется действие Конвенции ООН, и существует свобода судоходства для кораблей третьих стран.

Аргументируя данную позицию, в Киеве не раз повторяли: украино-российский договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанный 24 декабря 2003 г., не был реализован, поскольку практически ни одно его положение не было выполнено. Так, хотя Киев и Москва провели более чем три десятка раундов переговоров, Россия не стремится к разграничению Азова. Поэтому и на море, и на пролив распространяется действие Конвенции ООН. 

Напомним, что согласно Конвенции ООН, Азовское море относится к полузамкнутым. Но Конвенция не дает четких указаний, как должны осуществляться права и каковы обязанности прибрежных государств для такого типа морей. Изложена лишь рекомендация сотрудничать друг с другом в этих вопросах. Но с этим возникли проблемы, поскольку Москва добивалась разграничения Азова на своих условиях, а не на принципах международного морского права. И в чем-то Кремлю это удалось. 

Так, в упомянутом договоре от 24 декабря 2003 г. Киев и Москва признавали и море, и пролив исторически внутренними водами Украины и России. Также они предусматривали дальнейшие переговоры по разграничению Азова. Наконец, устанавливали свободный режим прохода в акваторию для торговых кораблей третьих стран и специальный — для военных: последние могли заходить в акваторию по согласованию с другой стороной. 

Россия своеобразно трактует этот договор, утверждая, что статус Азовского моря — совместные внутренние воды двух стран. Но хотя в его статьях и зафиксировано положение “исторически внутренних вод”, общего суверенитета двух государств никогда не было: договор предполагал делимитацию акватории. Более того, позже стороны даже согласовали прохождение в ней срединной линии. Впрочем, об этом вскоре забыли. 

Что же касается Керченского пролива, то в статье 1 договора говорится, что урегулирование вопросов, относящихся к его акватории, осуществляется по соглашению между Киевом и Москвой. Но проблема в его разграничении заключалась в том, что Россия не хотела отдавать контроль над Керчь-Еникальским каналом, единственным водным путем в Черное море из внутренних портов бассейна Волги и Дона. 

В свою очередь Украина исходила из того, что размежевание должно происходить исключительно на основе линии административной границы, существовавшей во времена Советского Союза. А в соответствии с ней, канал в целом находится на украинской части пролива. Правда, начиная с 2010 г., Киев стал обсуждать разные варианты по сдвигу границы в сторону нашего Керчь-Еникальского канала.

Война России против Украины заморозила переговоры по делимитации морских акваторий. Более того, оккупировав Крым и захватив контроль над всем Керченским проливом, Москва завладела ключом к Азовскому морю и теперь в любой момент может закрыть дверь, игнорируя свободу судоходства. Сегодня Россия постепенно, миля за милей, узурпирует права Украины в море. Украино-российский же договор от 24 декабря 2003 г. способствует этим действиям Москвы.

Нынче Киев всячески добивается, чтобы в Азовском море и Керченском проливе существовала свобода судоходства для кораблей третьих стран. Логика украинских властей понятна: свободное присутствие в акватории третьей стороны должно стать сдерживающим фактором для России при принятии ею решения о применении силовых средств в регионе. Однако глава МИДа РФ Сергей Лавров на днях заявил, что Россия не позволит пройти кораблям стран — членов НАТО в Азовское море. 

“Сейчас Украина хочет провести натовские учения в Азовском море, но туда уже нельзя будет пройти, потому что наш договор с Украиной требует обоюдного согласия для прохода военных кораблей в Азовское море”, — подтвердил позицию Кремля глава российского внешнеполитического ведомства в интервью Paris Match. 

Но несмотря на негативные последствия от действия украино-российского договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, СНБО не пошел на радикальные шаги и решил оставить его в силе. В общем, трудно понять логику тех, кто готовил это решение СНБО: украинская власть сама создает себе сложности. Как непонятно и то, зачем Киев добивается фиксации срединной линии как государственной границы. 

Некоторые информированные собеседники пояснили ZN.UA, что подобным решением Киев стремится внести большую ясность в размежевание акватории, являющейся внутренними водами двух стран, зафиксировав признаваемую международным сообществом границу в Азовском море. Но задуманное — революционно только на первый взгляд. 

Утвержденные президентом пункты решения СНБО лишь подтверждают принятые в 90-е и 2000-е годы распоряжения и постановления о делимитации Азовского моря и Керченского пролива. А в некоторых случаях предлагают довести до конца инициативы, начатые украинской властью полтора десятилетия назад.

Учитывая проблемы с институциональной памятью в украинском государстве, возьмем на себя труд напомнить, как Украина, будучи прибрежным государством, заявляла свои суверенные права в Азовском море. 

Так, в 1992 г. генсек ООН был проинформирован Киевом об утвержденных им координатах исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Украины в Черном и Азовском морях. В 1998 г. это решение было опубликовано в официальном бюллетене ООН Law of Sea. 

В 1998 г. президент Украины подписал распоряжение, которым определил линию государственной границы в Азовском и Черном морях, а также Керченском проливе. Эта делимитация (которая была определена, исходя из принципа срединной линии) считалась временной: ее координаты были утверждены до достижения договоренностей между Украиной и РФ. В 1999 г. глава государства внес некоторые технические изменения в свое распоряжение.

В том же году МИД Украины нотой уведомил российское внешнеполитическое ведомство о проведении в одностороннем порядке линии государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе. Но это решение Россия не признавала, и до 2014 г. вопрос делимитации моря (равно как и Керченского пролива, и Черного моря) был постоянным предметом украино-российских переговоров.

Встречи дипломатов проходили хоть и бурно, но безрезультатно: стороны, по своему трактуя Конвенцию ООН по морскому праву, придерживались различных позиций. Киев исходил из того, что делимитацию Азовского моря следует проводить на основе принципа срединной линии. Москва говорила об исторических правооснованиях и других особых обстоятельствах, в соответствии с которыми следует применять другие методы. 

Чтобы подтолкнуть переговоры, в 2002 г. в Киеве было принято решение об определении исходных точек, а уже осенью появилось постановление Кабмина об установлении территориальных вод в Азовском море. В то же время в Верховной Раде в первом чтении был проголосован закон “О внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Украины”.

Международное морское право позволяет странам в одностороннем порядке устанавливать вдоль своего берега территориальные воды шириной до 12 миль. И внешняя линия этих вод — государственная граница. Все, что за пределами 12-мильной зоны, — это уже международные воды. В 2003 г. лишь один шаг отделял Украину от того, чтобы получить морскую границу с Россией: постановление Кабмина необходимо было зарегистрировать в секретариате ООН. 

Шаг так и не был сделан. Планы Киева установить территориальное море были положены в архив 24 декабря 2003 г., когда после обострения украино-российских отношений и конфликта вокруг украинского острова Коса Тузла Леонид Кучма и Владимир Путин подписали украино-российский договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива и признали эти акватории “исторически внутренними водами” двух стран. 

Похоже, что нынче на Банковой хотят и статус сохранить, и границу получить. При этом противоречивое решение СНБО не дает ответа на один из ключевых вопросов: что будет делать Киев в случае, если российские военные корабли все же пересекут эту красную пунктирную линию? Ведь один из пунктов подписанного президентом документа предполагает усиление охраны границы Украины и ее суверенных прав в исключительной экономической зоне.

Командующий украинскими ВМС адмирал Игорь Воронченко заявил, что в случае, если со стороны России будет какое-то обострение, то “мы применим силу. Если они пойдут на жесткую дестабилизацию, будем адекватно отвечать — сопровождать свои суда, находиться в тех районах, где ведется рыболовство и другие виды промысла”. 

Но как поступят пограничники и военные моряки в украинском секторе Азовского моря, прилегающем к Крыму? Этот район оккупирован Россией, а суверенные права Киева узурпированы Москвой. Выполнение украинскими военно-морскими силами и погранслужбой задачи по охране границы и прав Украины в ее исключительной зоне в районе, контролируемом российскими военными кораблями и катерами, усиливает риски вооруженного столкновения. 

По сути, оккупированные россиянами районы в украинских секторах в Азовском и Черном морях, — это “серые зоны”. А чем их больше — тем лучше для России, всеми силами стремящейся убедить мир, что нет никакой оккупации украинской территории. Нет сомнения, что российская дипломатия будет использовать ситуацию с “серыми зонами” в своих интересах, стремясь перевести подобные районы в Азовском и Черном морях в статус “спорных территорий”. 

К сожалению, СНБО своим решением не дало ответы на эти вопросы. И хотя двери в Азовское море пока полуоткрыты, не хотелось бы, чтобы Киев своими непродуманными решениями сам закрыл их на засов. 

Владимир КРАВЧЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

17:23 - На Киевщине началось строительство станции по обслуживанию техники Volvo
16:55 - lifecell переходит на электронный документооборот посредством сервиса «Вчасно» и подписывает документы с помощью Mobile ID
16:52 - Владимир Омелян рапортует о конкурсе на 58 новых межобластных автобусных маршрутов
16:52 - Для начала работы Экспортно-кредитного агентства не хватает 112 тыс гривен
16:52 - Коболев констатирует отсутствие иностранных покупателей доли в оцененной в 14 млрд долларов ГТС Украины
16:52 - Крупнейшая платежная система Игоря Мазепы подала иск против НБУ
16:49 - lifecell миксует привлекательные предложения в новом тарифе «Шейкер»
16:42 - lifecell совместно с ПриватБанком запускает идентификацию BankID
16:28 - Податковий календар на 20 листопада 2018 року
16:28 - Оподаткування доходів, отриманих ФОП – «загальносистемником» від видів діяльності, не зазначених у реєстраційних даних
16:27 - Одноразова сплата ЄСВ за попередні періоди при укладанні договору про добровільну сплату ЄСВ
16:26 - До уваги платників – суб’єктів роздрібної торгівлі алкогольними напоями (тютюновими виробами)!
16:16 - lifecell при поддержке Ericsson открыл учебную телеком-лабораторию в Харьковском национальном университете радиоэлектроники
16:00 - В Токио арестовал экс-глава совета директоров российского “АвтоВАЗа”
16:00 - Нафтогаз за три квартала импортировал почти 7,9 млрд. куб. м газа
16:00 - Рост спроса снова сделал Индию нетто-импортёром стали
15:56 - МАГАТЕ допомагає Україні удосконалювати систему поводження з радіоактивними відходами
15:24 - В Украине прошёл второй этап Недели безопасности дорожного движения
15:24 - «Новый светофор». МТСБУ оценило качество урегулирования и финансовое состояние страховщиков ОСАГО за 9 месяцев 2018 года
15:24 - Клиенты «АХА Страхование» стали чаще оформлять страховку онлайн: через сайт компании продано 18,7 тыс. полисов
15:24 - Страховой рынок Узбекистана подвел итоги 3 квартала 2018 года
15:24 - Страховой рынок Испании демонстрирует хорошие перспективы роста
15:24 - Страховой рынок Черногории за 3-й квартал 2018 года вырос на 6% до 65 млн. евро
15:08 - Алексей Мордашов нанял Артемия Лебедева, чтобы обновить ландшафтный дизайн на головном заводе “Северстали”
15:08 - Индийской JSW пришлось обзавестись электросталеплавильным производством в США
15:08 - “Киевпастранс” потратит кредит Европейского инвестиционного банка на закупку 20 трамваев
15:08 - “Укргазвыдобування” рапортует о перезапуске Шебелинского ГПЗ после планового ремонта
14:24 - На Закарпатті відбулося засідання круглого столу щодо перевірок за участю УДСНС та ДРС
14:16 - Vale ищет партнера по разработке месторождения S11D
14:16 - Благодаря китайским инвестициям Сербия хочет стать крупнейшим производителем меди в Европе


Більше новин

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.29990.31890.29990.3189378966.00
CEEN15.43515.89714.60614.999650230.80
DNON196.5196.5196.5196.549125.00
DOEN2123.82123.5144844.30
HGAZ37503750375037503750.00
IFGRUS3027.33027.33027.33027.36054.60
KUBI4852445217420.00
KVBZ11.2611.4811.1511.4831462.00
LUAZ0.01350.01350.01350.0135540.00
SHCHZ0.50.50.50.590000.00
TATM14.49514.49514.314.4512984.20
UNAF102106.999105280201.00
USCB0.05690.05880.0550.05883912.00
UTLM0.140.140.140.1432200.00

Дані за 15.06.2018