В Украине вводят новые валютные правила: что нужно знать и чего стоит опасаться

21.05.2018 15:24 | Укррудпром

Апостроф, 21 мая 2018. Опубликовано 15:02 21 мая 2018 года Валютный рынок ждет либерализация, но гайки при этом все еще могут закрутить.

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект “О валюте”. Документ призван упорядочить валютное регулирование в стране, которое на сегодня определяется декретом правительства от 1993 года. Законопроектом предусмотрена существенная либерализация валютного рынка Украины, но при этом в нем заложены довольно серьезные риски. “Апостроф” проанализировал основные достоинства и угрозы принятого документа.

Верховная Рада 17 мая приняла в первом чтении законопроект “О валюте”. Документ должен заменить собой весь массив нормативных актов, касающихся валютного регулирования в Украине. На сегодня главным таким актом является декрет Кабинета министров “О системе валютного регулирования и контроля”, который был принят в далеком 1993 году.

Инициатором нового законопроекта о валюте является президент Петр Порошенко, который отметил, что после принятия документа все, что не запрещено, будет разрешено. Самой же разработкой законопроекта занимался Национальный банк Украины.

Что нового

Одно из новшеств законопроекта — отмена индивидуальных лицензий для инвестирования за рубеж. Сейчас украинцы должны получать от Нацбанка разрешение на осуществление таких операций. Даже после значительной либерализации, проведенной в 2017 году, наши граждане получили возможность выводить за границу до $50 тыс., но для этого они должны получать от регулятора электронную лицензию, которая действует по уведомительному принципу. После вступления в силу закона о валюте требование о получении такой лицензии будет упразднено.

Также немаловажным моментом является предложение отменить контроль за мелкими валютными операциями. На сегодня рассматривается возможность освободить от финансового мониторинга все валютные операции на сумму до 150 тыс. грн.

Законопроект, кроме того, предусматривает существенную либерализацию для субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — импортеров и экспортеров. Так, снимаются ограничения по срокам для расчетов по операциям ВЭД. В связи с этим упраздняются санкции за несоблюдение сроков таких расчетов, что могло повлечь за собой даже прекращение внешнеэкономической деятельности.

Необходимая либерализация

По словам директора экономических программ аналитического центра “Украинский институт будущего” Анатолия Амелина, законопроект хорош, прежде всего, тем, что он актуализирует документ, который был принят в начале 1990-х годов.

“Но мы говорим о первом чтении, и выводы можно будет делать, когда будет текст второго чтения”, — при этом отметил эксперт в комментарии “Апострофу”.

В свою очередь, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран сказал изданию, что принятый за основу законопроект “обобщает практику валютного регулирования, которая сложилась за период независимости Украины, и выводит ее из-под декрета Кабмина”.

 

С этим согласен финансовый эксперт Алексей Кущ. “Основная функция — прекращение действия декрета о валютном регулировании и перенос всех регулятивных вопросов в ведение Национального банка”, — сказал он “Апострофу”.

Однако кто выиграет от принятия этого закона в первую очередь?

Виталий Шапран отмечает важность документа с точки зрения либерализации операций населения с валютой за рубежом. “К сожалению, много кто из украинцев законодательство, предусматривающее получение валютных лицензий, не соблюдал, люди открывали счета за рубежом без индивидуальных лицензий НБУ. Как показала практика, нарушая наше законодательство, наши граждане отрезали себе путь к судебным спорам с зарубежными банками и инвесткомпаниями. Принятый закон фактически упорядочивает этот вопрос и должен улучшить правовые позиции граждан, имеющих активы за рубежом”, — пояснил специалист.

В свою очередь, старший аналитик Forex Club Андрей Шевчишин полагает, что “категорических изменений” для населения этот закон не принесет.

“Да, мы переходим в зону либерализации, более эффективного курсообразования, но для населения категорических изменений не произойдет, кроме некоторого упрощения операций купли-продажи и, соответственно, использования различных (платежных) систем, в том числе глобальных”, — рассказал он.

 

По словам Шевчишина, в большей степени законопроект нацелен на компании и иностранных инвесторов — “для повышения инвестиционной привлекательности страны, более прозрачного входа и выхода инвестиций и, в связи с этим, регулирования рынка”.

Кот в мешке

При этом у законопроекта есть и серьезные минусы.

“Данный закон, который называют президентским, с одной стороны, убирает большое количество регуляций, которые прописаны в декрете, с другой стороны, наделяет правом эти регуляции усиливать и на свое усмотрение устанавливать Национальному банку без каких-то жестких ограничений. Исходя из формы, все выглядит, конечно же, либеральнее, чем было, но, исходя из сути, это — усиление президентской ветви власти (глава НБУ утверждается Верховной Радой по представлению президента, — “Апостроф”), можно в какой-то степени сказать, что независимости Национального банка, но независимости еще и президента от исполнительной ветви власти, которая потенциально может быть балансиром. Соответственно, если у нас будет хороший — профессиональный, стратегический, насколько это возможно независимый — глава Национального банка, данный закон очень в плюсе. Если же у нас будет марионетка в руках не самого хорошего лидера страны — у нас в 2019 году выборы — то это будут риски для экономики”, — рассказал Анатолий Амелин.

По мнению Андрея Шевчишина, наверняка останутся ограничения по “движению внутреннего капитала”, что не позволит украинцам осуществлять масштабные инвестиции за рубежом (на сегодня граничная сумма таких инвестиций составляет $50 тыс.). Кроме того, отметил эксперт, НБУ будет иметь право вводить ограничительные меры на валютном рынке в случае возникновения кризисных ситуаций.

Алексей Кущ, в свою очередь, обратил внимание на то, что регулятор будет наделен правом вводить подобные ограничения на шесть месяцев, и такие меры могут оказаться даже более жесткими, чем во время экономического кризиса 2014-2015 годов.

Кроме того, по его словам, в соответствии с законопроектом, НБУ должен разработать всю нормативно-правовую базу, которая будет регулировать валютные операции. “По сути дела, этот закон — кот в мешке, и мы даже не знаем, что Национальный банк разработает. Может быть, он предложит нечто более жесткое, чем было в декрете — от этого никто не застрахован”, — заявил специалист.

Кроме того, либерализация не заработает в полной мере, пока Украина не перейдет на международные стандарты валютного и налогового контроля. Украина должна до конца 2018 года подписать Многостороннюю конвенцию (MLI — Multilateral Instrument), так как в противном случае страна может угодить в “черный список” налоговых убежищ ЕС. MLI является соглашением, присоединившись к которому страна получает возможность одновременного внесения изменений во все или некоторые действующие Конвенции об избежании двойного налогообложения. Это соглашение является частью Плана действий BEPS (Base erosion and Profit Shifting) по противодействию размыванию базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

“Эти стандарты очень жестко бьют по большому бизнесу, они заставят наших олигархов платить налоги. Поэтому сегодняшней власти принять эти стандарты — все равно, что выстрелить себе в ногу. Я думаю, что до выборов этого ждать не стоит”, — прогнозирует Алексей Кущ.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





The markets are fickle,
Responding to news and trends,
Investors hold on tight.

- Fin.Org.UA

Новини

19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян
15:59 - Мін’юст: Презентовано програму PACE.UA щодо реформування пенітенціарної системи України
15:57 - Потрібно використати всі інструменти для оздоровлення дітей із вразливих категорій, - Мінреінтеграції
15:56 - НБУ розглядає зняття обмежень на виведення валюти для обслуговування старих боргів - Пишний
15:50 - Активи колишніх “дочок” росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
15:43 - У Києві відбулося офіційне відкриття та перше засідання Керівного комітету проекту Ради Європи DECOPRIS
15:37 - Ситуація в енергосистемі стабільна, – Руслан Слободян
15:35 - Meta втратила 200 мільярдів доларів капіталізації після квартального звіту
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024
15:30 - В Брюсселі розпочалися роз’яснювальні зустрічі Єврокомісії та України по темі сільського господарства
15:16 - Морський експорт бензину з московії впав до піврічного мінімуму: яка причина
15:07 - Микола Колісник: Поглиблення українсько-болгарської співпраці посилить енергетичну безпеку регіону
15:04 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
15:03 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
15:01 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
15:00 - Щодо вимог законодавства до суб’єктів господарювання, які здійснюють розрахункові операції
15:00 - Активи колишніх «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
14:58 - Листування з контролюючими органами через Електронний кабінет
14:57 - До уваги ФОПів – платнків єдиного податку першої – третьої груп!
14:56 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024