Уже готов: как выбрать рынок для экспорта

22.09.2017 14:52 | Укррудпром

Лига Бизнес, 21 сентября 2017. Опубликовано 14:37 22 сентября 2017 года Как понять, что бизнес готов к экспорту и выбрать подходящие рынки.

Украинцы все чаще узнают о наших стартапах, успешно уехавших делать бизнес за рубеж. Потому что там аудитория может себе позволить игрушку за $200. Может сложиться впечатление, что продавать что-то иностранцам выгодно и просто. Однако если подойти к делу несерьезно, можно и прогореть.

LIGA.net начинает серию материалов об экспорте. В первой статье эксперты рассказывают о том, как понять, что бизнес готов к экспорту и как выбрать подходящие рынки.

  Дмитрий Швец, CEO консалтинговой компании Start Global

Прежде чем выходить на зарубежные рынки, компания должна ответить себе на вопрос “зачем?” или определиться с целями экспорта. Например, расширить свое географическое присутствие для повышения стоимости компании, обеспечить валютную выручку для привлечения валютного кредита или закупки импортного сырья за валюту, диверсифицировать рынок сбыта, бизнес модель или это просто амбиции собственника бизнеса.

В зависимости от целей, разнится и подготовка к внешнеэкономической деятельности. Обычно мы разбиваем компанию на основные блоки и проводим диагностику на готовность к экспорту.

Нужно убедиться, одобряет ли полностью менеджмент выход на зарубежные рынки. Если он передумает на полпути, вложенные инвестиции будут утеряны, и придется начинать все сначала. Важно заранее спланировать бюджет, подготовить коммерческое предложение, понять уникальное торговое предложение или УТП продукта, подогнать упаковку под ожидания и требования региона, в который планируется выход. Необходимо убедиться, что производство готово к увеличению мощностей, быстрому реагированию на запросы маркетинга и продаж. Конечно, стоит подготовить все необходимые лицензии, зарегистрировать торговую марку и найти сотрудников, которые говорят на языке страны выхода или хотя бы на английском.

Читайте также: Окно в мир: как выйти на иностранный рынок

Мы как-то готовили клиента к выставке в Чехии и столкнулись с ситуацией, когда компания, которая участвует в международной выставке, не может соединить с тем, кто отвечает за партнерство, потому что приемная говорит только на чешском языке и бросает трубку, как только слышит английскую речь. Проследите, чтобы такие барьеры не встали на пути ваших покупателей.

Еще один важный момент — взаимодействие с партнерами. Выпишите всех партнеров, от которых критично зависит ваш бизнес. Поставщики сырья, услуг, подрядчики по печати маркетинговых материалов, продвижению, обслуживанию. Выделите максимально важных и продублируйте их. А на всякий случай прикиньте, что делать, если и дубль подведет. При увеличении объемов поставок штрафы ритейл сетей за невыполнение обязательств могут превышать вашу выручку.

Выбирая же страны для экспорта, лучше ориентироваться на те, у которых максимально простые условия для выхода при максимально большом потенциале продаж. Неверный выбор направления может стать фатальным для небольшой компании.

Для этого очень важно прописать критерии выбора стран и собрать первичные данные для анализа. Как в любых продажах нужно ориентироваться на клиента и ответить на следующие вопросы: Кто ваша целевая? Где ее больше всего? Где уже есть спрос, но нет большого количества конкурентов? Где максимально удобные и доступные каналы продаж?

Также стоит оценить внутренние ограничения, которые также могут влиять на выбор. Например, когда у нас был проект с производителем цемента, выяснилось, что дальше определенного радиуса транспортировать товар экономически невыгодно. Если товар или услуга предполагает много коммуникации с клиентами, важным критерием может быть язык коммуникации и документации. Был интересный случай с Германией. Страна занимает высокие позиции в индексе уровня владения английским языком, но при углублении выяснилось, что всю документацию немецкие компании предпочитают вести на немецком языке.

Иногда среди критериев отбора бывает и субъективные предпочтения собственников или управленцев, например, вкусная кухня или приятный климат и это не стоит отбрасывать. Однако желательно не выводить в приоритет.

Марьяна Каганяк, руководитель Офиса по продвижению экспорта при Министерстве экономразвития

Дня начала бизнесу необходимо оценить себя и рынок по многим параметрам. Понять, достаточно ли у компании человеческого ресурса для организации экспорта, например, есть ли экспортный отдел с владением языка страны-импортера, или как минимум с владением английского языка. Достаточно ли персонала для обеспечения производственных нужд бизнеса, есть ли сертификаты, которые требует страна-импортер. 

Также следует оценить финансовые и производственные показатели за прошлые годы, есть ли мощности для расширения, когда проводилась модернизация и нужна ли она. Владелец или руководитель бизнеса должен иметь четкое понимание целей и планов экспорта, предварительно проведенную оценку конкуренции и рынка, план продаж и маркетинга, сложившуюся цену на все виды продукта, которые планируется экспортировать, каналы дистрибуции по каждому продукту и логистику. Перечень не исчерпывающий, но каждая компания может пройти тест на готовность бизнеса к экспорту на сайте Офиса по продвижению экспорта.

Критерии же выбора иностранных рынков могут быть разными и зависят как от продукта/услуги, так и от опыта компании, сертификации, наличии человеческих, финансовых и производственных мощностей. Не существует одного или главного критерия для выбора рынка. Все критерии оцениваются комплексно. Для начала нужно четко определить продукт, который компания планирует экспортировать, подвергнуть его всесторонней критической оценке и только после этого компания может делать выбор.

Каждый иностранный рынок имеет свою специфическую цепь добавленной стоимости. Далеко не всегда тот тип партнерства, с которым работает компания в Украине, будет релевантным для рынка, скажем, Польши. Например, для того, чтобы украинский экспортер пищевой продукции смог обеспечить свое присутствие в розничных сетях Польши, сначала ему следует искать сотрудничество не с самыми розничными сетями, а с посредниками — импортерами, которые специализируются на импорте пищевых продуктов.

Даже с готовой экспортной стратегией компания должна быть готова к гибкости, изменениям и даже переориентации. Не стоит пренебрегать возможностью получить консультации или советы по воплощению своих экспортных планов. Я рекомендую обратиться в Офис по продвижению экспорта при Министерстве экономразвития, где компаниям могут помочь как с диагностикой экспортных идей, так и избранием тех или иных средств для их воплощения.

Ольга Трофимцева, Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции

Понимание готовности бизнеса для выхода на внешние рынки должно быть результатом тщательного анализа своих сильных и слабых сторон, анализа рынков (начиная с самого простого: найдет ли мой продукт на данном рынке потребителя?) и существующих трендов в международной торговле и на потребительских рынках (мегатренды рулят миром : здоровое питание, суперфуд, региональные и органические продукты, вегетарианство и экологический стиль жизни — это лишь несколько примеров). Прежде всего, нужно понимать, что стратегия выхода, скажем, с соусом на рынок Японии и стратегия выхода, например, с замороженной говядиной на рынок Ближнего Востока будут совершенно разными. Тем не менее, есть определенные базовые вещи, которые являются предпосылкой экспорта на любой экспортный рынок:

— Уверенность в качестве и безопасности своего продукта на любой экспортный рынок;

— Желание и готовность инвестировать в повышение стандартов качества продукции и в новые технологии;

— Наличие персонала, который говорит как минимум на английском (и не со словарем);

— Готовность к дополнительным расходам, связанным с маркетингом, бизнес-миссиями, рыночными исследованиями, разработкой нового дизайна или новой упаковки и другой деятельностью;

— Настроенность на долгосрочную работу и прикладывание постоянных усилий в одном направлении;

— Изменение ментальности: “И так пройдет, купят и так, не заметят т.д.”

Для выбора целевого рынка нужно прежде всего понимать, будет ли ваш продукт там конкурентным по соотношению цены и качества. С самого начала вы должны понимать, какой именно сегмент рынка вы собираетесь охватить: массовый, нишевый или премиум. Очевидной является проверка базовых стандартов качества и безопасности продуктов на рынке, куда вы хотели бы выйти: это необходимо для понимания, отвечаете ли вы данным стандартам, или нужно еще поработать над совершенствованием своего продукта, и какие сертификаты компании нужно будет получить (банальный пример: халяльность или кошерность продукции).

Сложностей и нюансов может быть много. Прежде всего, нужно понимать, что международные и национальные стандарты — это лишь базис, а 90% стандартов в пищевой отрасли на сегодня являются частными, то есть такими, которые формируются торговыми сетями или другими бизнес-структурами. И поэтому основной принцип для успеха — это гибкость и готовность приспосабливаться к таким частным стандартам, включая возможность продажи своего продукта не по собственным брендом, а под private label какой-то сети. Кроме того, особенно малые и средние предприятия должны быть готовы к нескольким попыткам выхода на рынок, попаданию на полку супермаркета, прежде чем такая попытка будет успешной. Но очень важно не сдаваться и, даже если перед вами закрыли пару раз двери, пробовать зайти через окно (вежливо, но настойчиво). Конечно, если вы уверены в том, что делаете, и в своем продукте.

Опыт украинских компаний, которые уже вышли на внешние рынки, говорит о том, что это абсолютно реально и возможно даже для малых предприятий.

Мария КСЕНДЗИК

Додати коментар

Користувач:
email:





Український ринок,
Шукає нових інвесторів,
Заробіть на ньому.

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України
17:58 - Україна залучила близько $72 млрд бюджетної підтримки від країн G7 та ЄС з лютого 2022 року: Сергій Марченко зустрівся з міністрами фінансів G7
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 19.04.2024
17:37 - У першому кварталі 2024 року експорт українського меду зріс на 93%
17:25 - Ощадбанк торік отримав рекордні 6 мільярдів чистого прибутку
17:15 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
16:54 - Людмила Сугак зустрілася з представниками Генерального директорату з питань сусідства та переговорів про розширення Єврокомісії
16:50 - Неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати – Мін'юст
16:49 - Мінцифри радить використовувати безоплатні можливості від Дія.Бізнес для розвитку підприємницьких навичок
16:41 - У Киргизстані заблокували TikTok: що стало причиною
16:23 - Україна отримала 18 модульних мостів від іноземних партнерів
16:18 - Мін’юст: Санкції створюють величезні проблеми для підсанкційних осіб
16:17 - Tesla відкликає майже 4 тисячі електромобілів Cybertruck через несправність
16:11 - московіяни атакували Одещину ракетами, пошкоджена припортова інфраструктура


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024