Что будет, если “отобрать и поделить”

21.04.2015 10:24 | Укррудпром


Деловая столица, № 15, 13 апреля 2015.
Опубликовано 10:09 21 апреля 2015 года


Какие выгоды и риски сулит Украине волна реприватизации, даже если ее удастся провести прозрачно по единым для всех правилам.

В нашей стране так исторически сложилось, что общественный договор между властью и народом включал в себя пункт о месте и роли крупного капитала. Учи­тывая тот факт, что в СССР официальных миллионеров не было, их появление не могло не вызвать вопросов. Так возник стереотип о том, что нельзя достичь богатства и успеха и остаться при этом приличным человеком. Впрочем, период первичного накопления капитала в большинстве стран считается не самой лицеприятной страницей истории. Итак, в Украине соответствующий пункт общественного договора много лет сводился к формуле: “Нужно потерпеть, пока олигархи все поделят и начнут развивать поделенное. Тогда и рядовым труженикам станет хорошо”. Но шли годы, дележ и передел продолжались, а в развитие вкладывались единицы, да и то скорее символически.


С учетом социальной безответственности отечественного большого капитала все годы вплоть до сего дня в обществе не сбавляет популярности тезис о необходимости “отобрать и поделить”. Достаточно вспомнить, в какой восторг привела нацию реприватизация “Криворожстали”. Сейчас власть снова заговорила о реприватизации. Причем если поначалу основным драйвером процесса выступал еще губернатор Игорь Коломойский, то теперь в игру включились госорганы. На прошлой неделе Генпрокуратура попросила суд признать незаконной приватизацию “Днепроэнер­го”, “Закарпатьеоблэнерго” и “Донбассэнерго”. Старт дан, и теперь вопрос лишь в том, станем мы свидетелями очередного передела собственности или все-таки написания новых правил для всех.


В принципе реприватизация (или национализация) вполне способна быть основой для нового общественного договора. Напри­мер, в ЮАР перераспределение собственности ознаменовало конец политики апартеида. Предста­вителей “белого” капитала попросили поделиться некоторыми активами в пользу чернокожих бизнесменов. В качестве альтернативы был вариант лишиться всего, так что “белые” предпочли уступить часть, сохранив остальное. В Британии во времена Маргарет Тэтчер или во Франции Шарля де Голля национализация на определенный период также становилась основой общественного договора: если бизнес злоупотребляет властью, которую ему дают его активы, то государство может отобрать эту власть вместе с активами.


Другое дело, что в нашей стране на данном этапе подобная постановка вопроса может привести совершенно к другим последствиям. Наверное, лучше всего эти последствия сформулировал известный экономист (а ныне исполнительный директор Совета национальной безопасности США) Рори Макфаркуар: “Крупные собственники никогда не согласятся ослабить свой контроль над политической системой из опасения, что однажды придет новое правительство, которое отберет принадлежащие им активы. В результате плавный переход к современной демократической системе становится невозможным”. Мы, кстати, это уже наблюдали — в виде поддержки олигархатом на президентских выборах-2010 Виктора Януковича, когда он оказался единственной альтернативой постоянно говорившей о реприватизации Юлии Тимошенко.


То есть можно хоть трижды записать в Конституции, что частная собственность неприкосновенна. Можно даже принять отдельный закон, что эта реприватизация — самая-самая последняя. Под бумагой о продаже актива могут расписаться все видные политические фигуры нынешней власти. Но пока общество приветствует тезис “отобрать и поделить”, новые собственники не придут, осознавая риск потерять активы в будущем.


Таким образом, вначале необходимо снять этот запрос, а уже потом национализировать и повторно продавать объекты. Чтобы понять, как это сделать, следует разобраться в причинах такого отношения наших сограждан к крупному капиталу. Последний год показал, что украинцы почти изжили советский стереотип “богатый — значит плохой”. Одного человека из рейтинга Forbes избрали президентом, второму не устают выражать признательность за обуздание сепаратизма на вверенных территориях. Однако пока общество не готово согласиться с тем, что “богатый — значит целеустремленный, умный, трудолюбивый и везучий” (такую характеристику состоятельным согражданам дает большинство американцев). Пока олигархи просто поделены на хороших и плохих. Да и не могло быть по-другому. Несмотря на революцию, они продолжают приумножать свои состояния благодаря доступу к власти за счет контроля над бюджетными потоками, управления госактивами, выбивания дотаций из госбюджета и многого другого. Единст­венный путь — сделать систему использования бюджетных средств максимально открытой, наказывать не только бизнес, обогащающийся с нарушением законов и процедур, но и чиновников, которые делают возможным такое обогащение. И это должно происходить не в отношении отдельно взятых плохих, а всех без исключения. Только после этого можно надеяться, что в обществе отпадет запрос на “отобрать и поделить”.


Есть и еще один нюанс. Репри­ватизация часто воспринимается обществом как некое восстановление социальной справедливости, а государством — как способ наполнить казну. Здесь также можно запустить цивилизованные механизмы, уже опробованные на практике. Взять, например, налог на непредвиденные доходы, введенный в Велико­британии правительством Тони Блэра. Он был направлен на корректировку заниженных цен на акции компаний, приватизированных при правительствах Маргарет Тэтчер и Джона Мейд­жора. Чтобы подогреть интерес к приватизации, они продавали компании по ценам ниже рыночных. К примеру, стоимость акций British Telecom выросла в два раза в течение первых двух недель после продажи компании. Но лейбористы, придя к власти в 1997 г., в бюджете на следующий год потребовали от покупателей выплатить 23% от разницы между ценой, по которой была продана компания, и ее “реальной” стоимостью, которая определялась как девятикратный размер средней прибыли, заработанной в течение первых четырех лет после приватизации. Шуму это решение наделало много, бизнес упрекал Блэра в том, что компании уже много раз сменили собственника и нынешние владельцы никак не в ответе за сверхприбыли, полученные первоначальными покупателями. Но лейбористы были непреклонны, и в итоге налог был уплачен. Никто не мешает и Украине предложить Ахметову и прочим доплатить. А уже если откажутся, то в качестве альтернативы поднимать вопрос о возврате имущества государству.


Народ против Standard Оil


В контексте выстраивания отношений власти с олигархами через судебную систему особо интересным представляется опыт США начала XX в. — громкое антимонопольное дело “Народ против Standard Оil”. Наш особо крупный капитал не только сросся с властью, но его представители не желают делить “свои” рыночные ниши даже друг с другом. То есть де-факто занимают монопольное положение на рынках — кто в энергетике, кто в газовой сфере, кто в нефтепереработке. Век назад с этой же проблемой столкнулись Штаты. Standard Оil, принадлежавшая Джону Рокфеллеру, формально не была чистым монополистом, однако позволяла се­бе довольно неприятные вы­ход­ки. Например, могла нанять банды для разрушения конкурирующих нефтепроводов или сговориться с железнодорожниками о заниженной цене транспортировки, из-за чего казна недополучала ежегодно до $50 млн. Тогдашний президент Теодор Рузвельт начал судебный процесс с целью ликвидации ком­пании. Параллельно все го­сударственные ведомства отказались от покупки нефтепродуктов у Standard Оil. Про­цесс длился долго — шесть лет, но в итоге суд принял решение о ликвидации Standard Oil. Она была разделена на 38 отдельных компаний, у Рокфеллера остались пакеты акций во всех из них, но ни в одной уже не было контрольного.


Виктория ПОДА




Додати коментар

Користувач:
email:





У бізнесі йдеться
Не про гроші, а про людей
Так що тримайтеся!

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
13:58 - Понад 3,2 млрд грн зможе отримати бізнес Дніпропетровщини у межах державної політики “Зроблено в Україні”, – Юлія Свириденко
13:38 - Понад 3,2 млрд грн зможе отримати бізнес Дніпропетровщини у межах державної політики “Зроблено в Україні”, – Юлія Свириденко
12:14 - РНБО пропонує заборонити рекламу казино з використанням військової символіки
12:00 - Інтерв’ю Андрія Пишного про перебіг Весняних зборів МВФ та Світового банку у Вашингтоні
11:25 - Польські фермери зняли блокаду двох пунктів пропуску на кордоні з Україною
11:22 - Енергетична ситуація в регіонах на 20 квітня
11:18 - Цифровізація державних послуг в Україні створює потужний антикорупційний ефект, - Ольга Зикова
10:57 - ЕНЕРГЕТИЧНА СИТУАЦІЯ В РЕГІОНАХ на 20 квітня: через негоду знеструмлені 11 населених пунктів; за добу енергетики відновили електропостачання понад 26 тисячам абонентів
10:29 - Ситуація в енергосистемі на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується
10:12 - СИТУАЦІЯ В ЕНЕРГОСИСТЕМІ на 20 квітня: дефіциту електроенергії не прогнозується; внаслідок обстрілів на Донеччині знеструмлювалася шахта – під землею залишалися понад 130 працівників
10:10 - Військовим заборонять доступ до казино: Зеленський увів в дію рішення РНБО
10:00 - єРобота: За грантові кошти письменниця випустила свою першу дитячу книжку
10:00 - московія уразила інфраструктурний об'єкт в Одесі
09:41 - У МВС відбулася робоча зустріч із представниками Європейської Комісії
09:33 - Оперативна інформація щодо наслідків ведення бойових дій російською федерацією та роботи піротехнічних підрозділів ДСНС України
09:17 - Сергій Марченко обговорив із міністрами фінансів європейських країн поглиблення співпраці на шляху інтеграції України в ЄС
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024