Без рук и мозгов. Сколько будет стоить Украине вернуть заробитчан

25.06 15:32 | Укррудпром

Деловая столица, 25 июня 2018. Опубликовано 15:21 25 июня 2018 года Украинцы все чаще едут на заработки за границу. В недалеком будущем нехватка рабочей силы может стать главной преградой для экономического роста, но худшего сценария можно избежать.

 

В 2015-2017 гг. одновременно за пределами Украины находились 2,6-3 млн заробитчан, большинство из которых — сезонные мигранты, занятые в строительстве, роботе в домохозяйствах, агросекторе, промышленности, торговле и на транспорте. Чаше всего именно в этих видах деятельности, особенно в западных регионах страны, работодатели жалуются на нехватку кадров.

Основные причины трудовой миграции — желание людей больше зарабатывать, в меньшей степени — получить лучшие условия труда. Поэтому изменить ситуацию с оттоком “мозгов и рук” сложно. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, например, Польши, Чехии и Болгарии, миллионы людей выезжают на заработки в другие, особенно соседние страны, если там уровень зарплат намного выше. С учетом паритета покупательной способности (ППС) средняя зарплата в Польше — $2307, а в Германии — $5242. Таковы данные Международной организации труда за 2016 г. При этом порядка 2,5 млн поляков ежегодно ездят на заработки за границу, причем в Германии работают около 700 тыс.

Но Польше и другим восточноевропейским странам ЕС повезло: у них под боком есть Украина, где средняя зарплата в 2016 г., согласно тому же исследованию, составляла $768 по ППС. Сейчас этот показатель немного увеличился, но существенно не повлиял на ситуацию — украинцы замещают рабочие места, брошенные поляками, чехами, болгарами...
Подчеркнем, что эти показатели средней зарплаты уже скорректированы на уровень цен (в стране назначения жизнь дороже). Если же мы хотим знать, сколько люди выигрывают, когда работают сезон за границей, а потом возвращаются обратно, нужно сравнить заработки в переводе на доллары по банковскому курсу: в Польше сейчас средняя зарплата перевалила за $1000, у нас — втрое ниже.

Понятно, что с ростом экономики в Украине только усилится дефицит рабочей силы. А недостаток одного фактора производства, как известно, не может постоянно и эффективно восполнятся другими (например, труд — капиталом) и в конце концов приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению выпуска и торможению экономического роста. И как быть? Первые ответы просты: постараться либо удержать своих людей, либо заполнить вакансии мигрантами из третьих стран. Проблема в том, как это сделать.

Хотя при многократном разрыве в зарплатах заробитчан дома не удержать, радует, что на сегодняшний день около 70% из них — это маятниковые или краткосрочные мигранты (до одного года вне страны), а значит, они не разрывают связей с родиной. В таком случае нашему государству важно создать условия для развития малого бизнеса, ведь многие мигранты на свои заработки могут накопить стартовый капитал для открытия собственного дела дома.

Еще один способ улучшить ситуацию — переориентировать заробитчан на внутренний рынок: люди из регионов с низкими зарплатами могут значительно улучшить свои доходы в более обеспеченных населенных пунктах Украины. И здесь не помешала бы госпрограмма поддержки внутренних трудовых мигрантов. В этом контексте критически важно улучшить инфраструктуру — начиная от дорог и заканчивая общежитиями для работников. Более того, если брать не среднюю белую зарплату вообще (которая у нас занижена и включает малые заработки в бюджетной сфере), а в конкретных отраслях — фактор оплаты труда становится не таким уж и критическим. Например, средняя зарплата на строительстве в Польше, по данным сайта vsetut.pl, составляет чуть более 4000 злотых, это около 29 тыс. грн. В то же время украинские сайты трудоустройства во Львове предлагают зарплату в строительстве 15 тыс. грн. Это уже не многократный разрыв. При надлежащем уровне инфраструктуры для некоторых мигрантов-строителей близость к дому и меньшие издержки в городе занятости могли бы перевесить такую разницу в зарплате. Кстати, в правительстве так и считают: когда средняя зарплата в Украине достигнет $500 — миграционные настроения пойдут на убыль.

Да и в целом фирмы должны конкурировать за персонал не только зарплатами, но и условиями работы, а также качеством социальных гарантий. Это уже поняли некоторые крупнейшие компании, которые могут себе позволить дополнительные расходы. Скажем, на днях “Новая почта” обеспечила свой 26-тысячный штат медицинской страховкой, признав, что приходится конкурировать за работников с другими странами.

Стоит подумать и о молодежи — попытаться пополнить ряди работников благодаря дуальному образованию, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Такие студенты обычно обязуются, получив диплом, отработать некоторый срок у “своего” работодателя.

А вот массово привлекать работников из других стран у Украины вряд ли получится. Потенциальные мигранты берут в расчет не только уровень зарплаты, но также расходы на переезд. Огромное значение имеет предстоящая разлука с родственниками и друзьями с учетом расстояния до страны назначения. Чем оно больше, тем большей должна быть разница в зарплате, чтобы перекрыть все издержки. А ее нет. Поэтому условные вьетнамцы к нам не поедут, разве что — молдаване (они близко и чуть беднее) или африканцы из самых бедных стран. Но первых не хватит, а вторые вряд ли смогут хорошо адаптироваться и стать эффективными работниками.

 

Алексей ШЕВНИН

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

23:16 - В’ячеслав Кириленко привітав Укрінформ зі сторіччям
22:56 - Відбулось четверте засідання Кластеру 3 (енергетика, навколишнє середовище та зміна клімату, транспорт та цивільний захист) Підкомітету з питань економіки та іншого галузевого співробітництва Комітету асоціації між Україною та ЄС, а також зустріч Спі
22:56 - Держгідрографія у повному обсязі виконала річний план досліджень щодо гідрографічного забезпечення судноплавства
22:56 - Ryanair розширює свою присутність в Україні, - Володимир Омелян
22:56 - Міністерство інфраструктури України повідомляє про результати конкурсу на зайняття вакантної посади державної служби апарату Міністерства
22:56 - відбудеться он-лайн трансляція засідання тендерного комітету ДП МА "Бориспіль"
22:56 - Міністр інфраструктури України Володимир Омелян провів зустріч із Комерційним директором авіакомпанії Wizz Air Георге Михалопулос
22:56 - Міністр інфраструктури Володимир Омелян та Комерційний директор авіакомпанії Ryanair Девід О’Брайан зустрілися з представниками українських авіаційних вищих навчальних закладів
22:56 - відбудеться он-лайн трансляція засідання тендерного комітету ДП МА "Бориспіль"
21:12 - Глава Уряду на щорічних зборах ЄБА: Якщо успіх реформ примножувати успіхом кожного підприємця, отримаємо сильну країну
21:04 - Олександр Власов: ДФС взяла курс на максимальну автоматизацію процесів
20:36 - Впереди планеты всей: сможет ли Украина стать эльдорадо электрокаров
20:36 - Оборот розничной торговли Украины с начала года вырос на 5,4%
20:36 - Игорь Коломойский ратует за дефолт Украины
19:44 - Холдинг Юрия Косюка подписал договор о покупке словенской компании
19:44 - Игорь Коломойский нашел хорошую сторону в том, что его активы арестованы в Лондоне
19:44 - Владелец арестованного в Херсоне российского танкера просит отпустить судно под залог
19:44 - Рада одобрила переименование Кировоградской области
19:44 - Младший партнер Рината Ахметова жалуется, что его бьют со всех сторон и не может понять: это смешно или нет
19:08 - Степан Кубів відкрив XVII Міжнародний промисловий форум
19:08 - Саудівська Аравія зняла заборону на імпорт з України великої і дрібної рогатої худоби
19:08 - На Сумщині понад 18 тис. земельних ділянок зареєстровано в онлайн режимі
19:08 - Штучна дискредитація реформ у галузі будівництва не завадить процесу якісних змін, - Голова Держархбудінспекції
19:08 - Ігор Жданов обговорив спільні проекти з членами Світової Управи Спілки Української Молоді
19:08 - У Верховній Раді відкрилася виставка про причини і наслідки Голодомору
19:08 - Протягом року близько 1800 мешканців Харківщини підписали контракт зі Збройними Силами України
19:08 - МОЗ України оголошує тендер на послуги з реабілітації дітей з ДЦП
19:00 - Курси валют, встановлені НБУ на: 21.11.2018
18:52 - Повышение цен на газ даст бюджету дополнительно 9 млрд гривен
18:52 - Владимир Омелян обещает “открытое небо” с Евросоюзом сразу после президентских выборов


Більше новин

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.29990.31890.29990.3189378966.00
CEEN15.43515.89714.60614.999650230.80
DNON196.5196.5196.5196.549125.00
DOEN2123.82123.5144844.30
HGAZ37503750375037503750.00
IFGRUS3027.33027.33027.33027.36054.60
KUBI4852445217420.00
KVBZ11.2611.4811.1511.4831462.00
LUAZ0.01350.01350.01350.0135540.00
SHCHZ0.50.50.50.590000.00
TATM14.49514.49514.314.4512984.20
UNAF102106.999105280201.00
USCB0.05690.05880.0550.05883912.00
UTLM0.140.140.140.1432200.00

Дані за 15.06.2018