Станет ли в Мариуполе легче дышать. Анализируем законы

20.08.2018 20:36 | Укррудпром

0629, 20 августа 2018. Опубликовано 20:20 20 августа 2018 года Мы часто киваем на Европу: там заводы стоят в центре города — и ни пылинки вокруг. В Мариуполе тоже так может быть, когда Украина выполнит взятые на себя обязательства в рамках Соглашении об ассоциации Украина-ЕС. Проблемам экологии в документе отведен отдельный большой раздел. Экологические стандарты, принятые в ЕС, должны работать и в Украине. Почему до сих пор не работают, что именно должно измениться в оценке качества атмосферного воздуха, и когда это произойдет, разбираемся, изучая законы и текст Соглашения.

Как в Европе

В странах Европейского Союза наивысшая ценность — это жизнь и здоровье каждого гражданина. Именно поэтому экологические стандарты — это не второстепенные, а основополагающие требования к любой деятельности.

Хочешь работать в Европе — выполняй правила. Вот почему заводы Рината Ахметова в Италии принципиально отличаются от заводов, находящихся в Мариуполе.

Италия, фото с сайта Метинвеста

Мариуполь, фото  — ММК им. Ильича

В Европейском Союзе любое нарушение экологических нормативов влечет за собой колоссальные штрафы — такие, которые могут разорить нарушителя.

В Украине, согласно Соглашению об Ассоциации, тоже должны ввести и новые нормативы, и новые огромные штрафы, однако пока что ни того, ни другого нет.

Почему?

Потому что металлургическое лобби в парламенте очень сильно. Возьмем один только Мариуполь. Из трех депутатов от Мариуполя — все трое связаны с металлургией. Четвертый депутат — не от Мариуполя, но регулярно оказывающий руководству города различные услуги лоббирования — также тесно связан с металлургическим бизнесом. Достаточно вспомнить, что бывший директор одного из мариупольских метзаводов, Юрий Зинченко, был назначен советником этого депутата.

А в интересах металлургического лобби — никаких новых нормативов не принимать, новых штрафов не назначать. Тем не менее, рано или поздно решать эти вопросы придется

Как сейчас

Самое опасное, что может быть в атмосферном воздухе, это пыль мелких фракций — РМ 10 мкм и РМ 2,5 мкм. Причем чем мельче пыль, тем она опаснее. Пыль фракции 2,5 мкм способна проникать сквозь поры кожи и вызывать необратимые последствия в организме.

Кроме пыли, особо опасными веществами считаются мышьяк, ртуть, кадмий и некоторые другие.

В ЕС разработаны очень жесткие нормативы, сколько этой гадости может находиться в воздухе, чтобы не представлять опасности для человека.

Например,

для PM 10 среднегодовое значение содержания — 40 мкг/м3, 24-часовое граничное значение — 50 мкг/м3 (при этом такой показатель не может наблюдаться больше, чем 35 раз на протяжении календарного года;

для PM 2.5 целевое и граничное значение на первом этапе — среднегодовые 25 мкг/м3; на втором этапе — среднегодовые 20 мкг/м3 .

Для мышьяка среднегодовая предельно допустимая норма — 6 нг/м3;

Для никеля — 20 нг/м3

Для кадмия — 5 нг/м3

Для бензопирена — 1 нг/м3

Эти нормы — очень жесткие. И есть только один способ добиться их выполнения от загрязнителя — мониторинг каждой точки выброса и огромные штрафы.

В настоящее время и с тем, и с другим есть проблемы.

Даже относительно новая лаборатория “Атмосфера”, которую не так давно купили в Мариуполе за бюджетные деньги, не измеряет пыль по фракциям. А если нет измерения, то нет и штрафов. То есть если бы завтра Верховная Рада приняла европейские нормативы, выполнять их в Мариуполе не смогли бы. Такая ситуация очень устраивает загрязнителей. Они-то знают, что европейские нормативы не выполняют.

Согласно мониторингу 0629, среднесуточные показатели загрязнения по пыли обеих фракций достаточно часто превышают норму. Например, 19 августа из 24 часов 8 — показатели по особо опасно пыли РМ 2,5 в районе площади Кирова превышали в 4,5 раза европейскую ПДК, и еще 8 часов — в 2 раза. И только оставшиеся 8 часов в дневное время ПДК по пыли были в норме.

Не верите мониторингу 0629? Хорошо, давайте посмотрим на результаты сертифицированных стационарных мониторинговых постов, установленных за деньги областной администрации.

На скринах — среднесуточные показатели загрязненности в Левобережном и Кальмиусском районах Мариуполя. Все, что выделено оранжевым — превышение даже нынешних ПДК, не говоря уж о европейских.

Если бы в Украине уже приняли новые нормативы и новые штрафы, огромные суммы были бы доначислены в бюджет города и области за такие вещи. Но дело даже не в бюджете.

Ведь никому не хочется разориться. Модернизироваться должно быть финансово выгоднее, чем заплатить экоинспекции за то, что она закроет глаза на нарушения, выгоднее, чем заплатить штраф. Только тогда система заработает.

Но пока принятие решения зависит от тех, кто заинтересован в том, чтобы ничего в сфере экологии не менялось.

Тем не менее, этот аморальный во всех смыслах “статус кво” продолжаться бесконечно не может. Выполнять Соглашение об Ассоциации Украина обязана, поскольку подписала документ. И все эти потуги оттянуть неприятный для олигархов момент ни к чему не приведут. Рано или поздно каждый владелец предприятия-загрязнителя окажется перед выбором: либо модернизировать, либо платить. И не по 2-3 тыс. грн, как сейчас, а миллионы гривен.

Что нужно сделать, и в какие сроки

В части атмосферного воздуха Украина обязалась выполнить четыре директивы, действующие в Европейском Союзе.

“Передбачається, що посилення природоохоронної діяльності матиме позитивні наслідки для громадян і підприємств в Україні та ЄС, зокрема, через покращення системи охорони здоров’я, збереження природних ресурсів, підвищення економічної та природоохоронної ефективності, інтеграції екологічної політики в інші сфери політики держави, а також підвищення рівня виробництва завдяки сучасним технологіям”, — говорится в Соглашении об ассоциации.

Подробный перечень мероприятий содержится Дополнении ХХХ к Соглашению. Мы внимательно изучили документ и предлагаем вам выжимку самого основного, касающегося атмосферного воздуха.

Что должна сделать Украина и когда

1.Разработать и принять законодательство про определение зон агломерации (то есть зональное деление страны, но не по региональному принципу, как сейчас, а по степени экологического загрязнения)

Срок — осень 2017 года

Состояние: не выполнено

2. Определение зон агломерации

Срок — осень 2018 года

Состояние: не выполнено

3. Установление системы информирования общественности

Срок  — осень 2018 года

Состояние: принят закон “Про оцінку влпиву на довкілля”, и это является частью системы информирования общественности. Но задача решена не полностью.

4. Установить верхние и нижние границы предельных значений для основных загрязняющих веществ, определить цель об уменьшении наиболее опасной пыли мелкой фракции РМ 2,5

Срок — осень 2017 года

Состояние: не выполнено

5. Внедрение планов улучшения состояния атмосферного воздуха для зон агломерации

Срок — осень 2019 год

Состояние: не выполнено

6. Принять национальное законодательство по регулированию содержания в воздухе ртути, мышьяка, никеля, кадмия и бензопирена.

Срок — осень 2017 года

Состояние: издан приказ МВД от 28 февраля этого года №154 про утверждение порядка мониторинга мышьяка, кадмия, ртути, никеля и полицикличных ароматических углеводородов 

7. Установление предельно допустимых концентраций этих опасных веществ

Срок — осень 2017 года

Состояние: ПДК определены тем же приказом

8. Установление зон агломерации в зависимости от загрязнения этими веществами.

Срок — осень 2018 года

Состояние: не выполнено. Есть распоряжение Кабинета Министров от 15 апреля 2015 р. № 371-р “Про 93 схвалення розроблених Міністерством екології та природних ресурсів планів імплементації деяких актів законодавства ЄС”, План імплементації “Директиви 2008/50/ЄС Європейського Парламенту та Ради Європи від 21 травня 2008 р. про якість атмосферного повітря та чистіше повітря для Європи”. Однако дальше этого дело не двинулось. Зоны по-прежнему не определены.

9. Внедрение системы оценки качества атмосферного воздуха и реализации мероприятий по его улучшению

Срок — осень 2019 года

Состояние: не выполнено

10. Ограничение выбросов летучих соединений (разработка законодательства, утверждение пороговых значений, маркировка товаров, содержащих летучие соединения соответствующим образом, а также ограничение их содержания в лакокрасочной продукции)

Срок  — 2019 год

Состояние: не выполнено. В настоящее время разработан технический регламент, есть проект, однако это и все. 

11. Уменьшение содержания серы в жидком топливе.

Срок — до конца 2016 года установка эффективной системы замеров количества серы. До конца 2020 года — запрет на использование тяжелого дизельного топлива, газа и нефти с содержанием серы, превышающей ПДК.

Состояние: не выполнено

12. Внедрение европейских стандартов качества бензина и дизельного топлива, запрет на продажу этилированного бензина.

Срок — осень 2017 год

Состояние: с 1 января вступила в силу норма технического регламента о запрете использования мазута для производства бензина с содержанием серы больше 1%. Однако системы мониторинга исполнения технического регламента нет. Как выполняется норма и выполняется ли вообще — пока не известно.

“Следует отметить, что по состоянию на сегодня Украина сильно выбивается из графика имплементации”, — говорит Лина Плющакова, технический директор Украинского научного института технической экологии.

И особенно сильно бьет по украинцам отсутствие новых санитарных нормативов.

“На сегодняшний день в украинском законодательстве отсутствуют санитарные нормативы качества воздуха. Нормативы СССР ликвидированы, новые не приняты. Европейские нормативы качества воздуха более жёсткие. Европейское законодательство предусматривает постепенное достижение нормативов качества воздуха посредством реализации ряда мероприятий, которые должны снизить негативное воздействие на атмосферу. В Украине, на мой взгляд, существует очень сильное промышленное лобби, которое препятствует реализации соглашения об ассоциации. И единственный способ преодолеть это влияние — штрафные санкции со стороны ЕС в виде непредоставления финансовой помощи Украине”, — считает эксперт.

Анна РОМАНЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

18:54 - До уваги платників акцизного податку!
14:42 - Гройсман Всемогутній. До чого призводить підвищення зарплат вчителям перед виборами
14:42 - Кабмин 24 июля назначит советников для запуска “большой приватизации”
13:48 - Руководство Офиса Владимира Зеленского передумало публиковать декларации о своих доходах
13:48 - В правительстве опровергли наличие проекта решения по морскому газоносному участку “Дельфин”
12:54 - Кандидаты в Раду принадлежат к 35 бизнес-группам и до сих пор торгуют с Россией
12:54 - Экс-председатель правления киевского банка пойдет под суд за растрату больше миллиона долларов
12:42 - Середній клас – це освітянин, лікар, військовий і підприємець, – Володимир Гройсман
12:42 - Володимир Гройсман про оптимізацію Кабінету Міністрів: В новому Уряді має бути не більше 12 урядовців
12:42 - В Одесі стартували тестування до національної збірної «Ігри Нескорених»
12:42 - Освіта має фундаментальне значення – особливо для країни, яка долає виклики гібридної агресії, – Прем’єр-міністр
12:00 - Суд арестовал пять рыбацких суден в Очакове по делу о контрабанде топлива
11:06 - В офисе “Инвестиционного капитала Украины” проходят обыски в рамках дела “Роттердам+”
11:06 - Конструкторское бюро “Южное” разрабатывает космический самолет
10:36 - Ситуація в контрольних пунктах в’їзду-виїзду в районі проведення операції Об’єднаних сил
10:12 - Игры в обмен. Как Путин пытается выторговать у Зеленского всю Украину
10:12 - “Ковальская” заявила об аресте счетов своего завода по иску СБУ
10:12 - Вибори-2019. Що партії пропонують робити із земелю, податками, тарифами і соцстандартами
10:12 - Суды Нидерландов и Люксембурга отклонили апелляции “Газпрома” на решение Стокгольмского арбитража
09:18 - Вмешательство России в выборы: у Путина есть более опасный сценарий, чем военный
09:18 - Во сколько украинцам обошелся визит Зеленского в Канаду: опубликован документ
09:18 - Fitch подтвердил рейтинги украинских государственных банков
09:18 - Михеил Саакашвили снял свою партию с выборов в Раду, чтобы не мешать “Слуге народа”
09:18 - Представители ArcelorMittal обвинили президента Украины в “нагнетании социального напряжения в Кривом Роге”
08:24 - Владимир Зеленский предложил использовать новые технологии при строительстве дорог
02:18 - Волновой анализ - Эксперты Freshforex: EUR/USD. Цена делает выбор в пользу...
02:18 - Волновой анализ - Эксперты Freshforex: GBP/USD. Фунт в страхе пытается подняться как можно выше.
02:18 - Волновой анализ - Эксперты Freshforex: USD/JPY. Доллар переходит в наступление.
02:18 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: EURUSD: временная неопределенность.
02:18 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: GBPUSD: среднесрочные продажи в приоритете.


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар18.211718
Канадський долар19.77503
Юань Женьмiньбi3.753099
Куна3.922619
Чеська крона1.134436
Данська крона3.881534
Гонконгівський долар3.307461
Форинт0.0890715
Індійська рупія0.3751277
Рупія0.0018503
Іранський ріал0.0006147
Новий ізраїльський шекель7.299825
Єна0.2396453
Теньге0.067075
Вона0.0219694
Мексіканський песо1.357124
Молдовський лей1.469219
Новозеландський долар17.476967
Норвезька крона3.014449
Російський рубль0.41064
Саудівський рiял6.884092
Сінгапурський долар18.992271
Ренд1.853328
Шведська крона2.754913
Швейцарський франк26.266932
Єгипетський фунт1.55902
Фунт стерлінгів32.331462
Бiлоруський рубль12.74517
Азербайджанський манат15.185497
Румунський лей6.125749
Турецька ліра4.574201
СПЗ(спеціальні права запозичення)35.713528
Болгарський лев14.817623
Євро28.980306
Злотий6.807523
Алжирський динар0.220729
Така0.310092
Вiрменський драм0.05484358
Іракський динар0.022064
Сом0.376081
Ліванський фунт0.0173882
Лівійський динар18.951668
Малайзійський ринггіт6.317108
Марокканський дирхам2.740715
Пакистанська рупія0.162889
Донг0.00112352
Бат0.850336
Дирхам ОАЕ7.127516
Туніський динар9.100306
Узбецький сум0.003057
Новий тайванський долар0.844041
Туркменський новий манат7.479411
Ганських седі4.840953
Сербський динар0.252976
Сомонi2.773175
Ларi9.092404
Золото37097.942
Срiбло413.82
Платина21788.151
Паладiй39187.694

Курси валют, встановлені НБУ на: 22.07.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.2860.2860.2850.28562740.00
CEEN10.51110.51132500.00

Дані за 19.07.2019