Что сдерживает реформу “Нафтогаза Украины”: личностный конфликт или конфликт

24.09.2017 08:28 | Укррудпром

Зеркало недели, 22 сентября 2017. Опубликовано 07:32 24 сентября 2017 года 20 сентября НАК “Нафтогаз Украины” срочно созвала журналистов.

Повод — полученные накануне, 19 сентября, главой правления “Нафтогаза” Андреем Коболевым и одновременно направленные вице-премьеру Владимиру Кистиону письма от независимых директоров наблюдательного совета этой компании Пола Уорвика и Маркуса Ричардсона с заявлением о том, что они намерены прекратить свои полномочия независимых директоров набсовета “Нафтогаза”. Причины указаны более чем подробно. Основная — политическое вмешательство в работу набсовета и в целом “Нафтогаза Украины”.

При комплексном воплощении реформы корпоративного управления в “Нафтогазе”, как и в других масштабных госкомпаниях страны, правительству как учредителю и акционеру придется не просто поделиться, а передать органам управления госкомпаний конкретные управленческие полномочия. Это неизбежно. Но какому премьер-министру это понравится?

Другое дело, если формально некому передать полномочия, тогда какой спрос с правительства?

Нюанс в том, что до тех пор, пока набсовет “Нафтогаза” будет недееспособным, Кабмину основные полномочия придется не передавать НАКу, а брать на себя. А устроить “недееспособность” набсовета любой крупной госкомпании правительство может, не особо напрягаясь. Например, не будет кворума при выборе или утверждении кандидатов в набсовет. И что тогда? А тогда могут сгодиться уставшие от незадействованности завсегдатаи-схемотехники, да и просто медоуносные трутни, не причастные к рынку газа, но слышавшие о том, что в 2017 г. НАК “Нафтогаз Украины” за восемь месяцев обеспечил 16% дохода всего госбюджета. Другое дело, что только мы с вами знаем, какой ценой достигнуты эти показатели. Но сегодня разговор не об этом.

 

Василий Артюшенко, ZN.UA

Набсовет “Нафтогаза”: реформы или межведомственная борьба с монополией?

Как заявил 20 сентября глава правления “Нафтогаза” Андрей Коболев, он лично переговорил с каждым из подавших в отставку членов наблюдательного совета и выяснил, что их решение окончательное. С уходом П.Уорвика и М.Ричардсона единственным действующим членом набсовета остается экс-глава Минэнергоугольпрома, президентский ставленник Владимир Демчишин.

В тот же день на заседании правительства премьер В.Гройсман заявил: “Мы обновим наблюдательный совет “Нафтогаза Украины”, сделаем это вместе с нашими международными партнерами публично, чтобы привлечь в наблюдательный совет максимально качественные кадры для продолжения этой сверхважной серьезной и системной реформы”.

“Я гарантирую, — добавил премьер, — что на нефтегазовом рынке будут ускорены реформы так, чтобы “Нафтогаз” был современной качественной компанией, в которой внедрены надлежащие принципы корпоративного управления, а не единственным монополистом в стране”. Далее Гройсман призвал ускорить анбандлинг этой компании, разделив транспортировку и хранение, добычу и продажу газа, дабы демонополизировать “монополиста, который сегодня может диктовать любые правила на нефтегазовом рынке”.

На этом обмен “любезностями” между Коболевым и Гройсманом, потыкавшими друг друга в ретроградство и монополизм, завершился.

Из практического: в этот же день представитель правительства в набсовет “Нафтогаза” назначен не был, поскольку не было кворума на заседании спецкомиссии, рассматривающей такие назначения.

К слову, эта комиссия (группа) создана при Кабмине.

НАК сыграла на опережение, и на этом этапе счет позиционных побед в пользу компании, которая не хотела получить в наблюдательном совете ни кота в мешке, ни нежелаемого представителя от правительства. Кабмин, можно не сомневаться, найдет, как ответить. Но не станет ли это пирровой победой для обеих сторон, в результате чего могут пострадать украинцы?

Напомню, как подробно рассказывало ZN.UA, реформу корпоративного управления в “Нафтогазе Украины” правительство начало в 2015-м в соответствии с принципами ОЭСР. Тогда и решились пригласить в набсовет компании независимых директоров.

Сегодня Коболев говорит о необходимости принятия правительством и парламентом стратегии развития “Нафтогаза” на ближайшие три года.

 

Василий Артюшенко, ZN.UA

Набсовет “Нафтогаза”: пришел, увидел — подал в отставку

После длительных переговоров наблюдательный совет НАК “Нафтогаз Украины” в составе пяти человек был создан в мае 2016 г. “Независимыми” директорами стали трое британцев — Маркус Ричардс, Чарльз Проктор и Пол Уорвик.

“Зависимой” от Кабинета министров в совет вошла на то время первый замглавы Минэкономразвития и торговли Юлия Ковалив, от администрации президента — экс-глава Минэнергоугольпрома Владимир Демчишин.

Первой “устала от зависимости” глава набсовета “Нафтогаза” Юлия Ковалив. Возможно, потому, что часто поддерживала правление НАКа, а не гнула линию Кабмина, из которого вскоре уволилась. Хотя и с правлением НАКа она была строга. Ее полномочия прекращены с 17 апреля 2017 г.

Но еще 29 марта 2017 г. Кабмин решил расширить количественный состав НС “Нафтогаза” с пяти до семи лиц. Якобы, чтобы добавить в набсовет одного независимого члена и одного зависимого — представителя от государства. (Об этом чуть ниже.)

5 сентября 2017-го независимый директор набсовета “Нафтогаза” Чарльз Проктор заявил о намерении покинуть его. Если его решение окончательное, в таком случае его каденция закончится 30 сентября.

После заявления 19 сентября еще двух независимых директоров о намерении уйти, на сегодняшний день в набсовете НАКа остается действующим только экс-глава Минэнергоугольпрома Владимир Демчишин, которого считают ставленником не столько Кабмина, сколько президента. “По собственному…” Демчишин уходить не намерен. Но без кворума его голос — глас в пустыне.

Нюанс в том, что если набсовет “Нафтогаза” будет недееспособным, основные полномочия Кабмину придется не передавать НАКу, а брать на себя (возвращать себе). В таком случае логична реплика А.Коболева на брифинге 20 сентября о том, где правительство найдет время и специалистов, чтобы оперативно решать ежедневные задачи и проблемы “Нафтогаза”. НАК этому посвящает большую часть времени.

Зависимая независимость членов наблюдательного совета “Нафтогаза”

Кроме перечисленных “отставными” независимыми директорами причин, побудивших их подать в отставку, свою роль сыграло и обязательное е-декларирование, введенное в Украине уже после назначения независимых директоров в набсовет “Нафтогаза”. Не потому, что иностранцы боятся или не хотят декларировать свои доходы и собственность. А потому что им необходимо передать в управление свое имущество и ценные бумаги именно украинскому управляющему. Как заметил Коболев, он очень сомневается, что иностранцы доверят все нажитое и заработанное десятилетиями неизвестному им украинскому управляющему. По словам Коболева, он бы на их месте не доверил.

Подавшие в отставку директора набсовета отмечают, что “уровень политического вмешательства возрастает, став, к сожалению, очевидной нормой”. “Нафтогаз” обеспокоен, в частности, следующим:

— вмешательством правительства в деятельность “Укртрансгаза”, включая решения по назначениям на должности президента газотранспортной компании и других работников, а также в планы осуществления отделения (анбандлинг) оператора ГТС от “Нафтогаза”;

— назначением руководителей и технических специалистов, которые были уволены из “Нафтогаза”, на должности в правительстве;

— вмешательством правительства в деятельность “Укргаздобычи”;

— отсутствием четкого понимания о полной поддержке правительством утвержденного Плана действий по корпоративному управлению;

— отсутствием содержательного утверждения правительством финансовых планов предприятий Группы “Нафтогаз” (”Укргаздобычи”, “Укртрансгаза”, “Укртранснафты”) на 2017 г.;

— отсутствием всестороннего внимания правительства к утверждению предложенной корпоративной стратегии Группы “Нафтогаз”.

 

Василий Артюшенко, ZN.UA

Как выбирают новых “независимых” в наблюдательный совет “Нафтогаза”

Вы видели список претендентов, подавших заявки? Их было три десятка. К финишу 4 сентября дошли пятеро:

— Игорь Митюков, экс-министр финансов, бывший глава представительства Morgan Stanley в Украины, руководитель наблюдательного совета “Национального депозитария Украины”;

— Надежда Васильева, генеральный директор “Майкрософт Украина”;

— Юлия Берещенко, экс-директор департамента консолидированной продажи и управления активами Фонда гарантирования вкладов физических лиц;

— Дмитрий Литвак, парнер Ernst&Young;

— Ян Чадам, экс-председатель правления оператора газотранспортной системы Gaz-System S.A.

Все говорят о Митюкове как главном претенденте. Но не исключено, что “победит” Юлия Берещенко.

Процедура выбора проста: написать эссе на заданную тему, автобиографию и указать все координаты, номера паспортов, машин, домов. Словом, чтобы спецслужбы, если понадобится, могли все проверить.

Но знаете, кого “искали”? Фактически бухгалтера! Правда, с дипломами аудиторов. Зачем в набсовете “Нафтогаза” еще один дипломированный аудитор, если компания нанимает самые лучшие и проверенные аудиторские компании, тратя на это кучу денег?

 

 

depositphotos / AndreyPopov

Теперь представим, что премьер Украины — не Гройсман, а председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” — не Коболев. И что никто из членов наблюдательного совета “Нафтогаза” с марта 2017-го не уходил и не грозил отставкой. И что с Минэнергоугольпромом у “Нафтогаза” конструктивный диалог. Тогда о чем речь?

Речь в принципе о том, что никакой Порошенко, Гройсман, Кистион, Кубив, Насалик, Коболев, Витренко или кто-то другой, включая иностранных консультантов и кредиторов, не должны иметь ни права, ни возможности по своему соображению менять стратегический курс развития крупнейшей госкомпании Украины и вмешиваться в ее деятельность, когда им вздумается. И лучше закрепить все это законодательно. Иначе всегда будут варианты.

Если учредитель, акционер — получай дивиденды. А если это еще и правительство, то должно позаботиться, чтобы именно оно получило дивиденды, а госкомпания — доход и прибыль, чтобы выплатить государству не только обязательные налоги, но и дивиденды.

Кабмин должен определиться с политикой в крупнейших госкомпаниях и стратегией их развития. Нравятся ли им их СЕО или нет, главное, чтобы работу выполняли эффективно. Не выполняют — должна быть четкая процедура их замены. Ничего личного.

Сейчас же ситуация с “Нафтогазом Украины” выглядит, как “месть” премьера главе “Нафтогаза” за то, что политический удар за кардинальное повышение тарифов более года назад пришелся на политический рейтинг главы Кабмина и расплющил его. Глава “Нафтогаза” при этом — белый и пушистый. И еще настоятельно предлагает Кабмину пересмотреть цены газа для населения и ТКЭ — их утверждает правительство.

Кабмин, как следовало из его же документов, должен был пересмотреть цену газа для населения с 1 апреля 2017-го. Не сложилось. Теперь все участники газового рынка, прежде всего домохозяйства, граждане, пребывают в тихом шоке: чего ждать от правительства и газопоставляющих компаний, а особенно от тепловиков уже скоро, с началом холодов?

 

 

А тут еще МВФ требует очередного повышения цен на газ. Как будто для правительства это невероятная новость, даже для этого его состава...

Жаль, у граждан Украины не спросили, по чьему рейтингу это ударит, как серпом. Сколько еще удастся уверять украинцев, что повышение цен на газ — это для них благо и часть цены (или все же платы?) за независимость. Сложно сказать, насколько хватит терпения у необремененных высокими пенсиями и зарплатами людей, пока все новостные ленты и телеканалы пестрят “нюансами взаимоотношений Гройсмана и Коболева”, а платежки приходят регулярно, даже несмотря на отсутствие элементарных услуг.

Некого спрашивать о цене газа. Нет единого ответа: “Нафтогаз” спрашивает правительство, когда Кабмин назовет новые цены (договорная кампания в разгаре); Кабмин думу думает… 

А тем временем правительство и “Нафтогаз” заняты перетягиванием каната, в данном случае — газотранспортной системы. Но это отдельная история.

Алла ЕРЕМЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Capital market trends
Influence the economy
And the society

- Fin.Org.UA

Новини

08:35 - Курс валютной пары EUR/USD проторговывает область локальных min...
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 29.03.2024
21:00 - Новини 28 березня: реальний ВВП торік зріс на 5,3%, московія продає алмази сама собі
20:57 - У Telegram з'явиться функція обмеження кола відправників повідомлень
20:51 - Міністр оборони Рустем Умєров виступив на позачерговому засіданні Ради Україна-НАТО
20:46 - Коментар МЗС України щодо ветування росією проекту резолюції Ради Безпеки ООН щодо продовження мандату Групи експертів санкційного Комітету 1718 (КНДР)
20:42 - Майже 70% українців упевнені у відновленні економіки країни після перемоги – опитування 
20:34 - Україна та Польща підписали Меморандум про співробітництво у сфері енергетики
20:09 - московія через санкції почала продавати алмази сама собі
20:01 - Україна та Польща підписали Меморандум про співробітництво у сфері енергетики
20:00 - Кабмін готує програму пільгових кредитів для приватних українських виробників зброї
19:42 - Герман Галущенко в Одесі: Ворог повернувся до масованих атак по енергосистемі, але ми впораємось
19:36 - Експорт Вірменії до московія збільшився втричі – Euractiv
19:36 - Міноборони ініціювало роботу над законодавчим визначенням поняття «кібервійна»
19:26 - Герман Галущенко в Одесі: ворог повернувся до масованих атак по енергосистемі, але ми впораємось
19:23 - США та Велика Британія розслідують криптовалютні транзакції московії на 20 мільярдів доларів 
18:55 - Дубай втрачає привабливість для заможних росіян – Bloomberg
18:50 - "Укрнафта" почала бурити нову нафтову свердловину
18:49 - Ігор Клименко зустрівся у Варшаві з родинами загиблих нацгвардійців
18:38 - Руслан Стрілець та Пауліна Генніг-Клоска домовилися про посилення українсько-польської співпраці у сфері захисту довкілля
18:28 - Ольга Стефанішина та Міністр у справах ЄС Польщі Адам Шлапка провели першу зустріч у межах польського-українського діалогу щодо євроінтеграції
18:20 - Засновника FTX Бенкмана-Фріда засудили до 25 років в'язниці за шахрайство
18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
18:07 - Як виявити корупцію в будівництві
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:07 - УОП оновлює систему закупівель: тендери повертають на Prozorro 
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024