Вспахали земли, вспашем и дороги

15.07.2018 11:20 | Укррудпром

Зеркало недели, 13 июля 2018. Опубликовано 10:51 15 июля 2018 года Транспортные проблемы в страду обостряются.

Страда в этом году началась на две недели раньше обычного. 

Как в целом в Украине, так и на Тернопольщине сбор урожая в эти дни уже идет полным ходом. По оперативной информации департамента агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации, к 10 июля намолочено почти 50 тыс. т ранних зерновых. Аграрии уже научились выращивать зерновые культуры по новейшим технологиям и значительно повысили урожайность: озимого ячменя — в среднем до 57 ц с гектара, пшеницы — почти до 60 ц, рапса — до более 28 ц/га.

Сельхозпредприятия области отчитываются, что сейчас у них имеется 1100 зерноуборочных комбайнов. Это означает, что средняя нагрузка на один комбайн — 270 га, но есть районы, где эта нагрузка вдвое больше — до 500 га. Минагрополитики приводит на своем сайте информацию о сельхозпредприятиях и предпринимателях из разных областей, которые могут предоставить в аренду комбайны тем, кому их не хватает. Инициатива правильная, потому что каждый день промедления с уборкой зерновых оборачивается потерями до двух центнеров с гектара: зерно осыпается, переувлажняется и т.д.

Сельхозпроизводители, у которых не хватает собственных средств на жатву, обычно берут кредиты. Они больше всего нужны мелким и средним хозяйствам. Интересно, как же действуют государственные программы удешевления кредитов? Для небольшой области в этом году предусмотрено 2,1 млн грн для возмещения кредитной ставки тем сельхозпредприятиям, которые имеют чистый доход от реализации продукции за предыдущий год до 20 млн грн. Но не все мелкие и средние аграрии воспользуются этим вроде бы привлекательным видом финансовой поддержки, потому что в постановлении КМУ от 7 февраля 2018 г. №254 сделано уточнение: предпочтение отдается заемщикам, которые выращивают нишевые сельхозкультуры — овощи в открытом грунте, сахарную свеклу, занимаются садоводством и выращиванием ягод. Поэтому документы на возмещение кредитных ставок аграрии подают очень вяло, на сегодняшний день меньше десятка предприятий воспользовались такой возможностью. Главная проблема в том, что мелкие хозяйства, имеющие преимущество при получении госпомощи, в основном работают в “тени” и не хотят светить реальные доходы.

Предусмотрено удешевление кредитов для сельхозпроизводителей еще и по другим государственным программам. На первый взгляд, условия выгодные, конечные ставки за пользование банковскими ссудами будут в пределах 1% годовых для фермерских хозяйств и 1,3% годовых — для других сельхозпроизводителей. Но возмещение со стороны государства по этим программам еще не проводилось, и неизвестно, будет ли оно вообще в этом году. Причина до боли традиционная — ограниченность госбюджетных средств.

Однако не кредиты заботят хозяйственников. Прежде всего, их беспокоит иногда слишком жаркая, а порой дождливая погода. Но посевы зерновых культур аграрии почти не страхуют. К сожалению, они не извлекли уроков ни из урагана в 2000-м, ни из наводнения в 2008-м. “Страхуют посевы только те немногие предприятия, которые берут в банке кредиты под залог будущего урожая, ведь одно из требований банков — страхование посевов. В 2004—2005 гг. действовала хорошая программа, когда государство компенсировало аграрию 50% уплаченных страховых премий. Затем программа перестала действовать, и требование Закона “О государственной поддержке сельского хозяйства” в части страхования, к сожалению, не работает”, — расставляет акценты исполняющий обязанности директора департамента агропромышленного развития Тернопольской облгосадминистрации Владимир Стахив.

Тернопольщина с годами стала отчетливо зерновой областью. В регионе в этом году планируют собрать не меньше, чем в прошлые годы, — 2,3—2,4 млн т зерновых и зернобобовых культур. Почти столько же собирают на Львовщине, Прикарпатье и Буковине, вместе взятых. При общей потребности области на 2018/2019 маркетинговый год в 616 тыс. т, более 1,7 млн т нужно будет реализовать за пределами Тернопольской области. И тут возникает едва ли не наибольшая проблема для аграриев: необеспеченность железнодорожными вагонами-зерновозами и тепловозами для перевозки урожая.

Для перевозки зерна из области нужно более 1800 вагонов в месяц, при этом уровень обеспечения вагонами не выдерживает критики — 25—30%. ПАО “Укрзалізниця” за три последних года отремонтировала и добавила в обращение 8 тыс. вагонов, но все они переданы в Центр транспортной логистики, который их распределяет. Другие вагоны принадлежат частным компаниям. Но, как показывает практика, они не спешат предоставлять вагоны для загрузки зерном. Директор ЧАП “Агропродсервис” Андрей Баран говорит: “Операторы рынка отказываются отправлять вагоны на запад Украины, потому что здесь они застревают: не хватает тепловозов, нет тяги, не организована работа железной дороги. Дошло до абсурда. Мы построили возле станции логистический элеватор для хранения 20 тыс. т зерна, более полугода выбивали разрешение, чтобы построить весы, которые пришлось передать на баланс “Укрзалізниці”. И вдруг получаем информацию, что станцию Денисов-Купчинцы планируют закрыть”.

Аренда вагонов у частных компаний на полтарифа дороже, чем у ПАО “Укрзалізниця”. И по опыту работы крупного сельскохозяйственного общества — Збаражского комбината хлебопродуктов — видно, что маневровый тепловоз, прибывающий на станцию Збараж, еще и нечасто подвозит эти вагоны под погрузку, мотивируя отказ просто: у него нет времени, он должен выполнить другие заказы.

Вагонов для перевозки лесопродукции также остро не хватает и лесному хозяйству, которое вместе с сельским хозяйством является одной из ведущих отраслей в экономике Тернопольщины. Например, в первом полугодии пять гослесхозов области недополучили почти 500 вагонов, в результате чего потери оцениваются в 40 млн грн. “Мы перед покупателями несем ответственность, — объясняет начальник Тернопольского областного управления лесного и охотничьего хозяйства Олег Яремко, — а “Укрзалізниця” по условиям договора перед нами не несет ответственности. Да еще и зачастую случается, что вместо железнодорожных лесовозов-платформ железная дорога дает полувагоны, которые едут на приграничные станции Чоп, Порубное, Одесса и другие целых две недели. За это время усушка древесины в них достигает 5 кубометров на вагон, и гослесхозы платят заказчикам сотни тысяч гривен штрафных санкций за недопоставленные кубометры леса”.

Сельхозпроизводителям не хватает еще и тепловозов. В июне “Укрзалізниця” добавила в локомотивное депо “Тернополь” пять разных тепловозов, а нужно хотя бы еще столько же. На областном совещании аграриев по вопросам эффективного проведения страды исполнительный директор регионального филиала “Львовская железная дорога” Владимир Крот предложил два варианта выхода из критической ситуации: “Первый ключевой момент заключается в том, что Львовская железная дорога будет довозить груз до опорных станций, с которых этот груз до грузополучателя будут доставлять локомотивом того или иного частного предприятия. А второй вариант — это обеспечение ремонта наших сегодня неисправных локомотивов представителями бизнеса. Официально заключенный договор станет гарантией того, что локомотив будет работать только на определенную группу клиентов того или иного направления”. Но сегодня сложно спрогнозировать, будет ли хоть одна из этих моделей работать, по крайней мере, до конца 2019 г., когда, как заверил руководитель региональной дирекции “Укрзалізниці”, будет решена проблема с тепловозной тягой.

Сложностей с автомобилями-зерновозами и грузовиками, чтобы завезти зерно от комбайна на зерновой склад или элеватор, в области, к счастью, нет. Крупные партии зерна, которые должны перевозиться по железной дороге, направляются в другие регионы или морские порты крупногабаритным автотранспортом. А это — одна из основных причин разбитых и разрушенных автодорог и мостов. И поэтому неудивительно, что от 1,5 до 2 млрд грн госбюджетных средств, которые идут на ремонт и строительство дорог в области второй год подряд, используются неэффективно. Пройдет еще год-другой, и их снова придется ремонтировать. Ситуация замыкается в порочный круг.

Пока же жатва набирает обороты. Областное руководство сельскохозяйственной отрасли не теряет надежды, что при дневной норме выработки 20—25 га на комбайн ранние зерновые и рапс (а их площади суммарно составляют 414 тыс. га) можно будет собрать в течение 12—14 погожих дней.

Роман ЯКЕЛЬ

Додати коментар

Користувач:
email:





Біржові котирування
Залежать від загального
Економічного стану.

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України
17:58 - Україна залучила близько $72 млрд бюджетної підтримки від країн G7 та ЄС з лютого 2022 року: Сергій Марченко зустрівся з міністрами фінансів G7
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 19.04.2024
17:37 - У першому кварталі 2024 року експорт українського меду зріс на 93%
17:25 - Ощадбанк торік отримав рекордні 6 мільярдів чистого прибутку
17:15 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
16:54 - Людмила Сугак зустрілася з представниками Генерального директорату з питань сусідства та переговорів про розширення Єврокомісії
16:50 - Неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати – Мін'юст
16:49 - Мінцифри радить використовувати безоплатні можливості від Дія.Бізнес для розвитку підприємницьких навичок
16:41 - У Киргизстані заблокували TikTok: що стало причиною
16:23 - Україна отримала 18 модульних мостів від іноземних партнерів
16:18 - Мін’юст: Санкції створюють величезні проблеми для підсанкційних осіб
16:17 - Tesla відкликає майже 4 тисячі електромобілів Cybertruck через несправність
16:11 - московіяни атакували Одещину ракетами, пошкоджена припортова інфраструктура


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024