Первоочередная реформа. Какая судьба ждет будущих пенсионеров?

23.04.2017 07:56 | Укррудпром

Зеркало недели, 22 апреля 2017. Опубликовано 07:49 23 апреля 2017 года После получения официальным Киевом очередного транша от МВФ главный вопрос на сегодняшний день: будет ли украинская власть проводить реформы, озвученные в тексте меморандума и очень необходимые стране, или же это просто очередные обещания на бумаге?

Самые глобальные изменения должны были бы произойти в пенсионной системе Украины. Даже беглый анализ обнародованного Меморандума с МВФ демонстрирует: существует большая вероятность того, что вместо пенсионной реформы власть прибегнет к имитации. Среди 34 страниц его текста тезисы о пенсионной реформе занимают полстраницы. Речь идет о повышении пенсионного возраста, увеличении трудового стажа и внедрении накопительного элемента для рискованных профессий, чтобы компенсировать нехватку средств для пенсий работников, выходящих на пенсию досрочно.

Непреодолимый дефицит

Дефицит Пенсионного фонда в экономической истории страны появлялся периодически. В 2014 г. он составлял 14,8 млрд грн, в 2015-м — 81 млрд, в 2016-м — 145 млрд. Дисбаланс возникал даже до снижения ЕСВ с 36 до 22%. То есть причина разрыва между доходной и расходной частями бюджета заключалась не только в изменениях в налогообложении, ведь эти изменения произошли лишь в 2016-м.

По оценкам правительства, сумма, необходимая на дотации ПФУ в нынешнем году, составит 141 млрд грн. Дефицит этот частично имеет искусственную природу. Существуют некоторые возможности уменьшить эту дыру, образовавшуюся в бюджете Пенсионного фонда. Для того чтобы понять, как сделать ПФУ бездефицитным, нужно сначала проанализировать соотношение его прибыли и расходов.

Бюджет Пенсионного фонда на 2017 г. составляет 284 млрд грн. Расходы состоят из многих статей, но их можно сгруппировать в три сектора. По оценкам эксперта по пенсионной реформе РПР Галины Третьяковой, сумма выплат пенсий по возрасту составляет 190 млрд, 3 млрд — администрирование ПФУ и 90 млрд — выплаты спецпенсий, надбавок, социальных пособий, то есть всех выплат, не относящихся к пенсиям по возрасту. Эти надбавки стали для ПФУ бременем, на них приходится почти 32% от 283 млрд грн расходной части его бюджета. Это с учетом “подтягивания” пенсий до уровня минимального прожиточного минимума для нетрудоспособных, на что тратится около 30 млрд грн. Еще 19 млрд — долг украинских предприятий перед пенсионерами за выслугу лет. Поскольку эти средства не были уплачены самими предприятиями в ПФУ, их изъяли из госбюджета для выполнения обязательств перед пенсионерами.

В Украине в целом деформировано понимание термина “пенсия”. В европейских странах и США пенсия — это государственное содержание человека после достижения им установленного возраста, когда он завершает свою трудовую деятельность. Все остальное — социальные выплаты, не имеющие к системе пенсионного обеспечения никакого отношения, для таких потребностей службы социальной политики разрабатывают соответствующие программы. Следовательно, по бюджетной логике, социальные выплаты (90 млрд грн), по сути не являющиеся пенсиями, надо исключить из бюджета ПФУ. Правильно было бы перенести эти расходы в бюджет Минсоцполитики. При этом размер пособия для нетрудоспособных людей и тех, кто получает пенсию ниже прожиточного минимума, должен быть сопоставим с размером минимальной пенсии. В этом случае дефицит ПФУ в 2017 г. составил бы около 50 млрд грн вместо 141 млрд, хотя общегосударственные расходы на поддержку незащищенных слоев населения не сократились бы.

Минус на минус не дает плюс

В 2017 г. правительство запланировало поступления от ЕСВ в бюджет на уровне 164,5 млрд грн. Но главная интрига в ЕСВ, который, кстати, не является налогом, это именно его распределение. Кабмин по своему усмотрению распределяет эти средства не только на потребности ПФУ, но и на Фонд социального страхования и Фонд по безработице. И такое распределение является нарушением, ведь ЕСВ — это публичные финансы страны, поэтому распределять их должна была бы Верховная Рада.

Итак, в ПФУ в этом году поступит 136 млрд грн, в Фонд страхования от несчастных случаев и потери трудоспособности — 18 млрд, а в Фонд по безработице — 10,5 млрд. И если Пенсионный фонд является бюджетным учреждением и подчиняется министерству, то этими двумя фондами руководят триады, состоящие из профсоюзов, работодателей и чиновников. Уже есть закон, объединяющий два фонда. ПФУ работает относительно понятно, а вот проследить финансовые операции этих учреждений значительно сложнее. Их должна проверять Счетная палата Украины, члены которой на сегодняшний день фактически нелегитимны. И, к сожалению, ВР в очередной раз провалила голосование за обновление состава Счетной палаты.

Кроме указанного взноса, каждый работающий человек отчисляет в государственный бюджет из своей заработной платы или дохода 18% налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который распределяется между государственным и местными бюджетами. В 2017 г. из налога будет перечислено 63 млрд грн в бюджет страны и 87 млрд — в местные бюджеты. Эти средства не зачисляются в ПФУ, хотя это было бы логично, ведь солидарная система пенсионного обеспечения представляет собой формулу, когда работающие обеспечивают пенсию пенсионерам за счет налогов и сборов, отчисляемых с их зарплат.

Простая арифметика демонстрирует нам, что дефицит Пенсионного фонда можно преодолеть. Общий бюджет ПФУ в 2017 г. составит 284 млрд грн. Из этих денег 136 млрд — запланированные поступления ЕСВ, 7 млрд — другие поступления и 141 млрд грн будет добавлено из бюджета страны. Расходная часть — 283 млрд, из которых 90 млрд — это спецпенсии, надбавки и социальные пособия. Если эти средства перевести в статью расходов украинского бюджета, останется дефицит в сумме 51 млрд. Покрыть его можно с помощью части НДФЛ, направляемой в госбюджет. Таким образом, дефицит ПФУ исчез бы полностью.

В то же время растет количество пенсионеров различных категорий: по возрасту, по выслуге лет и т.д. В прошлом году было назначено 397,5 тыс. новых пенсий. Следовательно, в 2017 г. сумма всех налогов и сборов, уплаченных с зарплат, составит 314,5 млрд грн.

Сейчас 12,8 млн плательщиков ЕСВ, являющегося главным источником дохода ПФУ, обеспечивают 12,5 млн пенсионеров. По данным Института демографии и социальных исследований им. М.Птухи, это соотношение прогнозируемо изменится следующим образом: в 2022 г. на 11,5 млн плательщиков ЕСВ ляжет нагрузка в 14,38 млн пенсионеров, в 2037-м 10,7 млн будут обеспечивать 14,96 млн, а в 2057 г. 9,7 работающих будут содержать 16 млн пенсионеров.

Что нужно делать?

Если власть тормозит запуск других уровней пенсионного обеспечения до момента упорядочения солидарной системы, вывод очевидный: решение проблем солидарной системы — задача №1. Для этого нужно:

— оставить в расходной части бюджета ПФУ только оплату пенсий по возрасту и расходы на администрирование. Расходы, связанные с социальными выплатами, сейчас составляющие 90 млрд, перенести в расходную часть бюджета Минсоцполитики;

— провести верификацию всех пенсионеров и выплат, тем самым обеспечив прозрачность и ясность расходов;

— включить в доходную часть ПФУ часть НДФЛ. Этот налог также платится с заработной платы, и согласно философии солидарной системы это было бы логично;

— оптимизировать функционал ПФУ ради уменьшения административных расходов. Для примера, центральный аппарат МВД содержится государством на 1,2 млрд грн.

В таких условиях мы бы не говорили о дефиците ПФУ вообще.

Пункт 9 Заключительных положений Закона “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” от 2003 г. содержит следующие нормы: лица, достигшие пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 этого закона, кроме случаев отсрочки времени назначения пенсии по возрасту в соответствии с этим законом, не могут быть плательщиками страховых взносов в Накопительный фонд, а также целый перечень условий, по которым может осуществляться перечисление страховых взносов в Накопительный фонд. Это невероятно усложняет переход существующей системы на накопительные второй и третий уровни пенсионного обеспечения. Сегодняшний ЕСВ как основа солидарной системы даже не может обеспечить содержание существующих пенсионеров при мизерных пенсиях. Мы что получили, то и потратили, поэтому надеяться на то, что он обеспечит нынешним его плательщикам достойную старость, — утопия.

Второй уровень пенсионного обеспечения представляет собой систему обязательного накопления, третий — добровольного. Открытие второго и третьего уровней позволит на первом этапе накапливать дополнительную сумму каждому человеку к своей пенсии, которую гарантирует государство, а в долгосрочной перспективе — полностью перейти на 100-процентную систему накопления. В цифрах это выглядит так: установленный страховой стаж в Украине — 36 лет, средний период получения пенсии — 14 лет (данные ПФУ). Если работающий человек зарегистрируется в системе обязательного накопления, предусматривающей второй уровень, и начнет ежемесячно отчислять от заработной платы 3% под 6% годовых, то за 36 лет сумма составит 200 тыс. грн, эквивалентных этой сумме в 2017 г.

В основе расчета лежит приблизительное накопление 16% в год, это минимальный уровень накопления, исходя из действующих сегодня предложений в госбанках. То есть государственный фонд будет приумножать деньги на 16% и выше. Уже сейчас можно предположить, что средний уровень годовой инфляции будет равен 10%. Эти 200 тыс. грн накоплений позволят ежемесячно получать приблизительно 1800 грн в течение 14 лет и даже дольше. Сумма всех накоплений сегодняшних 12,5 млн пенсионеров составила бы около 84 млрд долл. и могла бы даже гарантировать государству отсутствие кризиса в каком-либо секторе. Средства, отчисляемые людьми на свою пенсию, будут драйвером развития национальной экономики, что подтверждается мировым опытом.

Государственные пенсионные фонды по всему мира являются рычагами экономик, они инвестируют деньги в свои и чужие земли, разнообразные программы и бизнес. Третий уровень пенсионного накопления позволит инвестировать средства не только фондам, но и самим вкладчикам по собственному усмотрению. Самым богатым пенсионным фондом является японский. Он существует только 11 лет, а его капитал уже равняется 1,5 трлн долл., что обеспечивает японскому ПФ первое место в рейтинге наиболее богатых фондов. За ним с немного меньшими капиталами идут ПФ Норвегии, Нидерландов, Канады и США. Все они — важные инвесторы, имеющие мощное влияние на экономики своих государств.

В случае внедрения в Украине системы негосударственных фондов обязанности гаранта все равно должно взять на себя государство, поскольку его органы выдают лицензии на деятельность фондов. Государство должно проверять и контролировать такие фонды, а значит, и нести ответственность за то, чтобы вкладчики не были обмануты. И к тому же подобная система работы разгрузит функционал ПФУ, что сократит расходы на его администрирование. Негосударственные фонды станут по сути подрядчиками государства, а частный сектор разгрузит государственный сектор от лишнего налогообложения.

Третий уровень пенсионного обеспечения открывает очередные новые возможности для обеспечения достойной старости. В 2016 г., по данным Нацкомфинуслуг, в Украине действовало 65 негосударственных ПФ, общее количество их активов в нынешних условиях отсутствующего третьего уровня системы пенсионного страхования составило свыше 2 млрд грн.

Третий уровень предлагает множество сценариев развития событий и вариаций на тему размера взносов и процента годовых, поскольку у таких сумм будут отсутствовать лимиты и ограничения.

Что делает власть?

У украинской власти нет четкой стратегии по внедрению пенсионной реформы, ее только разрабатывают. Кабмин еще не разработал необходимую модель, но в то же время первые лица страны заверили представителей МВФ, что с 1 января 2018 г. система пенсионного обеспечения в Украине заработает по-новому.

Очевидно, что включение в список требований МВФ пенсионной реформы станет катализатором одного из сценариев: либо все закончится имитацией и косметическими изменениями, в частности поднятием пенсионного возраста, страхового стажа и банальной подачкой с минимальным повышением пенсии, или же это станет окном возможностей для открытого, непростого, возможно, непопулярного, но честного диалога с общественностью и запуском реально работающей на украинских граждан пенсионной реформы.

Роман СЕМЕНУХА, народный депутат фракции “Самопоміч”

Додати коментар

Користувач:
email:





Dollar, yen, euro
Currencies flow like the tide
Markets never sleep

- Fin.Org.UA

Новини

10:35 - Курс валютной пары GBP/USD зажат в широком ценовом диапазоне...
10:16 - Робота без бар’єрів: рівні умови для працевлаштування, навчання та ведення бізнесу
09:55 - Судан отримав другу партію українського борошна в рамках ініціативи Grain frоm Ukraine
09:53 - 31 березня Україна переходить на літній час
09:52 - Оперативна інформація про наслідки атаки 29 березня
09:47 - В Сумах відкрили перший офіс «Зроблено в Україні» для підтримки мікро- та малого бізнесу
09:39 - ОПЕРАТИВНА ІНФОРМАЦІЯ про наслідки атаки 29 березня: ворог атакував дронами та ракетами енергетичні об’єкти у Дніпропетровській, Черкаській, Кіровоградській, Івано-Франківській областях
09:33 - МОН: Стартує новий напрям з підтримки реформи професійної освіти в Україні у рамках Швейцарсько-українського проекту
09:26 - Понад 150 рятувальників ліквідовують наслідки ворожої атаки в 10 регіонах України, - Ігор Клименко
09:25 - Які терміни подання заяви за формою № 1-ПДВ при добровільній реєстрації платником ПДВ?
09:21 - Обіг підакцизних товарів: повнота обсягів розрахункових операцій, проведених через РРО/ПРРО, забезпечує повноту надходжень до бюджетів
09:20 - Оформляйте земельні відносини відповідно до закону: орендуєте земельну ділянку – заключіть договір!
09:18 - Підставою для нарахування орендної плати за земельну ділянку є договір оренди такої земельної ділянки
09:14 - Податковий календар на 01 квітня 2024 року
09:13 - До уваги платників!
09:12 - До місцевих бюджетів Дніпропетровщини від фізичних осіб надійшло майже 1,6 млн грн туристичного збору
09:11 - Транспортний податок: юридичні особи спрямували до місцевих бюджетів Дніпропетровської області понад 1,6 млн гривень
09:09 - Плата за землю – важливе джерело наповнення місцевих бюджетів Дніпропетровщини
09:08 - Податкова служба Дніпропетровщини: обговорення актуальних питань з податку на прибуток та єдиного податку
08:50 - Міністр фінансів України Сергій Марченко підписав Угоду з США щодо відтермінування виплат за державним боргом
08:43 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та щодо роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
08:35 - Курс валютной пары EUR/USD проторговывает область локальных min...
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 29.03.2024
06:35 - Чергова масована атака країни-терориста на нашу енергетику!
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 28 березня: реальний ВВП торік зріс на 5,3%, московія продає алмази сама собі
20:57 - У Telegram з'явиться функція обмеження кола відправників повідомлень
20:51 - Міністр оборони Рустем Умєров виступив на позачерговому засіданні Ради Україна-НАТО
20:46 - Коментар МЗС України щодо ветування росією проекту резолюції Ради Безпеки ООН щодо продовження мандату Групи експертів санкційного Комітету 1718 (КНДР)
20:42 - Майже 70% українців упевнені у відновленні економіки країни після перемоги – опитування 


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024