Почему Украине не нужен новый закон об оперативно-розыскной деятельности Больше читайте здесь: http://

23.04.2017 10:32 | Укррудпром

Зеркало недели, 22 апреля 2017. Опубликовано 08:55 23 апреля 2017 года 4 апреля в Верховной Раде был зарегистрирован очередной законопроект “Об оперативно-розыскной деятельности” (регистр. №6284).

Он должен заменить устаревший закон об ОРД 1992 г. — принятый, когда Украина еще не была членом Совета Европы, не имела своей Конституции, а об евроинтеграционных устремлениях и речи не было. 

Действующий закон, по мнению экспертной и научной среды, не отвечает ни европейским стандартам негласной деятельности, осуществляемой органами правопорядка, ни современным актам украинского уголовного процессуального законодательства.

В последний раз вопрос ОРД возбуждался в конце 2016 г., когда парламентарии провалили голосование за похожий на №6284 законопроект №4778, который должен был еще надолго сохранить жизнь этого советского института.

ОРД был сформирован в середине ХХ в. в условиях советской уголовной юстиции как комплекс негласных действий, закрепленных на уровне ведомственных инструкций под соответствующим грифом секретности. Вмешательство в частную жизнь людей во время такого негласного наблюдения считалось нормой, а реальные гарантии защиты прав человека не были присущи советскому законодательству. Несмотря на ряд трансформаций, институт ОРД и поныне — советское наследие. Но теперь он содержит не только оперативно-розыскные меры, направленные на получение доказательств в пределах уголовного производства, но и нормы относительно разведывательной и контррозведывательной деятельности, проверки при допуске к государственной тайне и т.п. 

Однако следует обратить внимание на принципиальный вопрос — нужен ли нам отделенный от уголовного процесса институт ОРД вообще?

Пока действовал УПК 1960 г., не предусматривавший порядок проведения негласных действий правоохранительными органами, закон об ОРД логически дополнял уголовно-процессуальное законодательство соответствующими нормами. В 2012 г., с принятием нового УПК, институт негласных следователей/ розыскных действий (НСРД) в уголовном производстве, предусмотренный главой 21 УПК, должен был бы заменить институт ОРД в части документирования преступной деятельности. Основные негласные действия теперь осуществляются согласно положениям УПК — проникновение и обследование публично недоступных мест, жилья или иного владения лица, установление местонахождения радиоэлектронного средства, контроль над совершением преступления (например, оперативная закупка) и прочие.

При этом, если правоохранители имеют какую-либо информацию о подготовке, покушении или совершении преступления, ставшую известной благодаря негласным действиям, существует механизм внесения этих сведений в Единый государственный реестр досудебных расследований (ЕРДР) в порядке ст. 214 УПК.

Однако работники органов досудебного расследования до сих пор стараются избирать более простой путь — в различных формах возрождать доследственные проверки и другими способами уклоняться от открытия уголовных производств на начатое расследование, как того требует УПК.

Таким образом, сегодня европейско-ориентированной представляется позиция отказа от советского института ОРД в пользу уголовного процессуального законодательства, содержащего ряд гарантий и предохранителей от нарушения прав человека, прежде всего при вмешательстве в частную жизнь.

Ныне в Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта — 5177 и №5177-1, которые должны привести в соответствие с новой редакцией Конституции ряд положений о деятельности органов досудебного расследования. В частности, законопроект №5177-1 значительно сужает круг полномочий оперативных подразделений, осуществляющих ОРД.

Однако на политико-правовом уровне отказ от института ОРД в полном объеме не поддерживают прежде всего органы, имеющие оперативные подразделения и осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия. 

Тем временем существуют лишь четыре вида деятельности, остающиеся вне пределов уголовного производства и не нацеленные на получение или проверку доказательств в его рамках. Урегулировав их на уровне профильного законодательства, можно достичь консенсуса между парламентариями и органами, осуществляющими ОРД, в вопросе обновления законодательной базы и отмены закона об ОРД. Такой шаг позволит перейти к европейской модели регулирования осуществления негласных действий в уголовном производстве.

Первый вид деятельности, выходящей за пределы регулирования УПК Украины, — это наличие негласных работников (агентуры), привлекаемых к агентурным операциям в пределах конфиденциального сотрудничества с оперативным подразделением правоохранительного органа.

Обычно агенты систематически выполняют задачи оперативных подразделений в пределах обнаружения, предотвращения и прекращения преступлений, например с целью разведки внедряются в уголовную среду.

При этом статьей 275 УПК Украины предусмотрено, что во время проведения НСРД следователь имеет право использовать информацию, полученную благодаря конфиденциальному сотрудничеству с другими лицами. Однако создание агентурной сети таким образом не представляется возможным, поскольку агенты привлекаются ad hoc в случае наличия уголовного производства.

Любопытно, что, в противоположность профильным законам Государственного бюро расследований и Службы безопасности Украины, в которых содержатся положения о возможности использовать гласных и негласных агентов, — профильные законы НАБУ и Нацполиции таких полномочий не предусматривают.

На наш взгляд, для решения этой проблемы достаточно наделить указанные органы полномочиями создавать агентурную сеть внесением соответствующих изменений в профильное законодательство.

Кроме этого, вопрос агентуры связан с институтом изобличителей. Изобличитель — это лицо, раскрывшее информацию о вреде или угрозе общественным интересам со стороны других лиц, если такая информация стала ему известна в связи с определенной деятельностью. Закон “О предотвращении коррупции” предусматривает государственную защиту таких лиц, и таким образом, принимая во внимание реформирование законодательства, должна произойти гармонизация агентуры ОРД с нормами о деятельности изобличителей.

Второй вид деятельности — это защита отдельных категорий лиц, в частности работников правоохранительных органов.

Ныне оперативно-розыскное дело категории “Защита” открывается, если есть достаточная информация, полученная в установленном законом порядке, требующая проверки с помощью оперативно-розыскных мер и средств, о реальной угрозе жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью. Это также касается лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников. В связи с их служебной деятельностью сюда же входят сотрудники разведывательных органов Украины, их близкие родственники, а также лица, конфиденциально сотрудничающие или сотрудничавшие с разведывательными органами Украины, и члены их семей.

Нормы, направленные на защиту работников правоохранительных органов и суда, а также участников уголовного производства, могут быть перенесены в закон о государственной защите работников правоохранительных органов.

Третий вид — разведывательная и контрразведывательная деятельность, осуществляемая подразделениями обеспечения внутренней и собственной безопасности Государственной пограничной службы и Управления государственной охраны (УГО) согласно Законам Украины “О контрразведывательной деятельности” и “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Одной из задач оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций, а также получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.

Однако речь не идет о наличии сообщения о содеянном уголовном правонарушении или самостоятельно выявленных правоохранительным органом обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о его совершении (ст. 214 УПК Украины).

Поэтому для защиты суверенитета и территориальной целостности Украины необходимо внести соответствующие изменения в профильное законодательство в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности. 

И четвертый вид — допуск к государственной тайне, являющийся основанием для проведения ОРД и осуществляемый Службой безопасности Украины. При этом порядок доступа является предметом регулирования профильного Закона “О государственной тайне”, а полномочия на осуществление негласных мероприятий по проверке лица в связи с допуском к государственной тайне могут быть предоставлены профильным законодательством в сфере государственной безопасности.

Таким образом, регистрируя законопроекты в Верховной Раде, законодатель должен сначала ответить на принципиальный вопрос, целесообразно ли существование советского института ОРД. На наш взгляд, институт ОРД должен быть ликвидирован в пользу введенного в 2012 г. института НСРД, который дал больше гарантий рядовому украинцу при законном ограничении прав человека в связи с проведением негласных действий, по сравнению с УПК 1960 г., не содержавшим порядка их проведения.

Конечно же, во время отмены закона следует учесть описанные выше предложения об унормировании отдельных видов деятельности в соответствующих профильных законах. Однако вместо этого отказ от института ОРД в пользу НСРД должен стать одним из шагов в продолжительной трансформации советской модели борьбы с преступностью, ориентированной на самовоспроизведение правоохранительной системы, на европейскую — ориентированную на нужды человека. 

Евгений КРАПИВИН, эксперт группы по реформированию органов правопорядка Реанимационного пакета реформ

Додати коментар

Користувач:
email:





Charts and graphs abound,
Traders seeking the next move,
Patterns in the chaos.

- Fin.Org.UA

Новини

20:35 - Ситуація в енергосистемі. Оперативна інформація на 19:00
20:15 - Apple вимагає від Telegram заблокувати низку каналів для користувачів з українськими SIM-картками
20:08 - Банки готові збільшити кредитування бізнесу та населення – НБУ
20:02 - Найдорожча технокомпанія Європи ASML офційно змінила гендиректора
19:29 - Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів в Україні – дослідження
19:17 - Патроне став віцепрезидентом ЄБРР. Хто очолив банк по Україні та Молдові
18:59 - Аналітична записка про стан роботи зі зверненнями громадян у І кварталі 2024 року
18:50 - Експерти Консультативної Ради при Міністерстві економіки України вітають прогрес щодо запуску програми Ukraine Facility
18:48 - Литва майже припинила імпорт зерна з московії та Білорусі
18:47 - Mercedes-Benz презентувала електричний G-Wagen
18:23 - Туреччина наростила закупівлі російської нафти до історичного рекорду
18:21 - Оновлено порядок здійснення безвиїзного нагляду та виїзних перевірок  фінансових установ з питань фінансового моніторингу, валютного та санкційного законодавства
18:10 - Байден підписав закон з 61 млрд доларів на підтримку України
18:07 - У Харкові запровадили нові проєкти для підтримки місцевого бізнесу
17:54 - Коли запрацює еАкциз в Україні
17:52 - Інформація щодо проведення Міжнародної весільної виставки “SHANGHAI WEDDING EXPO 2024” (07 – 09 серпня 2024 р., м. Шанхай, Китай)
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 24.04.2024
17:18 - Україна підписала Меморандуми про взаємне визнання Дипломів / Свідоцтв фахівця моряків з Португалією та Грузією
17:04 - Мазепа про свою справу: проблема в "сірих зонах" законів, а не в вертикалі Зеленського
17:00 - Офіс генпрокурора після аудиту закрив п'яту частину справ проти бізнесу
16:47 - Boeing звітує про падіння доходів через скорочення поставок
16:35 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:31 - Автобуси тепер можуть обирати в "єЧерзі" час перетину кордону з Молдовою
16:26 - Центр розмінування ДССТ отримав 10 позашляховиків, закуплених німецькими партнерами за ініціативи Мінекономіки
16:24 - Держаудитслужба розпочала аудит Науково-дослідного інституту вогнетривів
16:14 - Мінветеранів обговорило з представниками ОВА та територіальних громад законопроєкт щодо засад ветеранської політики
16:06 - ДТЕК відновив електропостачання споживачів Святошинського району Києва
15:48 - Банкіри очікують зниження Нацбанком облікової ставки до 14%
15:48 - Справа про оборудки із землею: крім Сольського, підозру отримав його заступник
15:43 - Мін’юст: Урядовий законопроект про звернення ухвалений в першому читанні


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6704
Канадський долар28.8388
Юань Женьміньбі5.4473
Чеська крона1.6715
Данська крона5.6565
Гонконгівський долар5.0393
Форинт0.107269
Індійська рупія0.47372
Рупія0.0024433
Новий ізраїльський шекель10.4525
Єна0.25477
Теньге0.08896
Вона0.028811
Мексиканське песо2.3308
Молдовський лей2.2073
Новозеландський долар23.4185
Норвезька крона3.5966
московський рубль0.42673
Сінгапурський долар28.9955
Ренд2.057
Шведська крона3.6294
Швейцарський франк43.1667
Єгипетський фунт0.824
Фунт стерлінгів49.075
Долар США39.4716
Білоруський рубль14.347
Азербайджанський манат23.2159
Румунський лей8.4785
Турецька ліра1.2137
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9715
Болгарський лев21.5692
Євро42.1833
Злотий9.7656
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото91400.04
Срібло1070.47
Платина36045.86
Паладій40324.58

Курси валют, встановлені НБУ на 25.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.871043.871043.871043.872233881.80
2280431077.331077.331077.331077.33104501.01
2289101069.981069.981069.981069.9853499.00
229025983.59983.59983.59983.591827510.22
229470919.34919.34919.34919.34367736.00
2302621055.81055.81055.81055.8221718.00
CRSR061023.781023.781023.781023.785118.90
FSTF021014.051014.051014.051014.051014.05
USGK78454545454545454522725000.00
XS12141600016000160001600016000.00

Дані за 24.04.2024