Им бы таможню взять и отменить. Против чего протестуют “евробляхеры”

11.07 17:12 | Укррудпром

Деловая столица, 11 июля 2018. Опубликовано 16:29 11 июля 2018 года Владельцы автомобилей на еврономерах взбунтовались из-за правительственного постановления, направленного против контрабандистов

“Деловая столица” попробовала разобраться, почему попытка заставить их соблюдать закон вызвала такую агрессивную реакцию тех, кто привык его нарушать.

Мимо таможни, никого не боясь...

Центральные улицы Киева перекрыты: протестуют владельцы “евроблях”, то есть частных автомобилей, ввезенных в Украину в обход таможенных правил. Речь идет об одной из самых массовых в стране схем обхода закона: чтобы не растаможивать ввозимое авто (обычно из Польши или Литвы), их покупатели (или торговцы подержанными машинами) пользуются услугами специальных фирм. С их помощью они перегоняют автомобили через границу в режиме или транзита, или временного ввоза. А далее нерастаможенная машина просто “теряется” на украинских просторах.

Наказание за пользование нерастаможенным автомобилем было слишком небольшим по сравнению с расходами, которые человек бы понес при соблюдении всех правил (уплачивая акциз + пошлину + НДС), да и поймать за руку такого нарушителя было проблематично. В результате ввоз нерастаможенных автомобилей, получивших в народе прозвище “евробляхи”, стал массовым явлением. Цифры разнятся, но все равно впечатляют. Так, по версии Государственной таможенной службы, на 1 мая в Украине находились более 315 тыс. авто, зарегистрированных в других странах и въехавших по транзиту или временному ввозу. Из них 125 тыс. — с нарушением сроков пребывания. Сами же пользователи авто на неукраинских номерах уверяют, что их порядка полутора миллионов. В любом случае владельцев “евроблях”, как мы видим, вполне достаточно, чтобы перекрыть центр Киева и организовать зрелищное давление на правительство.

Что же стало непосредственной причиной нынешнего конфликта? На самом деле — требование просто соблюдать закон. Согласно постановлению Кабинета Министров № 479, с 22 июня полиция получила доступ к базе ГФС “Инспектор-2006”. (Автоматическая система таможенного оформления со всей информацией о временно ввезенном в Украину транспорте.)

Соответственно, теперь полицейские сразу видят, если конкретный автомобиль находится в стране свыше 90 дней и не зарегистрирован в указанные сроки согласно постановлению КМУ № 1388. Просто номера таких “заблудившихся” машин считываются системой “Рубеж”, которая автоматически сообщает о нахождении авто в базе розыска незарегистрированных автомобилей.

Результат — наказание по статье 121 КОАП (первый раз — штраф 8500 грн, повторно — штраф и принудительное изъятие). Собственно, такое наказание было и прежде, но на практике применялось мало, так как полиция не могла на глаз определить, сколько дней машина находится в Украине. А теперь полицейские могут вполне законно остановить нерастаможенное авто и наказать его владельца.

Суть постановления № 479 в том, чтобы принудить исполнять требования закона. Вполне логично, что ответом стали протесты тех, для кого как раз соблюдение закона чревато убытками. Вопрос только в том, что на самом деле стоит за организовавшей протесты организацией “АвтоЕвроСила”: сами владельцы “евроблях”, которым теперь будет много сложнее уходить от штрафов, или организаторы теневых схем по обходу таможенных правил?

“Центр Киева в полном коллапсе. Перекрыто полцентра за акции “евробляхеров”. Требование одно — отменить постановление 479. Для непосвященных — это постановление о начале борьбы с контрабандой, — пишет у себя в Facebook народный депутат Вадим Денисенко. — Кто стоит за этой акцией? Те, кто крышует контрабанду. Борьба только началась. Впереди еще сотни провокаций, необоснованных обысков и арестов. На кону пара миллиардов долларов. Или в бюджет, или в кармане 30-40 должностных лиц и контрабандистов”.

Своя правда “евробляхеров”

Конечно, у владельцев машин с европейскими номерами масса своих аргументов за отмену постановления № 479. Так, они указывают на неоправданно высокие тарифы на растаможку легальным способом. Эти тарифы, во многом “списанные” с европейских правил, действительно адекватны для стран ЕС с их доходами и особой озабоченностью экологией. Но не для уровня доходов украинцев, которые зачастую покупают подержанную машину на последние семейные деньги.

Законодатели это понимают, и 15 июня комитет по вопросам налоговой и таможенной политики ВР внес два законопроекта № 8487 и № 8488 о регистрации в Украине автомобилей на иностранных номерах. В них предусмотрено резкое снижение таможенных пошлин на регистрацию автомобилей, приобретаемых в Европе (речь о снижении размера акцизного сбора), и отмена запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих стандартам “Евро-5”.

Протестующие требуют принять эти законопроекты как можно скорее. “Требуем принять законодательство для адекватной растаможки таких транспортных средств. Эта неделя является последней перед летними каникулами Верховной Рады. Поэтому нужно внести в повестку дня Рады законопроекты № 8487 и № 8488, чтобы они уже были зарегистрированы”, — говорит глава “АвтоЕвроСилы” Олег Ярошевич.

По его словам, если эти законопроекты не окажутся в повестке дня сейчас, то не будут рассмотрены до принятия нового бюджета, так как изменения к Налоговому и Таможенному кодексам принимаются за полгода до принятия бюджета.

Однако отменить постановление № 479 “евробляхеры” требуют уже сейчас, безотносительно упомянутых законопроектов. А те еще неизвестно, когда будут приняты, и будут ли, и в каком виде... А без постановления № 479 практика обхода закона вновь станет нормой.

В Европейском Союзе есть очень интересные подходы к борьбе с нарушениями закона. В одних странах наказывают продавцов (скажем, наркотиков или секс-услуг). Это старый, традиционный подход. Но есть другой подход — он широко применяется, например, в Скандинавии: наказывать не тех, кто предлагает запрещенные услуги, а тех, кто их потребляет. Логика тут проста: наркодилеры и проститутки — непосредственные представители криминального бизнеса, они и так привыкли жить под прессом правоохранителей, и они будут существовать, пока есть спрос на их услуги. А вот потребители (наркотиков ли, секс-услуг или околотаможенного криминала)  обычно к преступному миру не принадлежат и потому намного более адекватно реагируют на наказание. Добропорядочный бюргер может снять проститутку, чтобы “расслабиться”, так как знает, что ему ничего не будет. А то, что накажут проститутку, его не волнует — она сама выбрала профессию. Ситуация в корне меняется, если отвечать за покупку секс-услуг придется самому бюргеру. Тут он уже десять раз подумает — “идти грешить” или пойти пива выпить...

Может это не самая корректная аналогия, но примерно то же самое происходит сейчас с “евробляхами” и постановлением № 479. Организаторы теневых таможенных схем занимаются этим профессионально, потому они умеют уходить от ответственности и не особо боятся наказания. В этом случае более эффективным может оказаться другой способ борьбы — с потребителями их услуг. На что и направлено постановление № 479.

Нынешние протесты самим своим фактом как раз и показывают эффективность принятых правительством мер. Но в полной мере справедливыми их можно будет считать после принятия законопроектов 8487 и 8488.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

17:00 - Володимир Гройсман: Економіка України збалансована, але зовнішня підтримка потрібна для виплати попередніх боргів
17:00 - Глава Уряду про роботу антикорупційної інфраструктури: Показуха підриває довіру до всієї системи боротьби з корупцією
14:52 - Аудит обнаружил 190 млн гривен хищений в “Укравтодоре”
14:00 - Фонд гарантирования вкладов завершил ликвидацию банк нардепа Блока Петра Порошенко
13:08 - Завод Дмитрия Фирташа в оккупированном Крыму продолжает рекордными темпами загрязнять внешнюю среду
13:08 - В Днепре подполковника из Налоговой “взяли” на взятке в 7 тыс долларов
12:48 - Ситуація в контрольних пунктах в’їзду-виїзду в районі проведення операції Об’єднаних сил
12:48 - Держстат та ДСНС дали старт ЕСКО для підвищення енергоефективності відомств
12:16 - США подтвердили готовность сохранять антироссийские санкции за Украину
12:16 - Беглый экс-глава Государственной фискальной службы пообещал сообщить о дате и времени возвращения в Украину
11:24 - Forbes опять ищет издателя для своего журнала в Украине
10:44 - Привітання Прем’єр-міністра України Володимира Гройсмана з Днем працівників сільського господарства
10:32 - Папа Римский помог собрать для Донбасса свыше 15 млн евро
10:32 - Свободная торговля между Украиной и Турцией: призрачные выгоды и реальные риски
10:32 - Косяк Косюка
10:32 - NASA запустило ракету, созданную при участии украинских предприятий
09:40 - Фейки о Томосе. Когда украинским медийщикам начнут преподавать Закон Божий
09:40 - Кабмин выделил 25 млн гривен на квартиры для сотрудников Космического агентства
09:40 - Украина — заложник олигархов
09:40 - Повестки о вызове подозреваемых в суд теперь будут печатать в “Урядовом курьере”
00:08 - Недельная аналитика- Определение потенциала тренда - Недельный обзор. S&P500, нефть, золото.
20:52 - В грудні 2018 року аеропорти України очікують двадцятимільйонного пасажира, - Володимир Омелян
18:12 - 17-18 листопада 2018 року Павло Клімкін перебуватиме з робочим візитом в Канаді
14:36 - Вирус “гибридной войны”: в поисках антидота
14:36 - НБУ ужесточил требования к кредитованию госкомпаний
14:08 - На капітальний ремонт автодороги Н-14 у Державному бюджеті на наступний рік заплановано 1 млрд гривень
14:04 - Cергій Савчук: Широкий горизонт для українсько-китайського бізнесу - відновлювана енергетика
14:04 - Держенергоефективності, міжнародні організації Climate Bonds Initiative та UNDP розглянули шляхи запровадження ринку «зелених бондів» в Україні
13:44 - За год доходы крупнейших предприятий Украины выросли на 334 млрд гривен
13:44 - 1,5 миллиарда только процентов. Зачем “Нафтогазу” супердорогие деньги в долг и при чем тут цена на газ


Більше новин

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.29990.31890.29990.3189378966.00
CEEN15.43515.89714.60614.999650230.80
DNON196.5196.5196.5196.549125.00
DOEN2123.82123.5144844.30
HGAZ37503750375037503750.00
IFGRUS3027.33027.33027.33027.36054.60
KUBI4852445217420.00
KVBZ11.2611.4811.1511.4831462.00
LUAZ0.01350.01350.01350.0135540.00
SHCHZ0.50.50.50.590000.00
TATM14.49514.49514.314.4512984.20
UNAF102106.999105280201.00
USCB0.05690.05880.0550.05883912.00
UTLM0.140.140.140.1432200.00

Дані за 15.06.2018