Вспахали земли, вспашем и дороги

15.07 11:20 | Укррудпром

Зеркало недели, 13 июля 2018. Опубликовано 10:51 15 июля 2018 года Транспортные проблемы в страду обостряются.

Страда в этом году началась на две недели раньше обычного. 

Как в целом в Украине, так и на Тернопольщине сбор урожая в эти дни уже идет полным ходом. По оперативной информации департамента агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации, к 10 июля намолочено почти 50 тыс. т ранних зерновых. Аграрии уже научились выращивать зерновые культуры по новейшим технологиям и значительно повысили урожайность: озимого ячменя — в среднем до 57 ц с гектара, пшеницы — почти до 60 ц, рапса — до более 28 ц/га.

Сельхозпредприятия области отчитываются, что сейчас у них имеется 1100 зерноуборочных комбайнов. Это означает, что средняя нагрузка на один комбайн — 270 га, но есть районы, где эта нагрузка вдвое больше — до 500 га. Минагрополитики приводит на своем сайте информацию о сельхозпредприятиях и предпринимателях из разных областей, которые могут предоставить в аренду комбайны тем, кому их не хватает. Инициатива правильная, потому что каждый день промедления с уборкой зерновых оборачивается потерями до двух центнеров с гектара: зерно осыпается, переувлажняется и т.д.

Сельхозпроизводители, у которых не хватает собственных средств на жатву, обычно берут кредиты. Они больше всего нужны мелким и средним хозяйствам. Интересно, как же действуют государственные программы удешевления кредитов? Для небольшой области в этом году предусмотрено 2,1 млн грн для возмещения кредитной ставки тем сельхозпредприятиям, которые имеют чистый доход от реализации продукции за предыдущий год до 20 млн грн. Но не все мелкие и средние аграрии воспользуются этим вроде бы привлекательным видом финансовой поддержки, потому что в постановлении КМУ от 7 февраля 2018 г. №254 сделано уточнение: предпочтение отдается заемщикам, которые выращивают нишевые сельхозкультуры — овощи в открытом грунте, сахарную свеклу, занимаются садоводством и выращиванием ягод. Поэтому документы на возмещение кредитных ставок аграрии подают очень вяло, на сегодняшний день меньше десятка предприятий воспользовались такой возможностью. Главная проблема в том, что мелкие хозяйства, имеющие преимущество при получении госпомощи, в основном работают в “тени” и не хотят светить реальные доходы.

Предусмотрено удешевление кредитов для сельхозпроизводителей еще и по другим государственным программам. На первый взгляд, условия выгодные, конечные ставки за пользование банковскими ссудами будут в пределах 1% годовых для фермерских хозяйств и 1,3% годовых — для других сельхозпроизводителей. Но возмещение со стороны государства по этим программам еще не проводилось, и неизвестно, будет ли оно вообще в этом году. Причина до боли традиционная — ограниченность госбюджетных средств.

Однако не кредиты заботят хозяйственников. Прежде всего, их беспокоит иногда слишком жаркая, а порой дождливая погода. Но посевы зерновых культур аграрии почти не страхуют. К сожалению, они не извлекли уроков ни из урагана в 2000-м, ни из наводнения в 2008-м. “Страхуют посевы только те немногие предприятия, которые берут в банке кредиты под залог будущего урожая, ведь одно из требований банков — страхование посевов. В 2004—2005 гг. действовала хорошая программа, когда государство компенсировало аграрию 50% уплаченных страховых премий. Затем программа перестала действовать, и требование Закона “О государственной поддержке сельского хозяйства” в части страхования, к сожалению, не работает”, — расставляет акценты исполняющий обязанности директора департамента агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации Владимир Стахив.

Тернопольщина с годами стала отчетливо зерновой областью. В регионе в этом году планируют собрать не меньше, чем в прошлые годы, — 2,3—2,4 млн т зерновых и зернобобовых культур. Почти столько же собирают на Львовщине, Прикарпатье и Буковине, вместе взятых. При общей потребности области на 2018/2019 маркетинговый год в 616 тыс. т, более 1,7 млн т нужно будет реализовать за пределами Тернопольской области. И тут возникает едва ли не наибольшая проблема для аграриев: необеспеченность железнодорожными вагонами-зерновозами и тепловозами для перевозки урожая.

Для перевозки зерна из области нужно более 1800 вагонов в месяц, при этом уровень обеспечения вагонами не выдерживает критики — 25—30%. ПАО “Укрзалізниця” за три последних года отремонтировала и добавила в обращение 8 тыс. вагонов, но все они переданы в Центр транспортной логистики, который их распределяет. Другие вагоны принадлежат частным компаниям. Но, как показывает практика, они не спешат предоставлять вагоны для загрузки зерном. Директор ЧАП “Агропродсервис” Андрей Баран говорит: “Операторы рынка отказываются отправлять вагоны на запад Украины, потому что здесь они застревают: не хватает тепловозов, нет тяги, не организована работа железной дороги. Дошло до абсурда. Мы построили возле станции логистический элеватор для хранения 20 тыс. т зерна, более полугода выбивали разрешение, чтобы построить весы, которые пришлось передать на баланс “Укрзалізниці”. И вдруг получаем информацию, что станцию Денисов-Купчинцы планируют закрыть”.

Аренда вагонов у частных компаний на полтарифа дороже, чем у ПАО “Укрзалізниця”. И по опыту работы крупного сельскохозяйственного общества — Збаражского комбината хлебопродуктов — видно, что маневровый тепловоз, прибывающий на станцию Збараж, еще и нечасто подвозит эти вагоны под погрузку, мотивируя отказ просто: у него нет времени, он должен выполнить другие заказы.

Вагонов для перевозки лесопродукции также остро не хватает и лесному хозяйству, которое вместе с сельским хозяйством является одной из ведущих отраслей в экономике Тернопольщины. Например, в первом полугодии пять гослесхозов области недополучили почти 500 вагонов, в результате чего потери оцениваются в 40 млн грн. “Мы перед покупателями несем ответственность, — объясняет начальник Тернопольского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Олег Яремко, — а “Укрзалізниця” по условиям договора перед нами не несет ответственности. Да еще и зачастую случается, что вместо железнодорожных лесовозов-платформ железная дорога дает полувагоны, которые едут на приграничные станции Чоп, Порубное, Одесса и другие целых две недели. За это время усушка древесины в них достигает 5 кубометров на вагон, и гослесхозы платят заказчикам сотни тысяч гривен штрафных санкций за недопоставленные кубометры леса”.

Сельхозпроизводителям не хватает еще и тепловозов. В июне “Укрзалізниця” добавила в локомотивное депо “Тернополь” пять разных тепловозов, а нужно хотя бы еще столько же. На областном совещании аграриев по вопросам эффективного проведения страды исполнительный директор регионального филиала “Львовская железная дорога” Владимир Крот предложил два варианта выхода из критической ситуации: “Первый ключевой момент заключается в том, что Львовская железная дорога будет довозить груз до опорных станций, с которых этот груз до грузополучателя будут доставлять локомотивом того или иного частного предприятия. А второй вариант — это обеспечение ремонта наших сегодня неисправных локомотивов представителями бизнеса. Официально заключенный договор станет гарантией того, что локомотив будет работать только на определенную группу клиентов того или иного направления”. Но сегодня сложно спрогнозировать, будет ли хоть одна из этих моделей работать, по крайней мере, до конца 2019 г., когда, как заверил руководитель региональной дирекции “Укрзалізниці”, будет решена проблема с тепловозной тягой.

Сложностей с автомобилями-зерновозами и грузовиками, чтобы завезти зерно от комбайна на зерновой склад или элеватор, в области, к счастью, нет. Крупные партии зерна, которые должны перевозиться по железной дороге, направляются в другие регионы или морские порты крупногабаритным автотранспортом. А это — одна из основных причин разбитых и разрушенных автодорог и мостов. И поэтому неудивительно, что от 1,5 до 2 млрд грн госбюджетных средств, которые идут на ремонт и строительство дорог в области второй год подряд, используются неэффективно. Пройдет еще год-другой, и их снова придется ремонтировать. Ситуация замыкается в порочный круг.

Пока же жатва набирает обороты. Областное руководство сельскохозяйственной отрасли не теряет надежды, что при дневной норме выработки 20—25 га на комбайн ранние зерновые и рапс (а их площади суммарно составляют 414 тыс. га) можно будет собрать в течение 12—14 погожих дней.

Роман ЯКЕЛЬ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

17:20 - В Австралії стартували Ігри Нескорених
15:16 - Василь Серватюк провів зустріч з заступником Держсекретаря з міжнародних питань щодо правоохоронної діяльності Держдепу США
13:24 - Доля угля в энергобалансе страны в течение 15 лет сократится в 2,5 раза
13:08 - «Енергоефективний» ефір на Громадському радіо: як утеплити бюджетні установи за кошти ЕСКО-інвесторів
13:08 - У Сіднеї відкрито фотовиставку «Світ, який ми захищаємо»
12:32 - Почему инфляционное таргетирование не сработало в Турции и Аргентине?
12:32 - Имущество предприятий-банкротов теперь будут продавать через электронные торги
12:32 - Это не та “Семья”, господа из НАПК!
12:32 - Минфин объявил об очередном внеплановом размещении долларовых гособлигаций
11:40 - СБУ выявила очередной канал торговли с террористами на Донбассе
11:40 - Пристрел
11:40 - Саудовская Аравия признала убийство журналиста The Washington Post в своем консульстве в Стамбуле
11:04 - Ситуація в контрольних пунктах в’їзду-виїзду в районі проведення операції Об’єднаних сил
11:04 - Уряд виділив додатково 100 млн грн на «теплі кредити» для ОСББ
11:04 - Анатолій Петренко привітав українську громаду у Сіднеї
11:04 - Іванна Климпуш-Цинцадзе зустрілася в Сіднеї з Національної збірною Ігор Нескорених та українською громадою
10:48 - С начала года НБУ сократил активы на 77 млрд гривен
10:48 - За вредные выбросы по ночам в Мариуполе уволен начальник доменного цеха меткомбината Рината Ахметова
09:56 - “Укртранснафта” заплатит связанным с Ахметовым и Пашинским фирмам 396 млн гривен за ремонт трубопровода
09:56 - Полузамкнутый Азов
09:04 - Dragon Capital и Goldman Sachs разрешиои купить киевский ТРЦ “Алладин”
09:04 - Катастрофа в Ичне: дураки не учатся даже на пяти ошибках
09:04 - МВФ в следующем году выделит Украине более 4 млрд долларов
08:12 - Федерация импотентов. Почему в Украине так и не появились сильные профсоюзы
08:12 - Управление делами Петра Порошенко купило очередной Mercedes за 2,8 млн гривен
21:00 - В Україні відбувся перший електронний земельний аукціон
20:24 - В Академії патрульної поліції відбувся ювілейний п’ятий випуск патрульних
20:24 - Введення спеціалізації регіональних лабораторій є шляхом до забезпечення безпечного середовища України, – Володимир Лапа
20:24 - Розвиток відносин з Україною залишається однією з ключових тем зовнішньої політики Німеччини, – Державний секретар Федерального МЗС Німеччини Вальтер Лінднер
20:24 - Законопроект «Про захист рослин» передбачає внесення змін до 29 нормативно-правових актів, – Вадим Чайковський


Більше новин

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.29990.31890.29990.3189378966.00
CEEN15.43515.89714.60614.999650230.80
DNON196.5196.5196.5196.549125.00
DOEN2123.82123.5144844.30
HGAZ37503750375037503750.00
IFGRUS3027.33027.33027.33027.36054.60
KUBI4852445217420.00
KVBZ11.2611.4811.1511.4831462.00
LUAZ0.01350.01350.01350.0135540.00
SHCHZ0.50.50.50.590000.00
TATM14.49514.49514.314.4512984.20
UNAF102106.999105280201.00
USCB0.05690.05880.0550.05883912.00
UTLM0.140.140.140.1432200.00

Дані за 15.06.2018