Европа между антитрампизмом и антиамериканизмом

14.07.2018 08:28 | Укррудпром

Зеркало недели, 13 июля 2018. Опубликовано 08:27 14 июля 2018 года Какое будущее у трансатлантических отношений?

Во вторник, 10 июля, президент США Дональд Трамп прибыл в Европу, чтобы 11—12 июля принять участие в брюссельском саммите НАТО, 13-го посетить с визитом Лондон, а 16-го встретиться с Путиным в Хельсинки. 

И основная эмоция политиков и аналитиков, которые отслеживают эту поездку, — это опасения неизвестного: что же может выкинуть или сказать импульсивный и непредсказуемый американский руководитель? В основном, Трамп оправдал ожидания с первых минут, начав свое участие в саммите НАТО с жесткой критики энергетических отношений Германии и России.

И хотя из острых высказываний президента США в адрес европейских партнеров уже можно составлять цитатник, спорных действий на его счету тоже набралось немало. Немногим более чем за год Трамп успел выйти из важных для внешней политики ЕС климатического соглашения и договора с Ираном, единолично провести саммит с Северной Кореей, начать вводить ограничительные пошлины на европейские товары и грозить санкциями против европейских компаний, вовлеченных в проект “Северный поток-2”.

С 2016 г. на первые колонки европейской печати вырвались десятки гиперкритических относительно Трампа статей, авторы которых соревновались между собой в громких эпитетах и ярких иллюстрациях. Опросы показывают не только чрезвычайно низкое доверие рядовых европейцев к Трампу — это, в конце концов, особенно по сравнению с популярным президентом Обамой, довольно ожидаемо. Значительно больше украинского наблюдателя удивляет масштаб непринятия: европейцы даже Путину и его политике в среднем доверяют больше, чем Трампу. В прошлом году такие результаты показало опрашивание Pew Research в Германии, Франции, Испании, Италии и других странах. В марте 2018-го опрашивание для немецкого телеканала ZDF подтвердило, что тенденция не изменилась: политика Трампа беспокоит 82% немцев, тогда как политика Путина — только 53%. 

Затем возникают два вопроса. Во-первых, почему Трамп, предвиденное разрушительное влияние которого на международный порядок все еще остается потенциальным, вызывает более негативные эмоции и безопасностные опасения, чем откровенный агрессор и нарушитель международного права Путин? Во-вторых, насколько эта тенденция временная, связанная с эксцентричной личностью и неортодоксальными политиками американского президента, а насколько она является отображением значительно более глубоких проблем в американско-евросоюзовских отношениях? Другими словами, насколько далеко от антитрампизма до антиамериканизма? 

Начнем со второго. Если откинуть вопрос личностей, то отношение европейцев к США и американской политике трудно назвать безоблачным. Задолго до того, как Трамп начал говорить о росте тарифов, организованные массовые протесты в Европе фактически парализовали и без того сложные переговоры относительно Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Бараку Обаме, который предложил это амбициозное соглашение, которое должно было бы соединить две крупнейшие экономики мира в единую зону свободной торговли, не удалось завершить процесс до выборов прежде всего из-за организованного сопротивления американской версии глобализации и свободной торговли. Другой свежий пример взаимного недоверия можно найти в 2013 г., когда после изобличений Эдварда Сноудена относительно правительственного шпионажа Германия вышла из трехстороннего соглашения с США и Великобританией об обмене разведывательной информацией, а положительное восприятие Обамы в стране снизилось до 50%. 

Это лишь две из многих граней многомерной проблемы явления европейского антиамериканизма, видов которого авторы классического исследования Питер Катценштайн и Роберт Кохейн выделили аж шесть.

Так, “либеральный” антиамериканизм критикует США за лицемерие и несоблюдение провозглашенных принципов, упрекая поборника свободы и прав человека в сотрудничестве с отдельными авторитарными режимами Ближнего Востока и функционировании тюрем вроде Абу-Грейба.

“Социальный” антиамериканизм основывается на критике неравенства и недостаточной социальной защиты в американском обществе, противопоставляя его европейской модели социального государства. 

“Суверенистский” антиамериканизм, характерен для многих популистских движений Европы, которые проникаются чрезмерной зависимостью от США в выборе опций внешней политики. 

“Унаследованный” антиамериканизм определяется историческим опытом войн и конфликтов. 

“Элитистский” антиамериканизм борется с проникновением массовой американской культуры и вытеснением культуры локальной.

“Радикально-мусульманский” антиамериканизм рассматривает отношения со США как максимально антагонистическое выражение “конфликта цивилизаций” и более характерен для обществ Ближнего Востока, а в ЕС его исповедуют отдельные представители мусульманских меньшинств. 

 

bristolpost.co.uk

В политическом же измерении антиамериканизм в Европе начал нарастать после развала Советского Союза. С одной стороны, европейские страны больше не нуждались в защите американских войск (или думали, что не нуждаются, не считая Россию угрозой), со второй — с боязнью смотрели на возможное построение однополярного мира, быстрый прогресс глобализации и свободной торговли. Собственно, с 1993 г. началась консолидация ЕС уже не столько как европейских сообществ, сосредоточенных на экономическом сотрудничестве, сколько как политического союза, по крайней мере часть идентичности которого выстраивалась на противопоставлении США и желании определенной независимости от ключевого партнера. И хотя общая внешняя и оборонительная политика ЕС формировалась очень долго и со сложностями, а расширение на некоторое время стало более приоритетным, чем углубление интеграции, все же ЕС понемногу двигался к своей консолидации как, по крайней мере, к потенциальному полюсу мировой системы. Поэтому несмотря на то, что в культуре и политической жизни европейских стран можно найти отголоски разных упомянутых типов антиамериканизма, основным противоречием между ЕС и США стало противопоставление многосторонних инициатив односторонним решениям.

Видные позиции в отстаивании многосторонности заняла Франция, которая получила себе славу едва ли не наиболее антиамериканского государства ЕС. Принципы многосторонности (или же мультилатерализма) в международной политике внедрял еще генерал де Голль, который в 1960-х, в разгар холодной войны, старался наладить отношения с СССР и вышел из военной структуры НАТО. Продолжительность этой традиции очевидна, если учесть то, что бывший министр внешних дел Франции Юбер Ведрен, близкий к президенту Макрону, в 1999 г. изобрел термин “гипермощь” (hyperpuissance) — негативное описание Соединенных Штатов как гегемона, которому не хватает противовеса. А год назад, летом 2017-го, президент Макрон, провозгласивши голлизм-миттеранизм основой своей внешней политики, пытался противопоставить его “неоконсерватизму” предшественников — Николя Саркози и Франсуа Олланда. И если в начале президентской каденции Саркози действительно был короткий и неуспешный эпизод, когда он пытался порвать с голлистской традицией и перевести внешнюю политику Франции на атлантические рельсы, то обвинение в “неоконсерватизме” Олланда — серьезная полемическая натяжка. Однако оно показывает глубину негативного восприятия термина, который характеризует идеологические подходы лидера европейских антипатий дотрамповской эпохи — президента Джорджа Буша-младшего. 

Собственно, наиболее громко об антиамериканизме заговорили в первой половине 2000-х, когда после терактов 11 сентября 2001 г. стал очевидным раскол между политикой США (в частности в связи с доктриной опережающего удара и дальнейшей интервенцией в Ираке) и позицией Германии и Франции, которые эти действия не поддержали. После этих “односторонних” действий взаимное восприятие существенно ухудшилось. Согласно данным Pew Global Attitudes Project, во Франции положительное восприятие Соединенных Штатов упало с 62% 1999 г. до 43 в 2003-м, а в Германии за тот самый период — с 78 до 45%. Аналогичная ситуация наблюдалась во многих государствах ЕС, кроме Великобритании и новоприсоединенных в 2004 г. “центральноевропейцев”, которые, вырвавшись из тесных объятий СССР, оставались преданными атлантическому партнерству. 

Так что, неудивительно, что обещаниями восстановить многосторонний, многополюсный мировой порядок Путин обольщает европейские сердца. Первыми в такую перспективу поверили правопопулистские партии, которые увидели в РФ нового партнера в противоположность и США, и европейским институциям. Однако в течение последнего года этот путь начали испытывать и ключевые игроки. 

Президент Макрон, выступая как почетный гость на Петербургском экономическом форуме в мае 2018 г., прямо призвал Россию к общему построению многостороннего мирового порядка. Новацию, которую Макрон применил к формулы де Голля, можно сформулировать так: невозможна сильная Франция без сильной Европы, поэтому в первую очередь надо заняться укреплением позиций ЕС. Сосредоточение на мощи ЕС является вместе с тем и сильной, и уязвимой чертой его политики, ведь в других государствах ЕС (например в Австрии или Италии) уже в этом году когда-то маргинальные политические силы приняли участие в формировании национальных правительств и готовы выстраивать наиболее благоприятные отношения с Россией на двусторонней основе, пока амбициозные планы реформирования ЕС притормозились.

Парадокс курса на построение многополярного мира заключается в том, что, несмотря на односторонние решения, президенту Трампу значительно более близок изоляционизм, чем глобальное присутствие Соединенных Штатов. Принцип “America first” с повестки дня никуда не делся, а независимость от союзников ему не кажется гнетущей перспективой. Трампу присуща логика мощного государства, сосредоточенного, прежде всего, на собственных интересах. Это логика лидера, который подходит к отношениям с союзниками и партнерами с калькулятором, скрупулезно подсчитывая баланс двусторонней торговли и военных затрат. Кроме того, для Трампа, которого отнюдь нельзя назвать симпатиком Европейского Союза, как и в случае Путина, самыми приемлемыми среди европейских политиков являются суверенисты: в 2016 г. он поддержал Брекзит, в 2017-м писал твиты с поддержкой Ле Пен на выборах во Франции и т.п. И хотя исторически антиамериканизм и поиск контрбалансов к американской гегемонии нарастал в ответ на глобальное политическое, экономическое, культурное присутствие США, стремительные шаги к самоустранению Соединенных Штатов с мировой арены и непредсказуемость переходного периода стали более мощный понуждением для европейских лидеров интенсифицировать переговоры с другими центрами силы. 

Фактором, позволяющим европейцам менее остро воспринимать угрозы со стороны РФ и поддерживать хотя и принципиальный, но все же диалог с ней, является то, что они не чувствуют в действиях РФ непосредственной опасности для себя, не говоря уже о глобальной опасности или угрозе мировому порядку в целом. Опрашивание PEW в 2016 г. — опять же до победы Трампа — показало, что угроза от “напряжения с Россией” стоит на пятом месте среди безопасностных беспокойств европейцев после “Исламского государства”, климатических изменений, кибератак и наплыва беженцев из Ближнего Востока. На шестом и седьмом местах из того, что пугает европейцев, — рост Китая и… сила и мощь Соединенных Штатов, ключевого союзника и защитника.

В некотором смысле такая недооценка обидна для РФ, которая привыкла к формуле “боятся — значит, уважают”, однако она предоставляет возможность для маневра на европейской арене: дескать, Россию надо рассматривать не столько как безопасностную проблему, сколько как помощника в борьбе с  актуальными угрозами. И действительно, часть государств, прежде всего европейского Юга, поддерживает идею сотрудничества с Россией на Ближнем Востоке ради долгосрочного решения вопросов миграции и терроризма.

Если население воспринимает российскую угрозу как неприоритетную, то среди элит распространено убеждение, что Россия и идеологически, и с учетом слабого экономического потенциала не может и не хочет претендовать на глобальную гегемонию, а значит удовольствуется признанием ее важным полюсом силы в региональном масштабе. Тот же Юбер Ведрен, отвечая на вопрос журналиста относительно новой холодной войны, заметил: “Сегодня в случае России мы видим возвращение классической мощи. У Путина нет ни глобальных претензий, ни амбиций мирового масштаба”. Таким образом снова и снова, в разных форматах, на поверхность выходит идея включить Россию в определенную общую систему европейской безопасности как взаимовыгодное решение.

Ангела Меркель еще в мае 2017 г. осознала, что “европейцы, должны на самом деле взять свою судьбу в свои руки”, а утверждение о том, что инициативы Трампа действительно объединили Европу и способствовали углублению европейской интеграции, превращается в трюизм. Однако сейчас существенного прогресса удалось достичь разве что в постепенном достижении независимости внешней и оборонительной политики и взятии курса на стратегическую автономию. Таким образом, перед европейцами еще долгий путь поиска собственной внешнеполитической идентичности в условиях неопределенности, когда ключевой союзник продолжает самоустраняться, а региональный вызов наступать. 

К тому же, даже если и ЕС, и РФ отстаивают многосторонний мировой порядок, ключевое отличие заключается в том, что для нынешних лидеров ЕС такой порядок должен основываться на правилах, принципах и ценностях, уважении к международному праву и расширении роли международных учреждений. России же зато более близки договоренности “больших” государств, которые имеют региональные сферы влияния. Немецкие эксперты в 2017 г. в статье “Несмотря на все — Америка” выступили против антиамериканских тенденций с призывом беречь трансатлантическое партнерство, делая ударение на опасностях стратегического разрыва с США, однако вместе с тем предупреждая, что возвращение в дотрамповскую эпоху невозможно и что Германии, очевидно, нужно невиданное доселе нововведение — стратегия отношений с США. В принципе, это насущная необходимость для всего ЕС.

Надежда КОВАЛЬ, заведующая Центром международных исследований Дипакадемии Украины, член правления Совета внешней политики “Украинская призма”

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Stock market soars high,
Bulls and bears in fierce battle,
Greed and fear collide.

- Fin.Org.UA

Новини

16:24 - Держаудитслужба розпочала аудит Науково-дослідного інституту вогнетривів
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024
15:20 - Unwritten залучив $3,5 млн фінансування на розвиток кліматичних технологій
15:20 - Tesla визнає проблеми з безпекою, ремонтом та страхуванням позашляховиків Cybertruck
15:20 - Іншуртех Faura допомагає страховикам та домовласникам зменшити ризики стихійних лих
15:20 - НБУ анулював ліцензії та звернутися до суду про ліквідацію СК "Прем'єр Гарант Профі"
14:35 - Російський суд заарештував усі кошти JPMorgan в московія
14:35 - Доллар остывает от перекупленности, набирая привлекательность
14:29 - Центри життєстійкості мають бути у кожній громаді, яка турбується про своїх мешканців - Мінсоцполітики оголосило фінальний відбір на участь у проекті на 2024-й рік
14:25 - Юлія Свириденко: В рамках програми Ukraine Facility Україна отримала вже 6 млрд євро у березні та квітні цього року
14:12 - Держрибагентство: Реформа рибного господарства може приносити Україні до 2 млрд грн щорічно
13:53 - Щодо розміщення реквізитів рахунків для сплати податків, зборів, єдиного внеску та інших платежів до бюджету
13:53 - Офіс генпрокурора хоче передати ТРЦ "Гулівер" в управління АРМА
13:52 - Чи має право суб’єкт господарювання використовувати одну печатку на всіх ПРРО, які зареєстровані на кожну окрему господарську одиницю?
13:51 - Фізична особа може подати заяву про включення до Реєстру волонтерів через ЕК «Для громадян»
13:49 - Праця неповнолітніх: що необхідно знати
13:48 - Податківці Придніпровської ДПІ розповіли платникам про зручність використання електронних сервісів ДПС України
13:46 - Подання податкової декларації про майновий стан і доходи у разі припинення підприємницької діяльності ФОПом на загальній системі оподаткування
13:46 - Єврокомісія виплатила Україні транш макрофіну на 1,5 млрд євро
13:45 - Особливості заповнення декларації акцизного податку з урахуванням норм Закону № 3603
13:44 - Мінімальна заробітна плата - державна соціальна гарантія, обов’язкова на всій території України
13:44 - Україна отримала 1,5 млрд євро перехідного фінансування від ЄС в рамках Інструменту Ukraine Facility
13:42 - Засідання «круглого столу» в Придніпровській ДПІ
13:41 - В Придніпровській ДПІ відбувся сеанс телефонного зв'язку «гаряча лінія» щодо кампанії декларування громадянами доходів
13:40 - Брифінг з питань необхідності офіційного оформлення трудових відносин
13:24 - Національний банк ухвалив рішення анулювати ліцензії страховика та звернутися до суду із заявою про відкриття ліквідаційної процедури
13:22 - Верховна Рада схвалила ліквідацію КРАІЛ у першому читанні
13:20 - Мінсоцполітики презентувало проєкт Стратегії демографічного розвитку України до 2040 року
13:20 - НБУ включив до реєстру страхових брокерів Представництво «Юейдібібі «Прагма Іншуренс Брокерс»
13:20 - Банки очікують зростання обсягів кредитування бізнесу


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.471043.471043.471043.47968340.16
227763996.94996.94996.94996.94249235.00
229025983.2983.2983.2983.2294960.00
229470918.98918.98918.98918.98275694.00
CRSR061023.011023.011023.011023.012046.02
TATM4.644.644.644.641392.00

Дані за 23.04.2024