Перспективы создания единого страхового рынка на пространстве ЕврАзЭС сомнительны и пока остаются декларацией
02.09.2014 18:16 | forinsurer.com ... все о страхованииПерспективы создания единого страхового рынка на пространстве ЕврАзЭС сомнительны и остаются декларациейСтраны, подписавшие Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭС) и раздел, касающийся финансовых и страховых услуг, предпринимают все необходимые шаги, чтобы общий страховой рынок ЕЭП стал жизнеспособным и не остался только на бумаге.
Решение о создании общего страхового рынка, принятое государствами-членами Евразийского экономического сообщества (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном) более 4-х лет назад, все еще остается фактически декларацией о намерениях, считают эксперты «Новой Газеты».
Протокол о создании общего страхового рынка государств-членов ЕврАзЭС был подписан сторонами в Минске еще 27 ноября 2009 года.
Новым членом ЕврАзЭС с 1 сентября 2014 года стала Армения — соответствующее решение принято после подписания договора между РФ и Ереваном. Напомним, что руководство Армении ранее неоднократно заявляло о желании подписать договор, однако этот процесс откладывался.
Ввиду начала работы Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года до недавнего времени шла активная работа по созданию общего рынка страхования на территории этих стран.
После подписания Договора в конце мая 2014 года было объявлено о начале создания общего финансового и страхового рынка.
Однако, учитывая несоответствие в разы размеров и амбиций страховых рынков России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении и Таджикистана, влияние на рынке страхования и перестрахования в этом союзе будет неравным, считают эксперты. Так, наприсмер одна российская компания собирает раз в 6 раз больше, чем весь страховой рынок Белоруссии. Проблема в том, что объединить пытаются слабых игроков.
Практические действия государств, входящих в ЕврАзЭС, зачастую ухудшают условия ведения бизнеса, что не способствует ускорению экономической интеграции.
С учетом этого перспективы создания объединенного страхового рынка на пространстве ЕврАзЭС представляются сомнительными, считают эксперты.
Кроме того, сейчас отношения между некоторыми странами-участницами стали напряжеными в связи с неоднозначными заявлениями Президента РФ Владимира Путина относительно «отсутствия государственности» в Казахстане. Хоть российские СМИ и Кремль пытались пояснить, что имелось ввиду совсем другое, но Казахстан и Беларусь соответствующие выводы сделали.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил в ответ на заявление Путина, что если членство в ЕврАзЭС будет угрожать суверенитету Казахстана, то Республика будет готова выйти из союза.
Гармонизация страхового рынка затягивается
Договор ЕврАзЭС фиксирует переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.
Эксперты подтверждают необходимость обеспечить взаимодействие страховщиков при осуществлении страховой и перестраховочной защиты крупных энергетических (неядерных), гидроирригационных и экологических рисков. Второе направление сотрудничества — страхование инвестиций. Третьим возможным объединяющим фактором называют страхование трудовых мигрантов.
Однако анализ страхового законодательства не убеждает в готовности правительств подкрепить политические декларации реальным движением в направлении к интеграции. Представители иностранных страховых компаний жалуются, что в Таджикистане и Киргизии им постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые находятся вне правового поля. Не всегда удачно, правда по другим причинам, складывается бизнес для иностранных страховщиков и в Казахстане. Например, две российские компании в свое время были вынуждены уйти с этого рынка.
— «Особенности национальных законодательств не оставляют возможностей для интеграции страховых рынков. Барьеры установлены давно. Они предназначались для борьбы с псевдоперестрахованием, но эти ограничения затронули и тех игроков, которые занимаются настоящим перестрахованием», — заявил первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин. Он считает, что выравнивание страхового законодательства, синхронизация регулирования, создание перестраховочного пространства позволят со временем создать новый мощный центр перестрахования в рамках стран ЕврАзЭС.
По словам директора департамента финансовой политики ЕЭК Бемби Хулхачиева, завершение процессов гармонизации, создание общего рынка и наднационального финансового органа, который будет находиться в Алматы, планируется в 2025 году. Об этом он заявил изданию Gazeta.kz в конце лета.
Общий финансовый и страховой рынок будет характеризоваться следующими критериями:
— гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов;
— взаимное признание лицензий на территориях других государств-членов в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг;
— осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица;
— административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией.
Целью первого соглашения является сближение подходов к регулированию деятельности на финансовом рынке, в частности, в сфере требований и условий выдачи лицензии на оказание финансовых услуг.
А Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, было разработано для того, чтобы регулятор одного государства-члена Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) смог доверять системам и мерам регулирования других государств-членов ЕЭП. Для этого необходимо обеспечить обмен полной и достоверной информацией в отношении регулируемых финансовых организаций между регуляторами стран-участниц ЕЭП.
Тем не менее, сегодня совместно с регуляторами стран-участниц разрабатывается План гармонизации законодательства, который определит конкретные мероприятия, в том числе какие нормативные правовые акты подлежат гармонизации. Это как раз и будет, по сути, «дорожной картой» по гармонизации законодательств трех стран в финансовой сфере.
Таким образом, первые шаги по созданию общего страхового рынка, которые повлекут за собой признание лицензий и выработку единых, согласованных правил для работы страховых компаний стран, уже осуществляются, уверен Бембя Хулхачиев.
Сейчас разрабатывается План гармонизации законодательства, который определит конкретные мероприятия.
Новые страховые продукты в рамках ЕЭП
Гармонизация законодательства будет проработана в так называемой «дорожной карте» — Плане гармонизации.
Эксперты заявляют, что гармонизация страхового законодательства стран-участниц ЕЭП может занять значительный период времени.
Сейчас идет работа над проектами, которые позволят в ближайшее время говорить о переходе к общему страховому рынку. В первую очередь, создание механизма взаимного признания полисов ОСАГО на территории стран-участниц ЕЭП.
Кроме того, обсуждаются возможности разработки нового страхового продукта в рамках Единого экономического пространства — обязательное страхование ответственности автовладельца с покрытием по странам ЕЭП.
Данный продукт даст возможность страхователю сделать выбор между полисом для внутреннего использования и полисом с правом использования в странах ЕЭП, включая свою страну (с расширенной территорией покрытия).
Общий рынок позволит страховщикам работать по единым правилам, которые будут также гармонизированы и для участников страхового рынка. Это позволит снизить барьеры и ограничения, которые сейчас существуют на национальных рынках этих стран.
Надо также отметить, что создание общего рынка приведет к усилению конкуренции между участниками финансового рынка, считают эксперты, что в дальнейшем будет способствовать улучшению качества услуг и, возможно, удешевлению некоторых из них.
Полный текст новости также читайте у наших партнеров