Очистить небо: авиакомпания Коломойского выдавливает конкурентов с рынка

25.05.2016 19:32 | Укррудпром


Лига Бизнес, 25 мая 2016.
Опубликовано 18:08 25 мая 2016 года


Авиакомпания “Международные авиалинии Украины”, принадлежащая бизнесмену Игорю Коломойскому, пытается не допустить либерализации рынка авиаперевозок.

Авиакомпания “Международные авиалинии Украины”, принадлежащая бизнесмену Игорю Коломойскому, пытается не допустить либерализации рынка авиаперевозок. С этой целью перевозчик подал иск в суд. В случае выигрыша, другие, более мелкие, авиаперевозчики могут лишиться прав на многие маршруты. В свою очередь, МАУ ссылается на незаконность действий чиновников.


Загнали в угол


Поводом для иска в суд авиакомпании МАУ стал приказ № 222 Государственной авиационной службы, направленный на либерализацию доступа на рынок авиакомпаний. Наконец, спустя 1,5 года, чиновники выполнили “хотелки” небольших авиаперевозчиков. То есть, они отменили дискриминационные, по мнению авиакомпаний нормы, не позволяющие им беспрепятственно получать права на новые направления полетов.


В частности, игроков авиарынка не устраивало то, что для получения новых международных маршрутов контрольные пакеты компаний должны были принадлежать гражданам Украины, а также у них должен быть годовой стаж полетов внутри страны.


Норма, касающаяся бенефициаров, ударила бы по авиакомпании Atlasjet Ukraine, конечными контролирующими собственниками которой являются иностранцы.


А вторая — по стажу полетов — была под силу лишь МАУ, “Днеправиа” и “Мотор Сич”.


Впрочем, эти два правила так и не успели вступить в силу. История тянется давно. В прошлом году авиарынку удалось пролоббировать отсрочку на один год — до июня 2016 года. Но за это время авиакомпании убедили Госавиаслужбу в необходимости отмены этих требований.


Неожиданное препятствие


Однако не тут-то было. Несмотря на то, что чиновники удовлетворили просьбы авиарынка, Госавиаслужба уже успела подготовить новый критерий для получения прав на маршруты и вписать его в приказ, которым отменяла болезненные для авиакомпаний нормы.


В частности, предоставлять права на международные рейсы чиновники будут лишь тем игрокам, которые уплатили в полном объеме государственные сборы, предусмотренные Воздушным кодексом Украины.


По сути, имеется ввиду уплата авиакомпаниями сбора в специализированный госавиафонд. Сейчас этот сбор составляет 2 доллара, которые платит пассажир при покупке билета, а авиакомпания обязана перечислить эти средства в фонд.


Однако эта норма сыграет против интересов МАУ. Перевозчик уже довольно продолжительное время судится с Госавиаслужбой, доказывая, что он не должен платить этот сбор.


По оценке эксперта по транспорту Офиса эффективного регулирования BRDO Сергея Хижняка, долг МАУ по этому сбору достиг примерно 200 млн гривен. “Причем, если ранее МАУ собирала этот сбор с пассажиров и не платила его в фонд, то, начиная с 2016 года, она даже не взимает его с пассажиров”, — говорит он.


Чтобы не лишиться права на получение новых направлений из-за неуплаты этого сбора, МАУ подала иск в суд на Госавиаслужбу, с копией которого удалось ознакомиться РБК-Украина. Им она требует признать приказ №222 Госавиаслужбы незаконным и недействительным.


Согласно документу, МАУ считает, что Госавиаслужба не имела права устанавливать требование об уплате сбора как права на получение новых маршрутов по трем причинам.


Во-первых, этот сбор является налогом, однако ни одним законом он не включен в перечень общегосудаственных налогов и сборов.


Во-вторых, по мнению юристов авиакомпании, ни одним законом или решением Кабмина не установлен размер и порядок уплаты этого сбора, а сделано это лишь приказом Госавиаслужбы, на что последняя, по мнению МАУ, не имела права.


В-третьих, МАУ уверена, что Госавиаслужба нарушила положения Воздушного и Налогового кодексов, установив сроки оплаты сбора для получения прав на новые маршруты.


Эксперт по авиационному праву Олег Бондарь (партнер юридического бюро ECOVIS Бондарь и Бондарь), который защищает МАУ в суде, считает, что новый судебный процесс — результат отсутствия государственной политики в авиационной отрасли, и неспособности регулятора выполнять свои функции.


“Спор идет вокруг авиационного сбора, который Госавиаслужба пытается навязать всем пассажирам. За 22 года, как этот сбор был введен в Украине, чиновники не удосужились разработать внятные правила его взимания, не установили плательщика, сроки, порядок оплаты. Этот налог противоречит Воздушному и Налоговому кодексам, Конституции”, — говорит он.


Олег Бондарь отмечает, что если раньше, за счет авиационного сбора, по крайней мере, финансировалась деятельность Госавиаслужбы, то сегодня он просто “растворяется в общей массе бюджетных платежей, и украинская авиация не видит никакого позитивного эффекта от его уплаты”. ”Если нам не удастся отстоять свою позицию, и спорный приказ Госавиаслужбвы вступит в силу, то пострадают в первую очередь пассажиры — именно с них этот сбор должен будет удерживаться”, — заключил управляющий партнер “ECOVIS Бондарь и Бондарь”.


Получить комментарий непосредственно у МАУ не удалось. В Госавиаслужбе знают о том, что по иску МАУ уже открыто судебное производство, и юристы ведомства в ближайшее время ознакомятся с ним. “Только после этого мы сможем комментировать ситуацию при необходимости”, — заявила РБК-Украина пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская.


Надежда на будущее


“Поскольку у МАУ есть задолженность по авиасбору, то в конце мая на заседании комиссии Госавиаслужбы по распределению маршрутов ведомство должно отказать МАУ в новых маршрутах”, — объяснил РБК-Украина партнер юрфирмы “Анте” Андрей Гук, который специализируется на авиационном праве.


Эксперты считают, что именно этого и добивались мелкие игроки рынка. “Небольшие перевозчики, пролоббировав нормы об обязательности оплаты сбора в авиационный фонд, сами загнали МАУ в угол и спровоцировали этого перевозчика на то, чтобы он подал в суд и потребовал признать обновленную редакцию правил выдачи направлений незаконной”, — говорит Сергей Хижняк.


МАУ имеет шансы повернуть ситуацию в свою пользу. По словам Андрея Гука, чтобы избежать уплаты задолженности по сбору и, при этом, не потерять возможность получить новые направления на майском заседании комиссии, МАУ попросила суд приостановить действие изменений. Если суд пойдет на встречу перевозчику, то в силу вступят две дискриминационные нормы, против которых как раз и выступали небольшие авиакомпании.


“Кроме того, полное удовлетворение иска МАУ будет означать, по сути, отмену прав многих украинских авиакомпаний на международные полеты, к примеру, Azur Аir, Windrose, а Atlasjet Ukraine рискует вообще потерять право на полеты”, — заключил юрист.


Дмитрий УЛЯНИЦКИЙ




Додати коментар

Користувач:
email:





Secondary market
Trades existing securities
Provides liquidity

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України
17:58 - Україна залучила близько $72 млрд бюджетної підтримки від країн G7 та ЄС з лютого 2022 року: Сергій Марченко зустрівся з міністрами фінансів G7
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 19.04.2024
17:37 - У першому кварталі 2024 року експорт українського меду зріс на 93%
17:25 - Ощадбанк торік отримав рекордні 6 мільярдів чистого прибутку
17:15 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
16:54 - Людмила Сугак зустрілася з представниками Генерального директорату з питань сусідства та переговорів про розширення Єврокомісії
16:50 - Неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати – Мін'юст
16:49 - Мінцифри радить використовувати безоплатні можливості від Дія.Бізнес для розвитку підприємницьких навичок
16:41 - У Киргизстані заблокували TikTok: що стало причиною
16:23 - Україна отримала 18 модульних мостів від іноземних партнерів
16:18 - Мін’юст: Санкції створюють величезні проблеми для підсанкційних осіб
16:17 - Tesla відкликає майже 4 тисячі електромобілів Cybertruck через несправність
16:11 - московіяни атакували Одещину ракетами, пошкоджена припортова інфраструктура


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024