Таможня глазами украинского бизнеса: изменения необходимы

24.06.2018 10:04 | Укррудпром

Зеркало недели, 22 июня 2018. Опубликовано 09:29 24 июня 2018 года Вопрос, какой быть таможне, остается открытым.

С начала 2016 года в Украине ведутся жаркие дискуссии о том, какой быть таможне: это должна быть отдельная структура в сети центральных органов исполнительной власти или же более эффективно, чтобы таможня оставалась частью Государственной фискальной службы (ГФС). 

Минфин подготовил концепцию реформы, включающей кардинальное изменение системы управления таможенными органами, в частности, в планах было создать Межрегиональную таможню и Главное межрегиональное управление ГФС, а областные и энергетическую таможню — присоединить к Межрегиональной таможне. Но в январе 2018 года правительство отменило постановления от 29 марта и 19 июля 2017 года о реформировании таможенных и налоговых органов. Вопрос, какой быть таможне, остается открытым. Отметим, что согласно Соглашению об ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательства по таможенным процедурам. Так, из 1943 пунктов утвержденного Кабинетом министров Плана мер по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом 136 пунктов касаются тематики упрощения процедур международной торговли и реформы таможни.

Как и в любой политике, в вопросах функционирования таможни важна обратная связь с бизнесом. Особо актуальна оценка работы таможни со стороны бизнеса с учетом того, что она является весомым фактором формирования доверия между бизнесом и властью. Согласно одному из наших предыдущих исследований, на формирование доверия бизнеса к государству, кроме прочего, влияет опыт, полученный предпринимателем в результате контакта с представителями тех либо иных органов власти. 

Чем больше времени бизнес тратит на контакты с представителями органов власти, тем выше вероятность того, что уровень доверия к государству как институту, регулирующему экономические отношения, будет низким. Зато позитивный опыт, полученный предпринимателями при прохождении процедур, связанных с перемещением товаров через границу (меньшее время ожидания, простота оформления и т.п.), способствует формированию положительного образа государства в большей степени, чем такой опыт от проведения других регуляторных процедур.

Чтобы проанализировать политику, практику ее применения, изменения регуляторной среды по упрощению процедур торговли и оценке уровня привлечения бизнеса к диалогу с властью в сфере разработки мер по содействию торговле на национальном и региональном уровнях, Институт экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) в рамках проекта “Диалог по содействию торговле”, реализуемого при финансовой поддержке Европейского Союза, разработал специальный национальный инструмент — “Мониторинг упрощения процедур торговли”. Этот инструмент является системой мер по сбору, обобщению и анализу информации для выявления препятствий при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Украине и, в итоге, системой определения приоритетных экономических, правовых и регуляторных мер, необходимых для улучшения среды ведения бизнеса в части упрощения процедур торговли в Украине с точки зрения самого бизнеса. Для сбора информации используется количественный метод социологического исследования — национальный опрос предприятий. Не менее 1000 предприятий-участников ВЭД — экспортеров и импортеров — всех размеров и отраслей, находящихся во всех областях страны, ежегодно принимают участие в опросе по специально разработанной анкете. По результатам мониторинга готовится аналитический отчет. Недавно был представлен третий такой отчет. Один из его разделов касается оценок работы таможни и различных процедур, с которыми сталкиваются предприниматели при оформлении товаров. Ниже приведем отдельные результаты, а с полным текстом аналитического отчета можно ознакомиться на сайте ИЭИ.

Оценка эффективности работы таможни

Результаты выполненного анализа свидетельствуют, что оценка работы таможенных органов прямо связана с техническим оснащением таможни и имеет обратную зависимость от уровня коррупции. То есть чем лучше респонденты оценивали техническое оснащение таможни, тем выше была их оценка эффективности работы этого органа в целом. И наоборот, чем больше доля тех, кто считает коррупцию на таможне препятствием, тем хуже оценки.

 

 

Каждый пятый из опрошенных (19%) считает, что работа таможни эффективна и в целом не нуждается в каких-либо изменениях. Почти половина респондентов (45%) считает работу таможни в целом эффективной, но требующей некоторых изменений. Немного больше трети опрошенных (36%) оценили работу таможни как неэффективную или совсем не эффективную и требующую кардинальных изменений. Для того чтобы сравнение оценок работы таможни было более наглядным, мы построили балансовый показатель, то есть показатель, являющийся математической разностью между положительными и отрицательными оценками. Вариант ответа “эффективная” будет равняться “1”, вариант “в целом эффективная” — “0,5”, вариант “в целом неэффективная” — “-0,5”, а вариант ответа “совершенно неэффективная” — “-1”. При перерасчете ответов на вопрос об эффективности работы таможенных органов по такой шкале получаем, что для 2015 г. балансовый показатель составляет 0,20, для 2016-го — 0,10, а для 2017-го — 0,21. Таким образом, оценка работы таможни по результатам 2017 г. улучшилась по сравнению с 2016-м и является приблизительно такой же, как в 2015 г. (но следует отметить, что разница между 2015 г. и следующими периодами не является статистически достоверной из-за меньшего, чем в следующие годы, размера выборки). Вместе с этим как абсолютное значение показателя, так и количество опрошенных, ожидающих масштабных реформ, свидетельствуют, что потребность в коренных изменениях значительная.

 

 

Исследование также зафиксировало существенное различие в оценках работы таможни для предприятий, представляющих разные группы. Оценки зависят от вида внешнеэкономической деятельности, отрасли, размера предприятий и региона их размещения. Экспортеры оценивают работу таможни лучше, чем импортеры. Так, 35% предприятий-экспортеров считают, что работа таможни эффективна, и ничего менять не нужно. Тогда как среди импортеров таких только 13%. Балансовые показатели оценки работы таможни у предприятий, занимающихся только экспортом, почти в семь (!) раз выше, чем у предприятий-импортеров (соответственно 0,45 и 0,07).

 

 

С уменьшением размера предприятия ухудшаются оценки работы таможни. Микропредприятия почти вдвое хуже оценивают работу таможни по сравнению с крупными или даже средними. В разрезе секторов лучше всего оценивают работу таможни предприятия сельского хозяйства, хуже всего — сферы услуг и торговли. Последнее связано с тем, что предприятия этого сектора в основном являются импортерами, которые намного хуже оценивают работу таможни. Также наблюдаются значительные региональные отличия в оценке работы таможен. В условиях единого регуляторного поля это означает, что на местах существуют разные практики его применения. За неимением места отправляем читателя за информацией о региональных отличиях к тексту аналитического отчета, но отметим, что этот факт требует особого внимания со стороны правительства при планировании следующих реформ таможни.

 

 

Основные проблемы в работе таможни с точки зрения бизнеса

Отвечая на вопрос о том, что создает основные проблемы для предприятий, почти половина опрошенных (47%) отметила несовершенное, с их точки зрения, таможенное законодательство. Предприятия имеют в виду широкий круг проблем, включающих в себя также практику применения регуляторных норм. Отметим, что хотя по сравнению с 2016 г. вес этой проблемы уменьшился (тогда ее выбирали 56% опрошенных), но она продолжает возглавлять рейтинг. Дальше по списку идут три проблемы, каждую из которых выбрало немногим более четверти респондентов (по 26%). Речь идет об устарелости технического оснащения, в том числе компьютерного оборудования и программного обеспечения, сознательном завышении таможенной стоимости товара и недостаточной прозрачности и открытости в работе таможни. Укажем, что важность проблемы устарелости технического оснащения несколько возросла по сравнению с 2016 г., при этом доли предприятий, отмечающих сознательное завышение таможенной стоимости товаров и недостаточную прозрачность и открытость на таможне, несколько уменьшились.

 

 

Обращаем особое внимание на прозрачность и открытость, потому что именно повышение прозрачности является важной частью политики содействия (упрощения) процедурам торговли согласно международным обязательствам страны. О необходимости увеличения прозрачности и открытости в работе таможни наши респонденты говорят более предметно, когда отвечают на вопрос, что надо сделать для решения проблем, возникающих на тех или иных этапах оформления перемещения товаров через границу. В частности, 34% опрошенных хотят увеличения прозрачности для преодоления проблем, возникающих на этапе предварительного таможенного оформления. Столько же респондентов считают, что нужно усилить прозрачность при принятии решений по таможенной стоимости, а рекомендацию повысить прозрачность принятия решений при постаудите дают 44% опрошенных. Вместе с этим отметим, что спорные вопросы по действиям таможенных органов могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. И у каждого пятого предприятия есть опыт административного или судебного обжалования действий таможенных органов. Большинству из них такое обжалование дало, по их же мнению, определенные успешные результаты.

Возвращаясь к списку проблем, отметим, что в 2017 г. для участников ВЭД несколько снизилась важность такой проблемы, как постоянные изменения структуры и руководства таможни: в 2016 г. на нее указывали 24% опрошенных, а в 2017-м — 18%.

И несколько слов о коррупции. Не будем здесь дискутировать, является ли коррупция для бизнеса проблемой, мешающей работать, или же, наоборот, это привычный способ решения проблем слишком высокого регуляторного или конкретного давления, хотя традиционно данные опроса подталкивают к подобным размышлениям. Отметим только, что коррупция на таможне остается проблемой приблизительно для четверти опрошенных предприятий, что является довольно высоким показателем, и занимает пятое место в общем перечне проблем. А 15% опрошенных ставят проблему коррупции на первое место среди всех проблем на таможне. Также, оценивая коррупцию, мы традиционно спрашиваем бизнес о “важных друзьях”, которых нужно иметь, чтобы достичь успеха в бизнесе. 42% опрошенных представителей предприятий, занимающихся ВЭД, считают важным или очень важным поддерживать такие отношения хотя бы с одним из перечисленных государственных органов. Рейтинг “важных друзей” возглавляют налоговая и таможня: каждое третье предприятие считает необходимым поддерживать неформальные отношения с таможенными и налоговыми органами (соответственно 33 и 30% респондентов) для успешного ведения бизнеса.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что изменения на таможне необходимы. Оставляя пока открытым вопрос о масштабе этих изменений, отметим, что важными направлениями являются повышение прозрачности и открытости таможни согласно международным обязательствам страны, улучшение технического оснащения таможни и уменьшение возможностей для коррупции, а также соблюдение законодательства всеми заинтересованными сторонами.

Оксана КУЗЯКИВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Криптовалюта
Стала визнаною валютою
На майбутнє.

- Fin.Org.UA

Новини

07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 24.04.2024
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 23 квітня: підозра Сольському, ще 8 мільярдів на будівництво фортифікацій
20:51 - На Київщині коштом UNITED24 відбудують амбулаторію, значно пошкоджену росіянами ще на початку війни
20:49 - Уряд компенсує понад 100 мільйонів прифронтовим громадам за зменшення надходжень місцевих податків 
20:45 - Аграрного міністра підозрюють в оборудках із землею на 500 мільйонів. Що загрожує Сольському: деталі справи
20:40 - Мінфін залучив понад 7 мільярдів від розміщення ОВДП
20:36 - Нові можливості транскордонного та регіонального співробітництва: Уряд підтримав ратифікацію угод про фінансування низки програм ЄС
20:13 - Фонд підтримки енергетики України зібрав близько 410 мільйонів євро – Шмигаль
19:59 - ПриватБанк відстояв право власності на один з найбільших ТЦ у Дніпрі: намагались відсудити ексвласники
19:54 - Модернізуємо мережу ЗВО: реорганізація Донецького національного університету економіки та Придніпровської державної академії фізичної культури і спорту
19:46 - У КМДА не згодні з рішенням Мінкульту щодо колишньої Арки дружби народів
19:35 - Енергорегулятор виявив схему продажу електрики бізнесу за цінами для населення
19:27 - Уряд прийняв постанову про Раду громадського контролю при Національній службі здоров’я України
19:21 - Уряд підтримав запровадження експериментального проекту зі створення мережі стартап-шкіл — інкубаторів — акселераторів
19:14 - Уряд компенсує понад 110 млн грн прифронтовим громадам зменшення надходжень місцевих податків у І кварталі 2024 року
18:54 - Україна очікує надходження 1,5 мільярда євро в межах Ukraine Facility вже цього тижня 
18:52 - Наближаємося до членства ЄС: Україна вперше взяла участь у пояснювальній сесії Європейської комісії, присвяченій цифровізації
18:44 - Уряд зареєстрував новий індустріальний парк
18:36 - Укріплюємо фронт та кордони: Уряд виділив на будівництво фортифікацій ще понад 8 млрд грн
18:30 - Страхового брокера включено до реєстру
18:25 - Рада підтримала спрощення торгівлі вживаними авто
18:25 - Укріплюємо фронт та кордони: Уряд виділив на будівництво фортифікацій ще понад 8 млрд грн
18:20 - За координації Міненерго миколаївські енергетики отримали автовишки для ремонтних робіт
18:18 - Уряд перерозподілив 5,5 млрд грн для ліквідації наслідків надзвичайних ситуацій, спричинених рф, та зміцнення обороноздатності держави
18:16 - Уряд затвердив план перетворення держпідприємства «Гарантований покупець» в акціонерне товариство
18:14 - Мінекономіки оголосило конкурс на незалежного члена наглядової ради "Укренерго"
18:11 - Уряд затвердив проведення оглядів витрат держбюджету в окремих сферах у 2024 році
18:10 - Прем’єр-міністр закликав українців до заощадження електроенергії: Усі разом маємо допомогти енергетиці вистояти
18:06 - Уряд схвалив ратифікацію міждержавної українсько-японської Конвенції про усунення подвійного оподаткування


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5508
Канадський долар28.8843
Юань Женьміньбі5.4625
Чеська крона1.6736
Данська крона5.6645
Гонконгівський долар5.0519
Форинт0.107419
Індійська рупія0.47496
Рупія0.0024406
Новий ізраїльський шекель10.4725
Єна0.25572
Теньге0.089218
Вона0.028726
Мексиканське песо2.3137
Молдовський лей2.2177
Новозеландський долар23.4072
Норвезька крона3.6031
московський рубль0.42478
Сінгапурський долар29.0539
Ренд2.0586
Шведська крона3.642
Швейцарський франк43.4438
Єгипетський фунт0.8239
Фунт стерлінгів49.0668
Долар США39.586
Білоруський рубль14.3886
Азербайджанський манат23.2831
Румунський лей8.4927
Турецька ліра1.2149
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.0959
Болгарський лев21.6045
Євро42.262
Злотий9.7956
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91151.91
Срібло1067.34
Платина35958.34
Паладій39599.46

Курси валют, встановлені НБУ на 24.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.471043.471043.471043.47968340.16
227763996.94996.94996.94996.94249235.00
229025983.2983.2983.2983.2294960.00
229470918.98918.98918.98918.98275694.00
CRSR061023.011023.011023.011023.012046.02
TATM4.644.644.644.641392.00

Дані за 23.04.2024