Мечты о крепкой гривне. Как правильно бить по инфляции и нужно ли это делать

20.06.2018 07:56 | Укррудпром

Деловая столица, 19 июня 2018. Опубликовано 07:40 20 июня 2018 года Удержание инфляции должно быть основной заботой в развитых странах. Нам же важнее стимулировать рост экономики и сделать предсказуемым курс гривни.

Глава НБУ Яков Смолий в своем недавнем, можно сказать, программном интервью обозначил те реперные точки развития финансовой системы, по которым Нацбанк будет сверять регулятивную навигацию, а также выделил магистральные направления монетарной политики.

Что кается суверенного монетарного механизма, здесь, к сожалению, декларируется все то же инфляционное таргетирование, которое, как показала практика, весьма удаленно коррелирует с потребностями украинской экономики, учитывая ее структуру, а также не позволяет в нашей монетарной парадигме достигать ключевой цели — высоких темпов экономического роста. Как говорится, мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус. В роли кактуса в данном случае выступает индекс потребительских цен.

По доброй традиции, у Смолия — ни слова из уст о необходимости применения курсового коридора, хотя глава Нацбанка достаточно четко подметил один из ключевых блоков на пути привлечения в страну иностранных инвестиций — крайне ограниченный горизонт планирования и относительно высокие уровни девальвационно-инфляционных ожиданий бизнеса и населения. В развитых странах горизонт планирования составляет от пяти лет и выше, в связи с чем там можно успешно реализовывать наукоемкие и инновационные бизнес-проекты, связанные с длительным периодом нулевого цикла и значительным временем на коммерческую адаптацию. В развивающихся странах — от трех до пяти лет, в результате чего там размещаются преимущественно сборочные производства, то есть проекты, которые базируются на уже запущенных в потребительский оборот товарах.

В Украине до кризиса 2014-2016 гг. горизонт планирования составлял примерно два года. Сейчас он сократился до шести месяцев: например, зимой можно с долей вероятности определить, что курс гривни летом укрепится, а летом можно сделать более-менее точную оценку годовой инфляции. Зато осенью достаточно трудно установить зимний курс национальной валюты и в январе оценить будущую годовую инфляцию. Любой уход курса гривни в сторону девальвации очень быстро ретранслируется через цену импортных товаров, сырья и топлива в себестоимость продуктов с высоким уровнем переработки, прежде всего — продовольственных. В то же время цикличное укрепление курса национальной валюты если и влияет на снижение себестоимости, то не так “эластично”.

В погоне за низкой инфляцией нельзя забывать и о так называемых коэффициентах Маршалла, которые показывают уровень монетизации экономики, а рассчитываются они как отношение денежной массы к ВВП. Если взять азиатские страны, многие из которых имеют сырьевую специализацию и являются переходными, то можно увидеть четкую зависимость между уровнем монетизации и экономическим развитием. Самые богатые страны имеют, как правило, очень высокий уровень монетизации и при этом достаточно низкие показатели инфляции. Так, в экономиках с уровнем ВВП в размере $10-50 тыс. на душу населения денежная масса превышает ВВП (уровень монетизации более 130%), а инфляция находится в пределах 0-3%. Развивающиеся страны (ВВП на душу населения $2,6-10 тыс.) характеризуются средним уровнем монетизации в 50-60% и инфляцией до 8%. Самые бедные страны имеют низкий уровень монетизации (35-40%) и инфляцию выше 8%. Это, как правило, сырьевые экономики с высоким уровнем трудовой миграции и коррупции.

Украина в результате жесткого ограничения уровня монетизации экономики опустилась в корзину самых бедных стран: ВВП на душу населения ниже $2,5 тыс., инфляция от 12 до 14% за последние годы. Одна из причин этого — низкий уровень монетизации нашей экономики.

Источник: НБУ

Инфляционное таргетирование — это достаточно эффективный инструмент для развитых стран, которые решили базовые задачи своего экономического развития, и единственное, что им теперь нужно, — это умеренная ценовая динамика и макроэкономическая стабильность. Но это явно не про нас.

Источник проблем украинской экономики надежно спрятан, но только не в яйце и утке, а в сырьевом характере ее роста. Получается весьма простая модель в виде уравнения с тремя неизвестными: мировые цены на сырье, курс гривни, потребительская инфляция. Наша экономика “взлетает” на фазах роста мировых сырьевых рынков (зерно, металл, “семечка”, руда). Товары с высоким уровнем добавочной стоимости, которые менее линейно зависят от фаз сырьевого роста, составляют в структуре нашего экспорта менее 10%, а внутренний рынок ниже тех 80% ВВП, которыми могут похвастать развитые страны (у нас данный показатель колеблется в диапазоне 55-60%). Таким образом, наш валовой продукт большей частью абсорбирует в себя рост мировых цен на сырье без амортизатора в виде сектора услуг. А так как эти цены номинированы в долларах и евро, то любой скачок мировых рынков сырья на 20-30% приводит не только к росту нашего ВВП на 2-3%, но и моментально конвертируется в показатели инфляции: вначале промышленной, которая первая реагирует на рост цен на сырьевые товары, а затем и потребительской (когда возросшая стоимость необработанного сырья приводит к росту цен на продукты питания с высоким уровнем переработки). Кроме того, не стоит забывать, что высокий уровень цен на традиционное украинское сырье зачастую совпадает с ростом котировок на нефть, уголь и газ. А у нас сейчас практически все энергоресурсы определяются по импортному паритету.

В этих условиях у НБУ, по сути, есть два варианта действий: воспользоваться благоприятной конъюнктурой на мировых рынках и ростом нашего экспорта, усилить выкуп валюты на внутреннем рынке в свои золотовалютные резервы и смириться с высоким уровнем инфляции, или минимизировать пополнение ЗВР, с тем чтобы гривня резко укрепилась и ее ревальвация сдержала рост внутренних гривневых цен на сырье и обуздала потребительскую инфляцию.

Источник: Госстат

Как видно на графике, в Украине наблюдается очень четкая корреляция между динамикой инфляции и ростом ВВП. Возьмем 2003-2004 гг., когда наблюдались самые высокие показатели роста валового продукта в размере 10,5 и 12,6% соответственно. В этот период инфляция разогрелась с 8,2 до 12,3%. Самое интересное, что в Украине уже ранее был достигнут столь долгожданный таргет НБУ по инфляции в размере 5%. И случилось это в 2011 г. Затем ценовая динамика и вовсе нырнула в дефляцию: в 2012-м — минус 0,2%, а в 2013-м — минимальный рост цен на 0,5%. Все это привело к замедлению роста ВВП до 0,4-0,3% в период 2012-2013 гг. Естественно, данная корреляция “разрывалась” во время двух системных кризисов 2008 г. и 2014-2015 гг. — в эти периоды экономика погружалась в чрезвычайно токсичный уровень инфляции и динамика ВВП имела отрицательные значения.

А в последние годы отмечается оживление внутреннего спроса, который оживляет также и рост ВВП, и ускорение инфляции. И изменить ситуацию можно лишь жесткими монетарными методами, вот только как это отразится на том же экономическом росте? Пока же мы видим четкий “боковой тренд” в темпах роста потребительских цен и ВВП: инфляция в интервале 12-14% и сопутствующий ей рост валового продукта в пределах 2-3%.

Как быстро расти сырьевой экономике, завязанной на мировые цены, с низкими темпами инфляции, в НБУ, похоже, не знают или не рассчитывают на быстрое восстановление. Кроме того, за пределами монетарного регулирования Нацбанка осталась инфляция промышленная, которая бушует у нас, как степной ветер на равнине: 35,7% в 2016-м и 16,5% в прошлом году. Цели экономического роста требуют корректировки и данного индикатора, который должен превышать потребительскую инфляцию не более чем на 2-3% и ни в коем случае не уходить ниже ее горизонта, ведь это явный предвестник кризиса в реальном секторе экономики. Инструментарий для регулирования здесь ограничен, но его можно эффективно применять, корректируя курс национальной валюты: в случае роста цен на мировых сырьевых рынках — укреплять гривню, а в случае снижения — сдерживая темпы девальвации и срезая “курсовые горбы”.

Кстати, преимущества двойного метода контроля уровня инфляции с помощью повышения учетной ставки и укрепления гривни в НБУ смогли оценить по итогам первого полугодия этого года. Если весной прошлого года Валерия Гонтарева перед уходом понизила учетную ставку, что привело к выходу инфляции не только из базового коридора таргетирования, но и к превышению параметров 2016 г., то уже в этом году в Нацбанке очень грамотно сделали несколько шагов по увеличению базовой ставки до 17% и предприняли достаточно резвое укрепление курса национальной валюты. И результаты не заставили себя долго ждать: по итогам мая инфляция снизилась до нуля и вышла на уровень ниже прогнозируемого. На данный момент у регулятора есть все предпосылки удержать ее на уровне 10-12% за год.

Источник: НБУ

То, что проблему инфляции в Украине невозможно решить без таргета курса, становится понятно при сравнении базовой и небазовой инфляции. Напомним, первая показывает рост цен на продукты питания с высоким уровнем обработки, импортные товары, кроме топлива, и услуги, кроме административно регулируемых, а вторая — цены на сырье с низким уровнем обработки, топливо и административно регулируемые услуги. В 2016 г. разрыв между этими видами инфляции составлял почти трехкратный размер: 5,8% против 17,5%. В 2017-м он сузился: 9,5% против 19,4%. Очевидно, что если динамика базовой инфляции может регулироваться монетарными методами (учетной ставкой, размером денежной массы), то небазовая — лишь антиинфляционными мерами регуляторов цен и Антимонопольного комитета и курсовой политикой НБУ. Если цены на топливо на мировых рынках растут, то сделать бензин приемлемым по цене можно лишь с помощью скоординированной налоговой и антимонопольной политики, а также сезонно укрепляя гривню в период повышенного спроса на топливо, например, весной и летом.

Значит, без суверенной курсовой политики любые действия НБУ на достижение ценовой стабильности будут напоминать действия боксера, у которого порваны связки на одной руке. Бить инфляцию нужно с двух рук. Самым большим негативом в нынешней политике НБУ можно назвать даже не пресловутое инфляционное таргетирование, которое рассматривается оторвано от целей и задач развития реального сектора экономики и создания предпринимательских стимулов. Наибольший негатив — это отказ от суверенной курсовой политики. Данная ситуация тем более катастрофична, если учесть, что Украина начала глобальную перестройку концепции внешних рынков с Востока на Запад, то есть с рынков стран с относительно неустойчивыми валютами (рубль, тенге, белорусский рубль) на рынок с мощной мировой валютой — евро. Напомним, что при создании европейской валютной системы для адаптации слабых валют периферийных стран был введен так называемый режим “курсовой змеи”. Пределы колебаний европейских валют друг к другу были сужены до ±1,125 %, а к доллару — до ±2,25 %. В дальнейшем курсовой коридор был расширен до ±15 %.

В нашем случае отказ от суверенной курсовой политики и переход к режиму инфляционного таргетирования — это перепрыгивание на несколько ступеней вперед. Возможно, когда уровень сырьевых отраслей в структуре экспорта сократится до 15-20%, а удельный вес третичного сектора экономики (услуги, наука, образование, медицина), напротив, вырастет до 70-80% ВВП, тогда таргет по инфляции в размере 5% и станет единственной заботой центрального банка. Но для этого нужно пройти тяжелый путь институционального созидания и структурной перестройки, а здесь нужны действенные монетарные стимулы. И инвесторы в Украине пока не столько боятся динамики потребительской инфляции, как непредсказуемости курса гривни, ведь, заходя на украинский рынок, любой инвестор открывает гривневую валютную позицию и ему далеко не безразлично, по какому курсу он ее закроет, например, через лет пять или десять. Курсовой коридор мог бы частично ответить ему на этот сакраментальный вопрос инвестирования по-украински.

Что касается состояния банковской системы, то здесь нельзя не согласиться с Яковом Смолием относительно того, что неэффективность судебной системы и низкий уровень защиты прав кредиторов сдерживают поступательное развитие вперед. Также система завалена проблемными активами, которые составляют до 50% от общего размера баланса. Расти с таким “прицепом” — это как выигрывать гонки с дополнительным грузом на колесах. Но есть и другие факторы. Как кредитовать с учетной ставкой в 17%, когда государство с помощью своих финансовых инструментов, как гигантский “гривнесос”, вытягивает на себя всю свободную рыночную ликвидность. Вот и получается, что деньги в стране вроде как есть, но направляются они преимущественно на покупку ОВГЗ или депосертификатов НБУ. Если учетная ставка составляет 17%, значит, реальное кредитование возможно под 25% и выше. В таких условиях кредиты не живут — это все равно, что нагреть аквариум до 80 градусов — рыбки сварятся. Сколько бизнесов в Украине обладают рентабельность выше 25%? Кроме криминальной триады — это лишь простые сырьевые циклы в сельском хозяйстве: посеял, вырастил, собрал, продал, или розничная торговля. Развивать сложные бизнес-проекты с нулевым циклом в два-три года в таких условиях практически невозможно, а брать кредиты под 25%, когда уровень рентабельности 10-15%, — это прямой путь к банкротству. Кроме того, в результате так называемой очистки банковской системы мы получили лишь квазигосударственную финансовую систему, где до 60% активов/пассивов принадлежит государственным банкам.

Радует лишь то, что в Нацбанке уже появились готовность к диалогу и желание видоизменять свою политику сообразно запросам общества и реального сектора экономики.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Bull or bear, who knows,
Fortunes won and fortunes lost,
The market humbles.

- Fin.Org.UA

Новини

13:38 - Газовики Дніпропетровщини отримали обладнання для ремонтів від чеських партнерів
13:04 - При призначенні пенсії українцям, які працювали за кордоном, зараховуватиметься страховий стаж, одержаний в інших країнах
12:59 - Мінінфраструктури: Новий грантовий конкурс на відновлення багатоквартирних будинків для громад
12:34 - Мінінфраструктури: Більш ніж 65 тисячам українців погоджено виплати за програмою єВідновлення
12:29 - Ольга Стефанішина зустрілась з заступником Генерального секретаря НАТО Скоттом Бреєм, який вперше відвідав Україну
12:29 - Кабмін вніс столичний готель "Україна" до переліку великої приватизації
12:20 - Україна отримала від ВООЗ набори допоміжних засобів із реабілітації для комплектації кабінетів асистивних технологій
12:17 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
12:16 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
12:14 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
12:13 - Порядок внесення змін до деяких облікових даних юридичних осіб та їх відокремлених підрозділів, відомості щодо яких містяться в ЄДР
12:09 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
12:07 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору
12:07 - Апеляційна палата ВАКС визнала невинуватим ексголову Рахункової палати Пацкана
12:06 - Із 120 тонн проданого бурштину з України легальні тільки десь 40-50 – Мазепа
12:00 - Пресбрифінг щодо рішень Правління Національного банку з монетарної політики
11:58 - Як знятися з обліку ВПО?
11:50 - Енергетична ситуація в регіонах станом на 25 квітня
11:47 - В які строки фізична особа має право на проведення звірки даних, використаних контролюючим органом для розрахунку загального МПЗ?
11:36 - У березні підприємці отримали кредитів на майже 4 мільярди за державними гарантіями на портфельній основі
11:29 - Акції Meta впали на 19% після оприлюднення планів збільшення інвестицій у ШІ
11:00 - У порт великої Одеси вперше з 2022 року зайшов "справжній" контейнеровоз з Китаю
10:54 - Попри зниження споживання на 10%, Україна все ще відчуває дефіцит електроенергії
10:43 - Ситуація в енергосистемі станом на 25 квітня
10:32 - BHP пропонує купити конкурента Anglo American за майже $39 мільярди
10:27 - Кредитний рейтинг Boeing впав через вплив проблеми з контролем якості на грошовий потік
10:21 - Руслан Стрілець: Німеччина – надійний партнер України
10:07 - Мінфін: У березні підприємці отримали 1 037 кредитів на 3,9 млрд гривень за державними гарантіями на портфельній основі
09:31 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
09:30 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024