Чтобы понять энергорынок, не обязательно засовывать пальцы в розетку
28.03.2015 09:44 | Укррудпром
Зеркало недели, 27 марта 2015.
Опубликовано 09:17 28 марта 2015 года
Нарастающая проблема неплатежей, нехватка мощностей, дефицит топлива — путь к энергетическому дефолту.
Если нет рыночного спроса, значит, где-то есть нерыночное предложение.
Алонсо Арджуна
Прошло почти полтора года с момента, как был принят Закон “О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины”. Этот базовый закон не только устанавливает аналогичные европейским правила работы, но и предлагает план действий, начать выполнять который следовало еще год назад.
Во всем мире реформаторы (в нормальном понимании этого слова) знают, что если вы планируете что-то изменить в устройстве системы, то первые шаги даются вроде бы легко. Но затем появляются препятствия, вроде бы не зависящие от тех, кто предложил реформу, и она отодвигается на все более и более отдаленный срок. И если не проявить волю, то сопротивление среды не преодолеть. А сила сопротивления сопоставима с масштабами предложенных изменений. Можно представить силу, желающую сохранить нынешний рынок электроэнергии Украины, стоимость продукции которого в 2014 г. составила более 115 млрд грн.
В истории с реформой энергорынка Украины было не столько воли, сколько “добровольно-принудительного”. Добровольность заключалась в том, что небольшая группа в управлении энергетикой страны и руководстве крупнейших энергокомпаний, европейские институты и эксперты понимали неотвратимость деградации и неэффективности работы существующей модели энергорынка и требовали ее замены. Эту группу поддерживала часть крупного энергобизнеса, который имел свое стратегическое видение выгодности евроинтеграционных процессов. Принудительность состояла в том, что Украина взяла на себя обязательства перед Европейским Энергетическим сообществом по имплементации Второго и Третьего энергопакетов.
Энергетические рынки не учитывают будущие процессы — они их формируют. Здесь и сейчас
Закон о реформе рынка электроэнергии был принят за месяц до Вильнюсского саммита 2013 г., на котором мог быть рассмотрен вопрос о Соглашении об ассоциации Украины с ЕС. Подписание соглашения об ассоциации, как подробно описывало ZN.UA, тогда не состоялось.
Но закон о кардинальной реформе энергорынка Украины, являющийся, собственно, частью реализации этого соглашения, вступил в силу. И, как ни парадоксально, но люди, выступавшие в роли архитекторов нового европейского рынка, оказались вне игры.
2014-й стал революционным годом для Украины, но на энергетическом поле страны, похоже, играли не “в Чапаева”, а в поддавки.
Немногим более года назад мною была написана статья о 13 основных принципах и возможностях, которые дает новый энергорынок (ZN.UA № 47 от 13 декабря 2013 г., “Новый рынок электроэнергии Украины: процесс, а не событие”). За полтора года практически ни одна из этих возможностей не использована. И не в чертовой дюжине дело. Даже такой, казалось бы, организационно-безобидный шаг, как создание координационного центра, не сделан до сих пор, хотя это должно было произойти в феврале прошлого года.
Основной причиной, затормозившей процесс реформирования, называют аннексию Крыма и военные события в Донбассе, и это, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов. Но все эти события, скорее, вскрыли слабость существующей модели и работы энергорынка страны, а не подтолкнули к ее изменению.
Что представляет собой энергорынок образца марта 2015-го?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться в 2014 г. Аннексия Крыма была первым ударом не только по целостности Украины, но и по ее Объединенной энергетической системе (ОЭС). Крым был энергодефицитным районом и потреблял из ОЭС Украины около 6,5 млрд кВт