Взять и не сделать

22.10.2017 08:16 | Укррудпром

Зеркало недели, 20 октября 2017. Опубликовано 08:26 22 октября 2017 года Почему Украина не реализует инвестиционные проекты МФО и ей не стыдно.

В начале октября Украина получила очередной кредит в размере 400 млн евро для поддержки малого и среднего бизнеса, на этот раз от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). 

На самом деле мы его уже получали в 2015 г. и за два года должны были бы эти средства раздать мелким предпринимателям, стимулируя их рост. Не сложилось: к июню 2017-го выборка средств так и не началась, льготный период погашения кредита прошел, а денег бизнес так и не увидел. Только 50 тыс. евро комиссионных зря потратили. А до этого, в 2012-м, мы договорились о предоставлении небольшого, миллионов на десять евро, кредита от KfW для тех же малых предпринимателей, но тоже ничего не раздали. Очевидно, предчувствуя, что и нынешние 400 млн никто не увидит, правительство уже договорилось со Всемирным банком о выделении нам еще 150 млн долл. для поддержки все тех же мелких предпринимателей и еще 400 млн евро — малого и среднего бизнеса, занятого в агросекторе. Гарантийные соглашения уже подписаны, только нет никаких гарантий того, что малый бизнес эти деньги получит, да и что они вообще когда-нибудь придут в Украину.

Увы, ситуации не помогли заверения правительства и лично премьер-министра Владимира Гройсмана, что в сфере реализации проектов за средства доноров будет наведен порядок. Не исправили ее и заявления наших международных партнеров, что прогресс будет и очень скоро. Мы по-прежнему пишем красивые проекты, мастерски проводим переговоры, торжественно сообщаем о выделении очередной помощи. Но саму помощь забирать не спешим — кредиты не выдаем, дороги не строим, инфраструктуру не модернизируем. Все силы бросаем на написание новых проектов и выделение новых кредитов. Нашему портфелю проектов с МФО позавидовали бы многие страны, пока не увидели бы реальные результаты этого сотрудничества.

 

 Анализ использования средств МФО, проведенный Счетной палатой, свидетельствует о систематическом невыполнении плановых показателей выборки кредитных средств в 2014-м, 2015-м и 2016 г. и, соответственно, о неудовлетворительном уровне их использования. Парадоксально, но чем больше создается рабочих групп, чтобы исправить ситуацию, тем хуже выборка. Если в 2014 г. показатель выполнения составил 70,5%, то в 2015-м — уже только 47,5, а в 2016-м — всего 42,4%.

На сегодняшний день портфель активных инвестиционных проектов МФО на стадии реализации состоит из 33 проектов на общую сумму около 3,1 млрд долл. и 4,8 млрд евро. Внушительные деньги, это больше, чем мы можем привлечь от МВФ, и больше, чем смогли получить на рынках внешних заимствований. А главное, это очень дешевый ресурс со ставками порядка 0,5—1% годовых и сроком погашения 15—25 лет. 

Бонусом к этому ресурсу, как правило, идут инновационные проекты, обучение нашего персонала, выездные тренинги, актуальные IT-решения и прочие достижения прогрессивного человечества, которыми с нами готовы поделиться кредиторы, если мы только проявим инициативу и начнем не только просить деньги, но и брать их.

За период с 2014-го по 2016 г. привлечено 2,4 млрд долл. и 2,5 млрд евро, в том числе от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) — 2,1 млрд долл., Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — 300 млн долл. и 150 млн евро, от ЕИБ — 2,07 млрд евро и KfW — 367 млн евро. Успехи в их освоении более чем скромные, многие проекты реализованы лишь частично, сроки выполнения давно прошли и продлеваются из года в год. Темпы создания новых проектов и подписания соглашений о выделении очередных средств на те же нужды не ослабевают.

За последние годы структура нашего портфеля проектов МФО начала меняться, теперь в нем преобладают инвестиционные проекты, обеспечивающие энергоэффективность и энергонезависимость, а также модернизацию инфраструктуры и жилищно-коммунального сектора. Второй по объемам привлекаемых средств остается транспортная отрасль. Однако ни энергоэффективностью, ни хорошими дорогами мы пока похвастаться не можем, как, впрочем, и успехами в секторе ЖКХ.

В данный момент на этапе реализации восемь проектов МФО, касающихся развития транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве четырех автомобильных дорог, улучшении железнодорожного сообщения и строительстве метрополитена в Днепре. А еще об освоении 1,1 млрд долл. и 1,2 млрд евро на все эти цели. Ответственными исполнителями проектов являются — Укравтодор, Минфин и городская рада г. Днепра, соответственно. И по всем восьми проектам выборка средств неудовлетворительная.

И к стыду нынешнего правительства, темпы реализации многих проектов снизились именно при его каденции. Например, в 2012 г. Украина договорилась с Всемирным банком о выделении 450 млн долл. на реконструкцию автодороги М-03 Киев—Харьков на участке от города Лубны до Полтавы. Выборка средств по проекту, который должен закончиться в конце следующего года, на сегодняшний день составляет 53%. И что любопытно, в 2013-м и 2014 г. правительство умудрялось осваивать по 80—85 млн долл., а вот в 2015-м — только 44,6 млн, в 2016-м — лишь 20 млн, а за неполный 2017-й сумма не дотягивает даже до 8 млн. При такой динамике еще 260 млн мы за следующий год точно не освоим, а главное, хороших дорог европейского уровня в стране не добавится.

А вот что мешает реализации проекта по реконструкции системы водоснабжения в Черновцах? Войны там нет, все документы подписаны, ответственные в лице КП “Черновцыводоканал” есть, контролеры в лице Минфина, обладминистрации и горрады тоже, грант в 3 млн евро на разработку проектной документации получен. Чего еще не хватает, чтобы выборка по проекту, начатому в январе 2016-го, наконец началась? По плану, реконструировать водоканал должны к концу 2018-го, объективно и к 2020-му не управятся.

Проект развития городской инфраструктуры за 400 млн долл. начат в 2014 г. До сих пор на инфраструктуру потратили всего лишь 9 млн. Его суть в предоставлении предприятиям-участникам проекта помощи в улучшении качества и надежности их услуг. Например, в повышении эффективности использования энергии, восстановлении и замене поврежденных систем водоснабжения и водоотведения, переработке твердых отходов, решении проблемы очистки стоков и безопасной утилизации твердых бытовых отходов. Разве не благородное начинание? Видимо, нет, раз за все это время не нашлось желающих воплотить его в жизнь.

В течение последних трех лет на стадии подготовки находилось 32 совместных проекта Украины с МБРР, ЕБРР, ЕИБ и KfW. Из них начата реализация 23 проектов, три проекта отменили, так и не дождавшись адекватных действий с нашей стороны, а еще четыре совместных с ЕБРР и ЕИБ проекта на 1,6 млрд грн так долго готовились исполнителями, что сроки их реализации приходилось продлевать трижды. В среднем от подписания соглашения до начала реализации проходит от девяти месяцев до года. Что говорит о том, что с подготовкой у нас все так же плохо, как и с реализацией.

Наиболее критическая ситуация, по оценкам Счетной палаты, в секторе ЖКХ — процент выполнения планового показателя использования средств по этим проектам уменьшался ежегодно и в 2016 г. составил всего 10,4% (в 2014-м — 113,9%, в 2015 г. — 33,6%). Увы, итоги текущего года тенденцию лишь подтвердят. Подготовка чиновников на местах лучше не стала, а большинство этих проектов реализуется как раз на местном уровне.

Тенденция к уменьшению выборки наблюдается и по проектам, ответственным исполнителем которых является Минэнергоугольпром. В 2014-м на реализацию энергетических проектов выбрали 72% выделенных средств, в 2015-м — 64, в 2016-м — уже 55%.

Проблемными вопросами, негативно влияющими на состояние выборки средств МФО, являются отсутствие стратегий реформирования соответствующих секторов и сфер (энергетики, транспорта и пр.), необходимость внесения изменений в законодательство, которая всегда сопряжена с политическими рисками, неадекватно долгая подготовка тендерной документации, особенно на местах, и общая институциональная неэффективность как бенефициаров проектов, так и ответственных исполнителей. Для понимания динамики, всего за 2014—2016 гг. мы выполнили плановые показатели использования средств МФО на 49,4%, а в 2011-м — на 93, в 2012-м — на 78, в 2013-м — на 69%.

Неудовлетворительное состояние использования средств МФО — это результат неэффективного надзора и контроля над реализацией. К какой бы сфере ни относился тот или иной проект, его ответственным исполнителем в подавляющем большинстве случаев является профильное министерство или другой центральный орган исполнительной власти. И нынешнему правительству можно смело поставить неуд за проведенную работу, так как оно умудрилось ухудшить показатели, которые и раньше были далеки от идеальных.

Юлия САМАЕВА

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

01:20 - Rohingya refugees face immense health needs; UN scales up support ahead of monsoon season
01:20 - ‘There is no plan B,’ says Guterres, reiterating UN’s commitment to two-state solution to Israeli-Palestinian conflict
01:20 - South-eastern DR Congo at risk of humanitarian disaster of ‘extraordinary proportions,’ warns UN refugee agency
01:20 - Targeted support, reconstruction needed as displaced Iraqis return and rebuild their lives, urges UN agency
00:09 - Земельні торги в Києві 20.03.2018
23:18 - Узагальнена інформація стосовно виконаних угод з купівлі/продажу ОВДП на вторинному ринку за 2018 рік.
23:15 - ОВДП. які знаходяться в обігу. за сумою основного боргу
23:15 - Результати проведення планових розміщень облігацій внутрішньої державної позики 20 лютого 2018 року: + 1.176 млрд до бюджету
20:24 - ДФС: Інформація щодо припинення фінансування міжнародних проектів на українському кордоні некоректна
20:00 - Курси валют, встановлені НБУ на: 21.02.2018
19:40 - Україна продовжує політику реформ і готова запропонувати партнерам нові горизонти співпраці, – Володимир Гройсман на зустрічі з Главою МЗС Данії
19:40 - Запроваджені в Україні зміни дозволять отримати нову якість життя, – Володимир Гройсман
19:24 - Суд перенес рассмотрение дела о возвращении государству акций телеком-монополии Рината Ахметова
19:24 - В Кривом Роге зафиксировали землетрясение: подозревают ГОКи Рината Ахметова
19:24 - YouTube отказался удалить расследование об Олеге Дерипаске без решения российского суда
19:24 - Петр Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса
18:32 - Близкая к Петру Порошенко инвестгруппа помогает российским олигархам избавляться от украинских активов
18:32 - Межбанк закрылся долларом по 27,06
18:32 - 75% крупных компаний страны намерены увеличивать расходы на кибербезопасность
18:32 - Петр Порошенко предложил отменить электронное декларирование для менеджеров госкомпаний
18:32 - Аграрии призывают ЕБРР не кредитовать компанию Андрея Веревского и Виталия Хомутынника
18:32 - Украина продолжает получать налоги с оккупированных территорий
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 20.02.2018
17:40 - Евросоюз закрыл проект модернизации украинских пунктов пропуска на границе из-за саботажа чиновников
17:40 - За 4 года госдолг Украины вырос в 4 раза
17:40 - Со вчерашнего дня “Укрзализныця” начала начислять рыночную плату за пользование грузовыми вагонами
17:40 - Владимир Гройсмана просят снизить портовые сборы еще на 54%
17:40 - Избирательная принципиальность, или зачем депутату каолиновый скандал
17:20 - У Києві триває міжнародний форум "Unlimited: Мистецтво без меж"
17:20 - Уряд посилює контроль за смертністю і травматизмом на виробництві


Більше новин

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AVDK3.23.23.23.2320.00
AZST1.0861.1460.991.028425.00
BAVL0.31710.32110.31630.3209206485.00
CEEN15.5415.5415.23215.23510812.40
DOEN15.6716.7815.5516.2685576.60
GOLDI10.210.210.210.22040.00
IFGRUS2940.42940.42940.42940.45880.80
KUBI55.1355.1355.1355.137166.90
KVBZ1213.811213.8138598.00
LUAZ0.0140.0140.0140.0146860.00
MHPC3903903903903900.00
MSICH43504350435043508700.00
ODEN1.41.41.41.47000.00
UA00513928.38928.38928.38928.38458619.72
UA97016996.4996.4996.4996.4462329.60
UA97420961.35961.35961.35961.3591328.25
UNAF104.4108104.4105.6297377.00
UTLM0.1590.160.150.1546900.00

Дані за 20.02.2018