Ж/д тарифы: Мининфраструктуры сражается с экономикой страны

25.12.2015 12:08 | Укррудпром


.
Опубликовано 11:14 25 декабря 2015 года


Запланированное Министерством инфраструктуры в следующем году повышение грузовых железнодорожных тарифов на 30% на сегодня является одной из наиболее острых проблем отечественной экономики.

Представители различных отраслей и профильные эксперты утверждают, что такой резкий рост будет губительным для многих предприятий и приведет к коллапсу в экономике. Тем не менее, транспортное ведомство настаивает на повышении, отвергая все аргументы бизнеса, представителей международных организаций, экспертов и даже своих коллег по Кабмину.


Найти компромиссное решение чиновников призывала Американская торговая палата (АСС), предложившая провести встречу всех заинтересованных сторон.


Увы, событие проходило без участия министра. На встречу приехали первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, замминистра Минэкономразвития Руслан Корж и и.о. гендиректора “Укрзализныци” Александр Завгородний.


Промышленники рассчитывали получить ответы, как рост тарифов повлияет на состояние отраслей, куда “Укрзализныця” намерена инвестировать дополнительные средства, и как грузоотправителям выживать после очередного повышения их транспортных расходов.


Главный камень преткновения — чем министерство руководствовалось, определяя величину повышение тарифа? Ведь фактические цифры за счет скрытых факторов намного превышают озвученные руководством министерства 30%.


“Основная индексация тарифов предлагается путем изменений тремя каналами. Первый — это фактическая индексация тарифов по классам. Второй канал — повышение стоимости железнодорожных перевозок, это унификация порожнего пробега. И третий канал — индексация дополнительных сборов… В результате по году эти три составляющие дадут примерно 25-50% роста стоимости железнодорожных перевозок для различных классов грузов. Это достаточно отличается от тех показателей, которые заложены в качестве индекса цен производителей на 2016 год и фактически превышает в 2-5 раз”, — отметил руководитель отдела аналитики “Центра транспортных стратегий” Андрей Шкляр.


По оценкам эксперта, из-за снижения конкурентоспособности отечественной продукции, которая последуют за увеличением логистических расходов, государственный бюджет потеряет десятки миллиардов валютной выручки. При этом сильнее всех рост тарифов на себе почувствуют производители руды, угля и строительных материалов.


Тяжелыми будут последствия роста грузовых ж/д тарифов и для химической отрасли. Об этом заявил президент Союза химиков Украины Алексей Голубов. По его словам, на сегодня рентабельность отрасли составляет минус 18%, а отечественные и международные эксперты прогнозируют снижение цен на химическую продукцию на мировых рынках.


“При таком подходе к повышению тарифов, я уверен, что скоро, в частности, по химической отрасли, нечего будет возить. Поэтому, я бы все-таки рекомендовал нашему собранию более осторожно отнестись к этой проблеме. Она может навредить в целом экономике”, — отметил Алексей Голубев.


По словам председателя Федерации металлургов Украины Сергея Беленького, мировые цены на железорудное сырье достигли исторических минимумов, поэтому даже при существующем уровне тарифов многие предприятия сегодня работают с нулевой или отрицательной рентабельностью. А со следующего года из-за очередного роста железнодорожных тарифов некоторые заводы начнут уходить в длительные простои или закрываться.


“В феврале этого года повысили тарифы на 30%. При этом на сегодняшний день, к концу года, мы так и не увидели никакой существенной инвестпрограммы от “Укрзализныци”… Все эти факторы не способствуют тому, чтобы у крупного бизнеса, у промышленного бизнеса росло доверие к той же железной дороге, к тому же Министерству. И чтобы мы были уверены, что те деньги, которые получит железная дорога, будут потрачены по назначению, как это было в ваших презентациях, а не снова по каким-то надуманным поводам проедены”, — подчеркнул глава федерации металлургов.


Увы, в ответ чиновники так и не представили ни анализ последствий повышения тарифов на ж\д перевозки для экономики страны, ни обоснования величины индексации, заложенной в приказе министерства.


Владимир Шульмейстер лишь пояснил, что госмонополии не хватило 9 млрд. грн., которые дополнительно получила железная дорога от февральского повышения тарифов.


“К сожалению, тех денег, которые удалось получить “Укрзализныце” за счет повышения тарифов в этом году, было крайне недостаточно для того, чтобы сделать все, что мы планировали. Это одна из причин дальнейшего повышения тарифов”, — пояснил он.


Читайте: По сути, пояснение чиновников транспортного ведомства сводились к тому, что “все вокруг дорожает, надо и нам повышать цены”. При этом промышленников успокаивали, дескать, на вырученные средства “Укрзализныця” начнет закупать продукцию украинских предприятий. Так что они только выиграют от повышения.

Анализа того, насколько снизится объем грузоперевозок, так и не прозвучало. Складывалось впечатление, что министерство вообще не учитывает этот фактор, который способен нивелирует весь эффект от поднятия тарифов.


Между тем, глава “Укрзализныци” сообщил, что сокращение грузооборота уже происходит. “У нас погрузка в октябре месяце этого года составляла практически миллион тонн, мы там не доходили где-то 2-3 тыс. тонн до миллиона. Сегодня среднесуточная погрузка — 825 тыс. тонн. 180 тыс. тонн ушли из погрузки. Что ушло? Ушел уголь, ушла руда, ушли окатыши…”, — подчеркнул Александр Завгародний.


Глава “Укрзализныци” признал, что госпредприятие может обойтись и без повышения тарифов. “По большому счету, как бы сложно там ни было, мы — “Украинские железные дороги”, — выживем без повышения тарифа”, — уточнил он.


По мнению директора по логистике компании ДТЭК Ореста Логунова, проблема повышения грузовых тарифов заключается в том, что госпредприятие стремится наращивать свои доходы за счет промышленности, когда все отрасли украинской экономики борются за свое выживание.


“Мы, угольщики, любой бизнесмен, любой сырьевик, попавший в тяжелую ситуацию, в общем-то, сконцентрирован на увеличении собственной эффективности, на урезание расходов, на возможно каком-то замораживании. У него есть какая-то стратегия, как пройти дно, как пережить это сложное время. Вот хотелось бы увидеть, какие конкретно меры предлагаются министерством и “Укрзализныцей” по урезанию своих расходов, по урезанию аппетитов”, — отметил Орест Логунов.


Для оптимизации расходов госпредприятия чиновникам предложили провести действенную борьбу с коррупцией, поскольку в самом Мининфраструктуры признают, что на УЗ разворовывается 10-20 млрд грн. Естественно, что при таких объемах хищений транспортному монополисту не хватает дополнительных поступлений за счет уже предпринятых ранее повышений тарифов.


“Мы можем изобрести и принять механизмы денежного наполнения этой системы “Укрзализныци”. Но, если мы не преодолеем коррупцию, то в эту дыру будут сливаться любые поступления от повышений тарифов”, — подчеркнул исполнительный директор ассоциации “Укрцемент” Роман Скильский.


Он добавил, что постоянный рост ж/д тарифов вынудит многие отрасли уходить с железной дороги. И для большинства промпредприятий единственной альтернативой останется автомобильный транспорт, что приведет к разрушению автомобильных дорог.


Такой подход, по словам промышленников, больше похож на эксперимент, чем на результаты реального экономического анализа. Поэтому негативные последствия в экономике на заставят себя ждать.


“У меня были ожидания от железной дороги, что она ответит на вопрос, каким образом рост тарифа до уровня до 50% по отдельным видам грузов повлияет на ту или иную отрасль. Но, к сожалению, ответа мы не увидели. А увидели только, наверное, не до конца взвешенную позицию железной дороги по отношению к происходящему”,- заявил представитель Федерации работодателей транспорта Украины Дмитрий Демидович.


По итогам встречи, члены Американской торговой палаты предложили создать на базе Минэкономразвития рабочую группу, которая объединит также представителей транспортного ведомства и промышленных предприятий.


“Давайте брать топ-5 грузоотправителей по главным категориям грузов. Садиться, не когда решение должно быть принято до конца месяца, а на этапе какого-то предварительного согласования и выходить на какой-то компромисс”, — резюмировал директор “Центра транспортных стратегий” Сергей Вовк.


Пойдет ли Министерство инфраструктуры на диалог с бизнесом, или продолжит конфронтацию? Руководство ведомства пока демонстрирует принципиальность в желании продавить задуманное повышение. Правки, предложения со стороны бизнеса не принимаются и даже не рассматриваются. Однако имеют ли чиновники, недавно дружно подавшие в отставку и фактически “сидящие на чемоданах”, моральное право принимать настолько важные для экономики страны решения? Ведь расхлебывать последствия этих действий придется уже новым руководителям.


Кирилл СОМОВ




 




Додати коментар

Користувач:
email:





Greece, Spain, Italy,
Debt woes weigh on the markets,
Europeans hold breath.

- Fin.Org.UA

Новини

17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян
15:59 - Мін’юст: Презентовано програму PACE.UA щодо реформування пенітенціарної системи України
15:57 - Потрібно використати всі інструменти для оздоровлення дітей із вразливих категорій, - Мінреінтеграції
15:56 - НБУ розглядає зняття обмежень на виведення валюти для обслуговування старих боргів - Пишний
15:50 - Активи колишніх “дочок” росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
15:43 - У Києві відбулося офіційне відкриття та перше засідання Керівного комітету проекту Ради Європи DECOPRIS
15:37 - Ситуація в енергосистемі стабільна, – Руслан Слободян
15:35 - Meta втратила 200 мільярдів доларів капіталізації після квартального звіту
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024
15:30 - В Брюсселі розпочалися роз’яснювальні зустрічі Єврокомісії та України по темі сільського господарства
15:16 - Морський експорт бензину з московії впав до піврічного мінімуму: яка причина
15:07 - Микола Колісник: Поглиблення українсько-болгарської співпраці посилить енергетичну безпеку регіону
15:04 - Як змінилися терміни бюджетного відшкодування ПДВ у зв’язку з прийняттям Закону України № 3603?
15:03 - Як заповнюється податкова декларація платника єдиного податку – ФОПа у разі виправлення самостійно виявлених помилок з податкового зобов’язання?
15:01 - Юридичні особи поповнили місцеві скарбниці Дніпропетровщини транспортним податком майже на 2 млн гривень
15:00 - Щодо вимог законодавства до суб’єктів господарювання, які здійснюють розрахункові операції
15:00 - Активи колишніх «дочок» росбанків вже продано на 5 млрд гривень на державних онлайн-аукціонах Прозорро.Продажі
14:58 - Листування з контролюючими органами через Електронний кабінет
14:57 - До уваги ФОПів – платнків єдиного податку першої – третьої груп!
14:56 - До уваги платників, які мають можливість своєчасно виконувати свої податкові обов’язки!
14:54 - Дніпропетровщина: від фізичних осіб місцеві бюджети отримали понад 2 млн грн туристичного збору
14:53 - В які строки фізична особа має право на проведення звірки даних, використаних контролюючим органом для розрахунку загального МПЗ?
14:49 - Польща за два роки повномасштабного вторгнення передала Україні допомоги на 9 мільярдів доларів
14:45 - Україна може отримати 38 мільярдів доларів зовнішньої допомоги у 2024 році - НБУ
14:43 - Рустем Умєров провів зустріч з помічником Генсека НАТО Скоттом Бреєм
14:37 - Україна впроваджує всі необхідні інструменти для залучення міжнародних інвестицій в економіку, – Юлія Свириденко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024