Взять и не сделать

22.10.2017 09:16 | Укррудпром

Зеркало недели, 20 октября 2017. Опубликовано 08:26 22 октября 2017 года Почему Украина не реализует инвестиционные проекты МФО и ей не стыдно.

В начале октября Украина получила очередной кредит в размере 400 млн евро для поддержки малого и среднего бизнеса, на этот раз от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). 

На самом деле мы его уже получали в 2015 г. и за два года должны были бы эти средства раздать мелким предпринимателям, стимулируя их рост. Не сложилось: к июню 2017-го выборка средств так и не началась, льготный период погашения кредита прошел, а денег бизнес так и не увидел. Только 50 тыс. евро комиссионных зря потратили. А до этого, в 2012-м, мы договорились о предоставлении небольшого, миллионов на десять евро, кредита от KfW для тех же малых предпринимателей, но тоже ничего не раздали. Очевидно, предчувствуя, что и нынешние 400 млн никто не увидит, правительство уже договорилось со Всемирным банком о выделении нам еще 150 млн долл. для поддержки все тех же мелких предпринимателей и еще 400 млн евро — малого и среднего бизнеса, занятого в агросекторе. Гарантийные соглашения уже подписаны, только нет никаких гарантий того, что малый бизнес эти деньги получит, да и что они вообще когда-нибудь придут в Украину.

Увы, ситуации не помогли заверения правительства и лично премьер-министра Владимира Гройсмана, что в сфере реализации проектов за средства доноров будет наведен порядок. Не исправили ее и заявления наших международных партнеров, что прогресс будет и очень скоро. Мы по-прежнему пишем красивые проекты, мастерски проводим переговоры, торжественно сообщаем о выделении очередной помощи. Но саму помощь забирать не спешим — кредиты не выдаем, дороги не строим, инфраструктуру не модернизируем. Все силы бросаем на написание новых проектов и выделение новых кредитов. Нашему портфелю проектов с МФО позавидовали бы многие страны, пока не увидели бы реальные результаты этого сотрудничества.

 

 Анализ использования средств МФО, проведенный Счетной палатой, свидетельствует о систематическом невыполнении плановых показателей выборки кредитных средств в 2014-м, 2015-м и 2016 г. и, соответственно, о неудовлетворительном уровне их использования. Парадоксально, но чем больше создается рабочих групп, чтобы исправить ситуацию, тем хуже выборка. Если в 2014 г. показатель выполнения составил 70,5%, то в 2015-м — уже только 47,5, а в 2016-м — всего 42,4%.

На сегодняшний день портфель активных инвестиционных проектов МФО на стадии реализации состоит из 33 проектов на общую сумму около 3,1 млрд долл. и 4,8 млрд евро. Внушительные деньги, это больше, чем мы можем привлечь от МВФ, и больше, чем смогли получить на рынках внешних заимствований. А главное, это очень дешевый ресурс со ставками порядка 0,5—1% годовых и сроком погашения 15—25 лет. 

Бонусом к этому ресурсу, как правило, идут инновационные проекты, обучение нашего персонала, выездные тренинги, актуальные IT-решения и прочие достижения прогрессивного человечества, которыми с нами готовы поделиться кредиторы, если мы только проявим инициативу и начнем не только просить деньги, но и брать их.

За период с 2014-го по 2016 г. привлечено 2,4 млрд долл. и 2,5 млрд евро, в том числе от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) — 2,1 млрд долл., Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — 300 млн долл. и 150 млн евро, от ЕИБ — 2,07 млрд евро и KfW — 367 млн евро. Успехи в их освоении более чем скромные, многие проекты реализованы лишь частично, сроки выполнения давно прошли и продлеваются из года в год. Темпы создания новых проектов и подписания соглашений о выделении очередных средств на те же нужды не ослабевают.

За последние годы структура нашего портфеля проектов МФО начала меняться, теперь в нем преобладают инвестиционные проекты, обеспечивающие энергоэффективность и энергонезависимость, а также модернизацию инфраструктуры и жилищно-коммунального сектора. Второй по объемам привлекаемых средств остается транспортная отрасль. Однако ни энергоэффективностью, ни хорошими дорогами мы пока похвастаться не можем, как, впрочем, и успехами в секторе ЖКХ.

В данный момент на этапе реализации восемь проектов МФО, касающихся развития транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве четырех автомобильных дорог, улучшении железнодорожного сообщения и строительстве метрополитена в Днепре. А еще об освоении 1,1 млрд долл. и 1,2 млрд евро на все эти цели. Ответственными исполнителями проектов являются — Укравтодор, Минфин и городская рада г. Днепра, соответственно. И по всем восьми проектам выборка средств неудовлетворительная.

И к стыду нынешнего правительства, темпы реализации многих проектов снизились именно при его каденции. Например, в 2012 г. Украина договорилась с Всемирным банком о выделении 450 млн долл. на реконструкцию автодороги М-03 Киев—Харьков на участке от города Лубны до Полтавы. Выборка средств по проекту, который должен закончиться в конце следующего года, на сегодняшний день составляет 53%. И что любопытно, в 2013-м и 2014 г. правительство умудрялось осваивать по 80—85 млн долл., а вот в 2015-м — только 44,6 млн, в 2016-м — лишь 20 млн, а за неполный 2017-й сумма не дотягивает даже до 8 млн. При такой динамике еще 260 млн мы за следующий год точно не освоим, а главное, хороших дорог европейского уровня в стране не добавится.

А вот что мешает реализации проекта по реконструкции системы водоснабжения в Черновцах? Войны там нет, все документы подписаны, ответственные в лице КП “Черновцыводоканал” есть, контролеры в лице Минфина, обладминистрации и горрады тоже, грант в 3 млн евро на разработку проектной документации получен. Чего еще не хватает, чтобы выборка по проекту, начатому в январе 2016-го, наконец началась? По плану, реконструировать водоканал должны к концу 2018-го, объективно и к 2020-му не управятся.

Проект развития городской инфраструктуры за 400 млн долл. начат в 2014 г. До сих пор на инфраструктуру потратили всего лишь 9 млн. Его суть в предоставлении предприятиям-участникам проекта помощи в улучшении качества и надежности их услуг. Например, в повышении эффективности использования энергии, восстановлении и замене поврежденных систем водоснабжения и водоотведения, переработке твердых отходов, решении проблемы очистки стоков и безопасной утилизации твердых бытовых отходов. Разве не благородное начинание? Видимо, нет, раз за все это время не нашлось желающих воплотить его в жизнь.

В течение последних трех лет на стадии подготовки находилось 32 совместных проекта Украины с МБРР, ЕБРР, ЕИБ и KfW. Из них начата реализация 23 проектов, три проекта отменили, так и не дождавшись адекватных действий с нашей стороны, а еще четыре совместных с ЕБРР и ЕИБ проекта на 1,6 млрд грн так долго готовились исполнителями, что сроки их реализации приходилось продлевать трижды. В среднем от подписания соглашения до начала реализации проходит от девяти месяцев до года. Что говорит о том, что с подготовкой у нас все так же плохо, как и с реализацией.

Наиболее критическая ситуация, по оценкам Счетной палаты, в секторе ЖКХ — процент выполнения планового показателя использования средств по этим проектам уменьшался ежегодно и в 2016 г. составил всего 10,4% (в 2014-м — 113,9%, в 2015 г. — 33,6%). Увы, итоги текущего года тенденцию лишь подтвердят. Подготовка чиновников на местах лучше не стала, а большинство этих проектов реализуется как раз на местном уровне.

Тенденция к уменьшению выборки наблюдается и по проектам, ответственным исполнителем которых является Минэнергоугольпром. В 2014-м на реализацию энергетических проектов выбрали 72% выделенных средств, в 2015-м — 64, в 2016-м — уже 55%.

Проблемными вопросами, негативно влияющими на состояние выборки средств МФО, являются отсутствие стратегий реформирования соответствующих секторов и сфер (энергетики, транспорта и пр.), необходимость внесения изменений в законодательство, которая всегда сопряжена с политическими рисками, неадекватно долгая подготовка тендерной документации, особенно на местах, и общая институциональная неэффективность как бенефициаров проектов, так и ответственных исполнителей. Для понимания динамики, всего за 2014—2016 гг. мы выполнили плановые показатели использования средств МФО на 49,4%, а в 2011-м — на 93, в 2012-м — на 78, в 2013-м — на 69%.

Неудовлетворительное состояние использования средств МФО — это результат неэффективного надзора и контроля над реализацией. К какой бы сфере ни относился тот или иной проект, его ответственным исполнителем в подавляющем большинстве случаев является профильное министерство или другой центральный орган исполнительной власти. И нынешнему правительству можно смело поставить неуд за проведенную работу, так как оно умудрилось ухудшить показатели, которые и раньше были далеки от идеальных.

Юлия САМАЕВА

Додати коментар

Користувач:
email:





Зберігайте гроші в банківській якірності, а не в морських глибинах.

- Fin.Org.UA

Новини

09:10 - Контроль за обігом підакцизної продукції та сплатою акцизного податку: результати роботи податківців Дніпропетровщини
09:09 - Засідання тимчасової робочої групи Громадської ради: питання ліцензування та контролю за виробництвом і обігом підакцизних товарів
09:07 - Чи може юридична особа – платник єдиного податку 3 групи застосовувати спрощену систему оподаткування при наданні фінансової допомоги?
09:05 - Хто сплачує МПЗ у разі, якщо у звітному році орендар – ФОП, який користувався земельною ділянкою на пі
09:05 - Яка відповідальність передбачена за несвоєчасне подання податкової декларації про майновий стан і доходи фізичною особою?
09:04 - За якими кодами бюджетної класифікації сплачується акцизний податок?
09:02 - До уваги сільськогосподарських товаровиробників – юридичних осіб, які планують обрати четверту групу платників єдиного податку!
09:00 - Чи можна подавати звіт про КІК без річної декларації про майновий стан і доходи, якщо така декларація не обов’язкова до подання?
08:58 - Акцизний податок з ввезених товарів: платники Дніпропетровщини поповнили загальний фонд держбюджету на понад 50,4 млн гривень
08:57 - Понад 7,9 млрд грн єдиного внеску спрямували платники Дніпропетровщини до державних цільових фондів
08:56 - Порядок отримання Витягу щодо стану розрахунків з бюджетами та цільовими фондами в Електронному кабінеті
08:55 - Шановні платники податків! Звертаємо Вашу увагу!
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 23.04.2024
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:56 - Держспецзв'язку: росіяни пошкодили телевізійну вежу у Харкові
21:20 - Для відновлення ТЕС ДТЕК потрібно 350 мільйонів доларів: де шукатимуть кошти
21:10 - Кубраков відреагував на чутки про свою відставку
21:00 - Новини 22 квітня: росіяни атакували телевежу в Харкові, суд залишив Коломойського під вартою
20:53 - Найєм поскаржився на низькі зарплати в Агентстві відновлення
20:47 - Юрій Драганчук: В умовах війни Україна досягла значного прогресу євроінтеграції митниці й сьогодні ми перешли до офіційних переговорів щодо Глави 29: Митний союз
20:40 - "Треба копати": Лукашенко наказав своєму міністру шукати у Білорусі нафту
20:30 - Російський суд заочно засудив речника Meta до 6 років позбавлення волі
20:21 - московія атакувала телевежу в Харкові ракетою Х-59
20:12 - московія зруйнувала понад 210 об’єктів портової інфраструктури – Мінвідновлення
20:02 - Заступник Міністра освіти і науки Євгенія Смірнова відвідала заклади дошкільної освіти у Вінницькій області
19:57 - Понад рік кількість банківських відділень суттєво не змінюється – НБУ
19:36 - Розвиток біометану має стратегічне значення для нової моделі ринку природного газу
19:30 - московія за два роки зруйнувала стільки житла, скільки Україна будувала 5 років – Шуляк
19:17 - Ольга Стефанішина: Відкриття координаційного центру інтегрованого управління кордонами – важливий крок до членства України в ЄС
19:12 - Розвиток біометану має стратегічне значення для нової моделі ринку природного газу


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6107
Канадський долар29.0031
Юань Женьміньбі5.4923
Чеська крона1.6747
Данська крона5.6707
Гонконгівський долар5.0768
Форинт0.107323
Індійська рупія0.47718
Рупія0.0024497
Новий ізраїльський шекель10.5614
Єна0.25707
Теньге0.089281
Вона0.02884
Мексиканське песо2.3282
Молдовський лей2.2288
Новозеландський долар23.5002
Норвезька крона3.6128
московський рубль0.42575
Сінгапурський долар29.1904
Ренд2.0815
Шведська крона3.6476
Швейцарський франк43.6343
Єгипетський фунт0.8263
Фунт стерлінгів48.9915
Долар США39.7836
Білоруський рубль14.4605
Азербайджанський манат23.3994
Румунський лей8.5037
Турецька ліра1.2228
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2735
Болгарський лев21.6462
Євро42.3118
Злотий9.7987
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото93184.33
Срібло1093.85
Платина36707.13
Паладій40190.59

Курси валют, встановлені НБУ на 23.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.071043.071043.071043.071063931.40
227763996.56996.56996.56996.56298968.00
229025982.82982.82982.82982.82982820.00
229470918.63918.63918.63918.63459315.00
2302621054.881054.881054.881054.88210976.00
CRSR061022.251022.251021.451022.2544976.60
USGK78457645764576457622880000.00

Дані за 22.04.2024