Впереди паровоза. Как перспектива банкротства Tesla превращает Маска в Путина

21.06.2018 16:52 | Укррудпром

Деловая столица, 21 июня 2018. Опубликовано 16:25 21 июня 2018 года Компания Tesla в первом квартале показала почти $800 млн убытка, но Илону Маску пока удалось сохранить кресло главы правления.

Помните ставшую интернет-мемом фразу Тони Старка (героя Роберта Дауни-младшего из серии фильмов по марвеловским комиксам) “Гений, миллиардер, плейбой, филантроп”? Отчасти у персонажа из “Мстителей” есть реальное воплощение — основатель SpaceX, PayPal и Tesla Илон Маск. Фигура, пожалуй, даже более культовая, нежели покойный Стив Джобс. Он плодит амбициозные футуристические идеи, многие из которых реализуются или же имеют все шансы на успех. Безусловно, к таким относятся и компания SpaceX, получившая контракты от NASA, и тот же Hyperloop, и многое другое. И вроде бы электрокары Tesla. Но так ли это на самом деле? Ведь информационный шлейф, тянущийся за этими электромобилями, не такой уж и позитивный. Да что тут говорить, компания не вылезает из череды скандалов и негативных сводок с финансовых рынков.

Маск претендовал на статус пионера электромобилестроения, однако еще по результатам 2017 г. немецкие и японские производители обошли Tesla: первые — по количеству проданных электрокаров, вторые — с выпуском дальнобойного тягача. Тогда компания попыталась оправдаться задержками с поставками батарей для Model 3. Что выглядело не очень убедительно, особенно для инвесторов. Потому февральское пиар-шоу с запуском Tesla верхом на SpaceX под песню Дэвида Боуи представляется в совершенно ином свете. Мир рукоплескал: ай да Маск, ай да придумщик. Но когда эйфория утихла, ком проблем оказался еще больше.

Tesla до сих пор никак не удается ликвидировать множество наличествующих производственных проблем со своей четырехколесной продукцией. Мало того, в конце марта в Калифорнии насмерть разбился инженер Apple, сидевший за рулем Model X. Считается, что с автопилотом возникли проблемы, в итоге воспламенились батареи, хотя вроде как не должны были. Это, к слову, вторая смертельная авария. Предыдущая случилась два года назад. Но что сделал Маск? Побежал впереди паровоза и слил детали происшествия до окончания расследования, еще и отпустил в “Твиттере” шуточку о банкротстве компании. Чем возмутил одновременно и Национальное агентство по безопасности на транспорте, и акционеров.

Финансовые проблемы компании нарастали. В I квартале убыток составил порядка $785 млн, при этом наблюдалось увеличение расходов на операционную деятельность — до $328,6 млн. Из-за затянувшегося запуска в серию Model S (а Маск еще и обещал повторить прошлогодний рекорд — 5 тыс. машин в неделю) капитализация Tesla снизилась на 8,8%. По состоянию на 20 июня она составляет $64,69 млрд. Как результат, Moody"s Investors Service ухудшило рейтинги компании, а аналитики Bloomberg вынесли куда более суровый приговор — банкротство уже в августе. Дошутились, мол, господин Маск.

Да так, что столкнулся с возможной потерей поста главы правления Tesla. Благо пронесло и акционеры, как писала The Washington Post, решили дать ему еще один шанс. Почему? Харизма? Обещания? Вера в удачу Маска? В любом случае он остался у руля, дрожащим голосом заявив после голосования, что компания пережила “самые мучительные, адские нескольких месяцев из всех, что когда-либо были”. Правда, злоключения Илона Маска на этом не закончились. Хотя бы потому, что есть иск к нему от акционера компании Ричарда Торнетты, который требует уменьшения суммы компенсационного пакета главы компании ($2,6 млрд) и реорганизации всего совета директоров ради защиты интересов инвесторов. Так что Маску необходимо всех поразить прибылями — или же устроить очередное пиар-шоу по примеру февральской космической миссии.

И, судя по всему, глава компании выбрал второй сценарий. По той причине, что Tesla и далее переживает серьезные трудности с организационно-техническим процессом. Так, перед голосованием правления компании, 4 июня, в Business Insider появился большой материал, автором которого является Линетт Лопес. Она пишет, что получила доступ к внутренней документации Tesla и плотно пообщалась с сотрудниками компании. Статья посвящена неоправданно крупным расходам на металлолом, наличию брака, откровенно нерациональному подходу самого Маска к управлению.

Во-первых, потери компании на лом в прошлом году составили $150 млн. Gigafactory (Невада), который производит батареи, электродвигатель, инвертор и коробку передач, поставляет эту продукцию для сборки, однако при этом на каждые 2,5 тыс. единиц — тысяча несоответствующего качества. 40% сырья, используемого для производства батарей и блоков, вместо возвращения на завод попросту утилизируются. Причем на огромной свалке, согласно статье, запросто можно найти легковоспламеняющийся материал, используемый для создания литиевых батарей.

Во-вторых, стало известно, что один из роботов, занятых в обработке батарейных модулей, наделал кучу дырок в этих модулях через пластиковый корпус. Дефектные батареи утилизировали? Нет, Лопес утверждает, что их подклеили и поставили в авто. В компании, конечно, все отрицают.

Ну, и в-третьих, собеседники издания рассказывают, что Маск попросту одержим увеличением скорости выпуска машин. Для чего порой принимает странные решения вроде частичного отказа от автоматизации, поскольку некоторые роботы работают медленно. Например, по его распоряжению, о чем идет речь во внутреннем электронном письме, выключили крайне важную маркировку “генеалогии” на конкретном компоненте аккумуляторной батареи. Такая маркировка позволяет в кратчайшие сроки обнаружить и заменить дефектную деталь.

Как отреагировал сам Маск на такого рода публикации, когда буря в руководстве компании миновала? Извинился или дал развернутые объяснения? Нет, 12 июня он выступил с критикой в адрес современной журналистики. В лучших традициях объявившего крестовый поход против фейк-ньюс Дональда Трампа, с которым отказался ранее сотрудничать. Мало того, он даже пообещал запустить сайт для оценки уровня доверия к СМИ под довольно странным названием Pravda. Кстати, по информации журналиста Марка Харриса, компания Pravda была зарегистрирована в октябре 2017 г. одним из сотрудников Маска. Но почему “Правда”? Почему не Truth? Или сайт, с одной стороны, будет заниматься оценкой СМИ, а с другой — публиковать в духе всем известной советской газеты хвалебные оды главе Tesla? То есть Маск перейдет к следующей стадии — от Трампа к Путину?

Видимо, таким образом Илон Маск намерен бороться с негативной информацией о компании. Что до финансовых проблем, то также 12 июня он анонсировал реорганизацию компании и увольнение 9% работников. Увольнения не коснутся людей, занятых производством проблемной Model 3.

Однако, безусловно, этих мер явно недостаточно, чтобы перекрыть отрицательный фон. Потому-то, вероятно, на свет и появилась история с саботажем. Так, накануне Маск отправил письмо всем подчиненным, в котором сообщил о “кроте”, сливавшем внутреннюю информацию компании третьей стороне. Через два дня глава Tesla назвал имя — Мартин Трипп, работавший технологом. По словам Маска, Трипп для получения коммерческих данных использовал хакерское ПО и передал гигабайты ценной информации, среди которых конфиденциальные фото- и видеоматериалы. Бывший технолог уже во всем сознался, а компания оперативно подала на него в суд. Мало того, именно Трипп, согласно иску, очевидно, и был тем источником Business Insider, который рассказал о дефектных деталях.

В сухом остатке имеем: у Tesla финансовые и технические проблемы, которые по-прежнему не имеют четко обозначенного Маском разрешения; глава компании переложил ответственность на СМИ и “крота”. Вопрос теперь в том, “прокатит” ли такой подход или же прогноз Bloomberg станет реальностью.

Владислав ГИРМАН

Додати коментар

Користувач:
email:





На біржі ринок диктує правила,
Тут влада має інший характер.
Але тільки в цьому гроші не згорять,
І вкладники зможуть виграти у змаганні.

- Fin.Org.UA

Новини

20:34 - Україна та Польща підписали Меморандум про співробітництво у сфері енергетики
19:42 - Герман Галущенко в Одесі: Ворог повернувся до масованих атак по енергосистемі, але ми впораємось
19:36 - Міноборони ініціювало роботу над законодавчим визначенням поняття «кібервійна»
18:49 - Ігор Клименко зустрівся у Варшаві з родинами загиблих нацгвардійців
18:38 - Руслан Стрілець та Пауліна Генніг-Клоска домовилися про посилення українсько-польської співпраці у сфері захисту довкілля
18:28 - Ольга Стефанішина та Міністр у справах ЄС Польщі Адам Шлапка провели першу зустріч у межах польського-українського діалогу щодо євроінтеграції
18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:07 - УОП оновлює систему закупівель: тендери повертають на Prozorro 
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави
16:55 - "Зелена" генерація допомагає уникнути відключень світла в Одеській області
16:44 - Уряди України та Польщі реалізовують спільні кроки для розблокування кордону, — Прем’єр-міністр
16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон
16:12 - Втрати від виходу іноземних компаній з московія оцінюються у понад 100 мільярдів доларів - Reuters
16:10 - Олександр Порхун: Перші поховання на Національному військовому меморіальному кладовищі можуть відбутися наприкінці літа – на початку осені 2024 року
16:07 - Туск після переговорів зі Шмигалем: Ми близькі до того, щоб знайти рішення
16:06 - Майже 170 тисяч документацій із землеустрою та оцінки земель оцифрували землевпорядники Львівщини
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
15:57 - Порядок документування страхових виплат фізичним особам для цілей оподаткування буде оновлено
15:55 - Голова Фонду держмайна України Віталій Коваль зустрівся з Надзвичайним і Повноважним Послом Королівства Нідерландів в Україні Єннесом де Молом
15:44 - Експорт 4 видів агрокультур: ліцензії видаватимуться з погодженням з Польщею
15:39 - Україна та Польща підписали меморандум про взаєморозуміння у сфері охорони здоров’я
15:32 - Ігор Клименко зустрівся із Міністром внутрішніх справ та адміністрації Польщі Марціном Кєрвінським
15:30 - "Укрнафта" розпочала ребрендинг мережі АЗС Glusco
15:24 - Новий міжнародний залізничний маршрут Київ — Кошице планується запустити цього року, - Мінінфраструктури
15:20 - Понад ₴21,6 мільярда податків і зборів сплатив Київстар за 2 останніх роки
15:18 - Цього року планується запустити залізничний маршрут з Києва до Словаччини


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024