Как Порошенко выводит Гонтареву из-под удара

28.04.2015 19:28 | Укррудпром


Деловая столица, 28 апреля 2015.
Опубликовано 18:25 28 апреля 2015 года


На сайте Верховной Рады появились президентские законопроекты о новом порядке работы НБУ.

Вчера на сайте Верховной рады появилось сразу два президентских законопроекта, направленных на изменение работы Нацбанка в части “развития институциональной состоятельности Национального банка Украины”. Речь идет о документах 2742 и 2743. Менять в работе НБУ предлагается многое, но отдельно выделить стоит три основных момента.


Первое, в случае принятия документа, глава НБУ перестанет нести единоличную ответственность за то, что напридумывает Нацбанк в будущем. Статью, в которой такая ответственность была закреплена, предлагается просто выбросить. А кто же будет отвечать? По сути эту тяжелую ношу поделят между главой НБУ, его замами и Советом Нацбанка. Итак, в проекте президента, правление НБУ — это коллегиальный орган из 6-ти человек: главы и его замов. Но у главы Нацбанка — решающий голос, один за два, но таким правом он сможет воспользоватся лишь в том случае, если голоса при рассмотрении того или иного решения разделятся поровну. Т.е. все текущие решения принимаются не одним, а шестью руководителями ведомства. Причем сидеть замы в своих креслах должны по семь лет (как и члены совета НБУ). В этой связи, даже как-то обидно за главу — ему то кресло дается на 5 лет, и то сохраняется высокая вероятность, что Верховная Рада уволит его досрочно за что-то там.


Впрочем, кроме как уволить председателя НБУ теперь Верховная Рада особо больше ничего и не может. Думается, Олег Ляшко расстроится, узнав, что теперь побросать “долларам” и пообзывать руководителя главного финансового ведомства не выйдет. Помните, на каком основании депутаты с завидной регулярностью вызывали Гонтареву в Раду? Это пункт о том, что подотчётность НБУ включается в себя “доклад главы НБУ о деятельности Нацбанка” в парламенте. И как часто должно происходить такое “докладывание”, зависило от усмотрения (точнее благоразумия) нардепов. Но, учитывая, что с благоразумием у Рады всегда были проблемы, упомянутую процедуру предлагается строго регламентировать: “Глава НБУ один раз в год докладывается ВРУ о деятельности Нацбанка”. Все.


Впрочем, попробовать спросить с руководства НБУ и в других случаях нардепы смогут, например, у своих выдвиженцев — членов Совета НБУ. По задумке Совет будет больше неким рекомендательно-наблюдательным органом, пишущим одну бумажку в год за спасибо. Членам совета предлагается платить полноценное денежное вознаграждение за работу, и, соответственно, требовать от них принимать полноценное участие в принятии решений и нести за них ответственность. Ведь кроме всего-всего прочего именно Совет НБУ будет назначать и увольнять замов Главы, а также главного аудитора (и, кстати, утверждать методику определения вознаграждения членам совета, т.е. самим себе). Правда, сэкономить решили на количестве — число членов совета НБУ сократят с 15 до 9, и собираться они должны не реже 10 раз в год (вместо 4-х ныне оговоренных).


Кстати, о вознаграждении. Зарплаты сотрудников НБУ, по предлагаемому законопроекту, теперь не будут ограничиваться законом “О госслужбе”. Так что есть все шансы, что мечта Гонтаревой сбудется и она больше не будет жить на 7 минимальных зарплат. 


Второе, бюджет больше не увидит тех сумм, которые в последние годы получал от НБУ. Напомним, сейчас НБУ должен ежегодно перечислять 50% своей прибыли в госбюджет, а остальное отправлять на пополнение резервов. Теперь предлагается прибыль сначала направить на пополнение резервов (пока они не достигнут 10% обязательств Нацбанка), и только в случае, если вдруг этот показатель будут превышен, излишком можно пополнить бюджет. Впрочем, норма о 10% (правда не в столь категоричной форме) есть и в нынешней редакции закона. Но депутаты с завидно регулярность ее игнорировали. Например, в этом году законом о госбюджете снизили до 4% (а хотели и того 3%). Да и перечислял НБУ в бюджет далеко не 50%, как указано в базовом законе. В 2014 году это было 22,8 млрд грн, тогда как прибыль по итогам 2013 года составила 11,9 млрд грн. В 2013 году НБУ перечислил 28,3 млрд грн, при том, что его прибыль за 2012 год составляла 16 млрд грн. На этот случай в президентском законопроекте отдельно указано, что изменения в закон “О Национальном банке Украины” нельзя будет вносить никакими другими нормативными актами, кроме как отдельным законом об изменении именно этого закона. То есть никак не законом о госбюджете.


Кстати, согласно законопроекту, Нацбанк вообще не обязан будет составлять смету на будущий год по доходам. Что, в общем-то правильно. Доходы НБУ в основном составляют проценты от предоставления кредитов и операций с валютой. Но предсказать заранее, кому из банков понадобиться рефинансирование, или с какими суммами НБУ будет выходить на валютный рынок с целью его регулирования — задача из области гадания на кофейной гуще. Это что-то из разряда, сколько штрафов должен собрать налоговый инспектор или инспектор ГАИ. Но последние показатели постоянно вызывают критику экспертов, а вот планирование работы НБУ по доходам почему-то долго считалось само-собой разумеющимся. Но теперь, если не будет планов, то даже формально нельзя в проект бюджета включать показатель поступлений от НБУ.


И, третье, Кабмин не сможет вмешиваться в работу Нацбанка, а вот НБУ — сможет. Если вкратце, то помните, как Гонтарева говорила, что она не несет ответственности за курс в госбюджете. Так вот, теперь она сможет кричать об этом еще громче. НБУ не будет обязан подавать Кабмину информацию о “монетарных процессах”, участвовать в составлении прогноза госбюджета, предоставлять показатели валютно-курсовой политики на будущие годы и т.д. То есть премьеру не на кого будет свалить отсутствие проекта бюджета и оправдываться тем, что Нацбанк не подал цифры курса. Но самое забавное — глава НБУ или его замы имеют права присутствовать на заседаниях Кабмина, а члены Кабмина могут приходить на заседания правления НБУ только по приглашению. Причем, в отличии от ныне действующей нормы, никакого права голоса, сидя там, министры, иметь не будут.


Кроме всего вышеупомянутого в законопроекте есть и другие “плюшки” для НБУ. Тут и освобождение от ответственности в случае, если действия сотрудников привели к убыткам, и доступ к государственному реестру имущественных прав, и возможность издавать документы с ограниченным доступом, и мное другое. Глядя на все эти новшества, кажется, что шансы на прохождение у законопроектов не особо велики. Но, как говориться, чем черт не шутит...


Виктория БАРАНОВА




Додати коментар

Користувач:
email:





Futures market trade,
Bets on prices yet to come,
Risk and reward weighed.

- Fin.Org.UA

Новини

12:14 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - СОБОРНИЙ ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКИЙ РАЙОНИ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!
12:02 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - СОБОРНИЙ ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКИЙ РАЙОНИ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!
11:38 - Сольський про підозру НАБУ: "Мова йде про події 2017-2018 років, коли я був адвокатом"
11:37 - США планують запровадити санкції проти китайських банків через допомогу московії – WSJ
11:04 - В енергосистемі дефіцит: "Укренерго" другий день залучає аварійну допомогу майже цілодобово
11:01 - Яка відповідальність передбачена за несвоєчасне подання податкової декларації про майновий стан і доходи фізичною особою?
10:59 - Шановні платники податків! Звертаємо Вашу увагу
10:58 - Чи може юридична особа – платник єдиного податку 3 групи застосовувати спрощену систему оподаткування при наданні фінансової допомоги?
10:57 - Хто сплачує МПЗ у разі, якщо у звітному році орендар – ФОП, який користувався земельною ділянкою на підставі договору оренди, з середини року передав її у суборенду іншій ФОП – суборендарю?
10:56 - Понад 7,9 млрд грн єдиного внеску спрямували платники Дніпропетровщини до державних цільових фондів
10:54 - За якими кодами бюджетної класифікації сплачується акцизний податок?
10:53 - До уваги сільськогосподарських товаровиробників – юридичних осіб, які планують обрати четверту групу платників єдиного податку!
10:51 - Акцизний податок з ввезених товарів: платники Дніпропетровщини поповнили загальний фонд держбюджету на понад 50,4 млн гривень
10:35 - Наслідок обстрілу телевежі: Харків і прилеглі населені пункти залишилися без цифрового ТБ
10:33 - "Газпром" через повінь закрив десятки газових свердловин
10:07 - “Добродія Фудз” передала близько 1150 упаковок безглютенових пластівців WOWOATS для членів Української Спілки Целіакії
10:01 - Кількість гривень в обігу України за I квартал зросла на 16 мільярдів
09:52 - Попри санкції США, китайські університети отримали чипи Nvidia
09:23 - НАБУ підозрює аграрного міністра Сольського в заволодінні землею на сотні мільйонів
09:10 - Контроль за обігом підакцизної продукції та сплатою акцизного податку: результати роботи податківців Дніпропетровщини
09:09 - Засідання тимчасової робочої групи Громадської ради: питання ліцензування та контролю за виробництвом і обігом підакцизних товарів
09:07 - Чи може юридична особа – платник єдиного податку 3 групи застосовувати спрощену систему оподаткування при наданні фінансової допомоги?
09:05 - Хто сплачує МПЗ у разі, якщо у звітному році орендар – ФОП, який користувався земельною ділянкою на пі
09:05 - Яка відповідальність передбачена за несвоєчасне подання податкової декларації про майновий стан і доходи фізичною особою?
09:04 - За якими кодами бюджетної класифікації сплачується акцизний податок?
09:02 - До уваги сільськогосподарських товаровиробників – юридичних осіб, які планують обрати четверту групу платників єдиного податку!
09:00 - Чи можна подавати звіт про КІК без річної декларації про майновий стан і доходи, якщо така декларація не обов’язкова до подання?
09:00 - Ціни на нафту зросли через геополітичні побоювання на Близькому Сході
08:58 - Акцизний податок з ввезених товарів: платники Дніпропетровщини поповнили загальний фонд держбюджету на понад 50,4 млн гривень
08:57 - Понад 7,9 млрд грн єдиного внеску спрямували платники Дніпропетровщини до державних цільових фондів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6107
Канадський долар29.0031
Юань Женьміньбі5.4923
Чеська крона1.6747
Данська крона5.6707
Гонконгівський долар5.0768
Форинт0.107323
Індійська рупія0.47718
Рупія0.0024497
Новий ізраїльський шекель10.5614
Єна0.25707
Теньге0.089281
Вона0.02884
Мексиканське песо2.3282
Молдовський лей2.2288
Новозеландський долар23.5002
Норвезька крона3.6128
московський рубль0.42575
Сінгапурський долар29.1904
Ренд2.0815
Шведська крона3.6476
Швейцарський франк43.6343
Єгипетський фунт0.8263
Фунт стерлінгів48.9915
Долар США39.7836
Білоруський рубль14.4605
Азербайджанський манат23.3994
Румунський лей8.5037
Турецька ліра1.2228
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2735
Болгарський лев21.6462
Євро42.3118
Злотий9.7987
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото93184.33
Срібло1093.85
Платина36707.13
Паладій40190.59

Курси валют, встановлені НБУ на 23.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861043.071043.071043.071043.071063931.40
227763996.56996.56996.56996.56298968.00
229025982.82982.82982.82982.82982820.00
229470918.63918.63918.63918.63459315.00
2302621054.881054.881054.881054.88210976.00
CRSR061022.251022.251021.451022.2544976.60
USGK78457645764576457622880000.00

Дані за 22.04.2024